Для решения педагогической задачи, в каждой теме спланированы и апробированы разноуровневые задачи (задания), которые по-разному практикуются в дифференцированных группах.
Практическая работа «Географическое положение России»
Цель: систематизация знаний о ФГП и ЭГП России, формирование умений работать на контурной карте страны.
Задания:
Красным цветом нанесите государственную границу страны, подписав страны-соседи и их столицы.
Отметить крайние точки страны, подписать омывающие моря и океаны.
Отметить пограничные объекты, используя географическую номенклатуру.
Заштриховать территорию России, расположенную за северным полярным кругом.
Обозначить крупные порты России.
Показать географический центр России расположен в Красноярском крае на юго-восточном берегу озера Виви, в точке с координатами: 66* с.ш. 94* в.д
Тест с ошибками по теме «Географическое положение России» считается продвинутой задачей, которую решают все обучающиеся продвинутой группы, как дополнение к контурной карте, а в базовой группе я предлагаю это задание отдельным ученикам в виде карточки за дополнительную отметку.
Задание "Найти как можно больше ошибок в тексте"
«Ты просил рассказать о России, я учусь в 8-ом классе, поэтому знаю многое о своей стране. Россия – самое большое государство в мире, её площадь составляет 30,3 млн. км². Она располагается на северо-востоке Евразии, занимая более 40% Европы и почти половину Азии. Россию омывают воды четырёх океанов, по суше она граничит с 12 государствами. Морские границы в 2 раза протяженнее сухопутных и равны длине экватора. У России- 6 крайних точек. Северная материковая оконечность страны – остров Рудольфа в архипелаге Земля Франца – Иосифа. Крайняя южная точка России – город Кушка. Крайняя восточная точка России – мыс Челюскин имеет западную долготу, поэтому государство расположено в трех полушариях: северном, западном и восточном. Россия расположена в двух частях света: Европе и Азии. Соотношение в процентах 25%-75%.
Страна располагается в арктическом, субарктическом, умеренном и тропическом климатических поясах. В моей стране огромное количество природных ресурсов. Самые распространённые: лесные и минеральные».
Решение нестандартных (олимпиадных) задач (РНЗ) предлагаю обучающимся продвинутого уровня также за отдельную отметку.
Разноуровневое задание "Денежные единицы стран-соседей"
Задание: Заполните таблицу, перечислив всех соседей России первого порядка с их столицами. Страны-соседи России расположены в таблице в соответствии с определенной закономерностью. Определите эту закономерность.
Страна |
Столица
|
Национальная валюта |
|
|
Иена |
|
|
Евро |
|
|
Евро |
|
|
Гривна |
|
|
Доллар |
|
|
Злотый |
|
|
Крона |
|
|
Тугрик |
|
|
Евро |
|
|
Евро |
|
|
Вона |
|
|
Юань |
|
|
Тенге |
|
|
Лари |
|
|
Рубель |
|
|
Манат |
|
|
Апсар |
Разноуровневое задание «Проливы у берегов страны»
№ |
Объект 1 |
ПРОЛИВ |
Объект 2 |
1 |
Черное море |
Керченский пролив |
|
2 |
О. Сахалин |
|
Сихотэ-Алинь (Приморский край) |
3 |
|
Пролив Лонге |
Чукотский полуостров |
4 |
Ляховские о-ва |
|
Яно- Индигирская низменность |
5 |
|
Маточкин Шар |
|
6 |
Чукотский полуостров |
|
Полуостров Аляска |
7 |
Полуостров Ямал |
Пролив Малыгина |
|
8 |
|
Кунаширский пролив |
Японские острова |
9 |
О. Котельный |
|
Ляховские о-ва |
10 |
|
Благовещенский пролив |
о. Новая Сибирь |
11 |
|
Пролив Лаперуза |
|
12 |
О. Вайгач |
Карские Ворота |
|
13 |
Северная Земля |
|
Полуостров Таймыр |
14 |
|
1 Курильский пролив |
Курильские острова |
15 |
|
Югорский Шар |
|
Практическая работа «Определение по картам основных районов выращивания зерновых, зернобобовых и технических культур, главных районов животноводства»
Задания:
Используя материал учебника, атлас, справочный материал, заполните таблицу «Растениеводство России»:
отрасль растениеводства |
виды культур |
условия выращивания |
география размещения |
зерновое хозяйство |
|
|
|
Зерново-бобовое |
|
|
|
овощеводство |
|
|
|
выращивание технических культур |
|
|
|
садоводство |
|
|
|
виноградарство |
|
|
|
рисосеяние |
|
|
|
Используя материал учебника, атлас, справочный материал, заполните таблицу «Животноводство России»:
отрасль животноводства |
направление, продукция |
география размещения |
скотоводство |
|
|
овцеводство |
|
|
свиноводство |
|
|
птицеводство |
|
|
коневодство |
|
|
звероводство |
|
|
пчеловодство |
|
|
оленеводство |
|
|
Задание №3 для продвинутой группы. Каждая задача оценивается в 2 балла. Если вы набрали 6-8б - отметка «5», 4-5 б. – отметка «4».
Укажите особенность сельского хозяйства Оренбургской области, которая способствовала созданию на территории области маслоэкстракционного завода.
В г. Сорочинске Оренбургской области строится маслоэкстракционный комбинат. Объём инвестиций в его строительство составит 2,8 млрд рублей. Мощности нового производства позволят перерабатывать 400 тыс. т сырья в год. Планируется, что предприятие будет ежегодно производить 177 тыс. т растительных масел.
Укажите особенность сельского хозяйства Ярославской области, благодаря которой будет обеспечено снабжение предприятия сырьём.
На территории Борисоглебского района Ярославской области началось строительство завода по переработке 350 тонн свежего молока в сутки. По уровню технической оснащённости это будет второе предприятие в России после завода «Галактика» в Гатчине Ленинградской области.
Какая особенность сельского хозяйства Краснодарского края способствовала строительству в Белореченском районе нового предприятия по производству соков и сокосодержащих напитков?
8 сентября 2012 г. в Белореченском районе Краснодарского края состоялся торжественный ввод в эксплуатацию предприятия по производству соков и сокосодержащих напитков. Проектная мощность нового предприятия — 250 млн. литров сока.
Какая особенность сельского хозяйства Липецкой области способствует бесперебойному снабжению сахарных заводов сырьём?
Липецкая область — один из лидеров в России по производству сахара. В 2012 г. началась модернизация предприятий отрасли, из-за которой объёмы производства сахара составили всего 410,5 тыс. т. После её завершения планируется превзойти уровень 2011 г. —634 тыс. т.
Тест "Закономерности распределения тепла и влаги на территории России". 8-й класс
Выявление особенностей зимнего сезона (задания для команды).
Используя рисунок «Средняя температура января» (№10) и карты атласа определите:
А) Где в РФ самая высокая средняя t. января?
Б) Где в РФ самая низкая средняя t. января?
В) Как распределяются изотермы на территории России зимой?
Г) Почему таков ход изотерм?
Д) Что влияет на распределение январских изотерм зимой?
Е) Какая сила нарушает закономерность изменения температуры с широтой?
Выявление особенностей летнего сезона (задания для команды).
Используя рис. «Средняя температура июля» и карты атласа, определите:
А) Где в России самая высокая средняя t. июля?
Б) Где в нашей стране самая низкая средняя t. июля?
В) Как распределяются изотермы на территории России летом?
Г) Почему таков ход изотерм июля?
Д) Что влияет на распределение июльских изотерм?
Годовая амплитуда температур (задания для команды).
Важным показателем является годовая амплитуда среднемесячных температур января и июля.
А) Подумайте, где на Земле амплитуда равна 0 градусов?
Б) Как изменяется амплитуда колебания температур при движении с запада на восток?
В) О чём говорит увеличение амплитуды температур января и июля?
Г) Где в Росси самые холодные зимы?
Д) Определите годовую амплитуду температур в городах Мурманск, Салехард, Пермь.
Распределение осадков (задания для команды).
А) Как распределяются осадки на территории России?
Б) Где самые "влажные" районы и почему?
В) Где самые "сухие" районы и почему?
Г) Какие факторы влияют на такое распределение осадков?
Испарение и испаряемость (задания для команды).
А) Что такое испаряемость?
Б) Как оно связано с испарением?
В) Что такое коэффициент увлажнения? В каких диапазонах он колеблется?
Г) Определите коэффициент увлажнения:
На Кольском полуострове;
На Прикаспийской низменности;
в центре Западно- Сибирской равнины
Для закрепления полученных знаний предлагаю познавательную задачу, которая выполняется каждым учеником индивидуально.
Задание: Заполните пропуски, установив причинно-следственные связи климатических особенностей России
№ |
закономерность |
причина |
1 |
широтное понижение июльских температур с юга на север от +24 до +4 |
неравномерное поступление солнечной энергии, разный угол падения солнечных лучей |
2 |
|
удаленность от теплых морей, континентальность и суровость климата увеличивается |
3 |
самое жаркое лето на юге Русской равнины |
|
4 |
самая холодная зима в Восточной Сибири |
|
5 |
|
постепенное удаление от Атлантического океана, западные ветры задерживают Уральские горы |
6 |
самая теплая зима –Сочи ( Предкавказье) |
|
7 |
|
Муссонная циркуляция на Дальнем Востоке |
8 |
самое холодное лето на северных островах и на вершинах Кавказа |
|
Мини-исследование «История исследования территории России»
Задание№1. Пользуясь картой и материалами учебника, впишите объекты на территории России, названные в честь путешественников и первооткрывателей.
путешественники и первооткрыватели |
географические объекты |
Владимир Атласов |
|
Витус Беринг |
|
Семен Дежнев |
|
Борис Вилькицкий |
|
Семен Челюскин |
|
Иван Черский |
|
Владимир Арсеньев |
|
Григорий Шелихов |
|
братья Лаптевы |
|
Петр Врангель |
|
Василий Прончищев |
|
Отто Шмидт |
|
Ерофей Хабаров |
|
Иван Ратманов |
|
Задание №2: Решите тест:
Первую Камчатскую экспедицию возглавил:
а) И. Москвитин б) С. Дежнев в) В. Поярков г) В. Беринг
Первооткрыватель р. Амур (по вопросу по №1)
«Чертежную книгу Сибири» -первый атлас России составил:
А) Е. Хабаров б) В. Атласов в) С. Ремезов г) Ф. Попов
4. Предполагают, что именно он впервые вступил на полуостров Камчатка:
...
5.Русское географическое общество было создано в: А) 1701 б)1741 в) 1845 г) 1910
6. Первое прохождение Северного морского пути без зимовки возглавил:
А) Г. Седов б) И. Папанин в) Б. Вилькицкий г) О. Шмидт
7. Первый город, заложенный русскими в Сибири:
А) Тобольск б) Якутск в) Новосибирск г) Мангазея
8. Центр торговли пушниной в 16-17 вв.
9. Выделите фамилии исследователей Арктики, участников Великой Северной экспедиции:
1. В.И. Беринг 2. В.В. Прончищев 3. А.И. Чириков 4. С.П. Крашенников 5. В.А. Обручев. 6. Е.П. Хабаров 7. С.Г. Малыгин
Задание «Русские географы-путешественники»
Российские географы-путешественники не только исследовали территорию России, но и внесли существенный вклад в открытие и познание земного шара. Определите пропуски в тексте о российских исследователях и их вкладе в историю географических открытий мира. Ещё в Средние века новгородцы совершали плавания по Ледовитому океану на остров Грумант, который сегодня называется ____ (1) и принадлежит государству ____ (2). Одним из первых географических описаний, составленным русским купцом ____ (3), является книга «Хождение за три моря», в которой автор повествует о своём путешествие в ____ (4) в 1468–1474 гг. В XVII в. русские мореплаватели Ф. Попов и ____ (5) открыли пролив между Азией и Америкой, который сегодня называется ____ (6) пролив, а крайняя восточная точка Евразии, с географическими координатами ____ (7), носит имя одного из этих исследователей. В честь русского путешественника названа также и крайняя северная точка Евразии – ____ (8) на полуострове ____ (9). Офицер русского флота Витус Беринг и его помощник ____ (10) руководили Великой Северной экспедицией, в ходе которой, помимо современных российских территорий и акваторий в ____ (11) океане, был исследован архипелаг ____ (12) острова, которые на сегодняшний день принадлежат государству ____ (13). XIX в. – эпоха российских кругосветных путешествий. Первое российское кругосветное плавание на шлюпках «Надежда» и ____ (14) возглавили ____ (15) и Ю.Ф. Лисянский. Именем ____ (15) назван ____ (16) в ____ (6) проливе, который сегодня принадлежит государству ____ (13). Безусловно, великим достижением российских путешественников стало открытие последнего материка – ____ (17) в 1820 г. во время экспедиции под руководством ____ (18) и ____ (19). Их именами названы ____ (20) у берегов ____ (17), а в честь ____ (18) назван ____ (16) в составе Южных Сандвичевых островов.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/