logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Тетрадкин Град

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Тема «Лексика»

 

 

1. Слово имеет значение одно,

Всем, без сомнения, значение ясно.

Никто перепутать не сможет его,

Всегде однозначно, значит, оно.

 

 

2. Качество и признаки вместе собирают,

Близкими по смыслу и оттенками бывают,

Характеризовать предмет с разных сторон помогают

Синонимы часто в речи применяют.

 

 

3. Мало-много,

Добрый-злой,

Лежат-сидят...

Антонимы друг с другом

Всегда против стоят.

Запомнить это несложно,

Значения их противоположны.

 

 

4. У них одинаковое  звучание,

У них одинаковое написание,

Но при одинаковом произношении

У них абсолютно разное значение

Это не антонимы, не синонимы,

Эти слова называют омонимы.

 

 

5. Однокоренными они бывают,

Похожим звучанием нас привлекают,

Но все-таки разное обозначают,

Паронимами в лексике их считают.

 

 

6. Запах и вкус истории

Эти слова сохранили,

Когда-то предки наши

Их произносили.

Предметы исчезли,

Что они называли,

Или значения тех слов

Забывали,

Историзмами, архаизмами                                      

Все они стали.

 

 

7. Как стремительно жизнь меняется,

Каждый день что-то новое появляется

Дилер, менеджер, брокер, ноутбук-

Слова новые все звучат вокруг.

Они каждый день нам встречаются,

Неологизмами называются.

 

 

 

Тема «Части слова»

1. Слову корень смысл дает,

Его значения выражает,

Только корень помогает

Понять, что слово означает.

 

 

2. Приставки и суффиксы к ним подбежали,

Бережно корни под руки взяли,

Новым значением их наградили,

Речь человека обогатили.

 

 

3. Чтоб корню новый смысл придать,

Приставку или суффикс придется нам взять.

Летчик, вылет, недолет

Произошли от корня -лет-

Был просто лес, а стал лесочек,

Перелеском стал лесок,

Кот-котищем,

Свет-светло,

Подоконником-окно

Сколько новых слов, однако,

Нам придумать суждено.

 

 

4. Умный, добрый, гуманист,

Веселый, бодрый оптимист,

Унылый, грустный пессимист

И крутой авантюрист

Дружбу водят только с – ист-

 

 

5. Гонец, стрелец

Певец, мудрец-

Мужчины любят

Суффикс -ец-

Певица, львица

И частица-

Женщина суффиксом -иц-

Гордится.

 

 

6. Под, -от, -над, -об, -в, -и, -пред-

Не ошибаюсь в них я впредь!

Перед нами приставки на согласные,

Последнюю букву менять не согласные.

 

 

7. Буква З и буква С в приставках местами меняются,

Когда перед звонкими или глухими согласными появляются,

Только приставка С – никогда не сдается,

Всегда только С остается.

 

 

 

Тема «Имя существительное»

 

1. Это часть речи обозначает предмет.

Вопросы кто, что,-

Других больше нет.

 

 

2. тетради, блокноты и книжки (что?)

Купили для школы девчонки, мальчики (кто?)

Все, что жизнью наделенное,

Есть одушевленное,

А в котором жизни нет-

Неодушевленный тот предмет.

 

 

3. Эта чудная часть речи

Все предметы привечает,

На вопросы Кто? и Что?

Предметы отвечают.

Небо, звезды, листопад,

Книга, карта, снегопад,

Восток и Запад – части света,

Сахар, сладости, конфеты...

Зелень, желтизна, белила,

Которыми стены я в доме белила.

В спорте: выступления, эстафеты...

Все это мы зовем предметы.

 

 

4. Коль он вещи разбросает,

Его неряхой окрестили,

Она рыдать не прекращает,

Имя плаксы ей дадим.

Выскочки и злюки,

Вояки и неряхи,

Непоседы, плаксы

и работяги

И мальчиков, и девочек

Так частенько зовут,

Ведь существительные общего рода

На помощь нам всегда придут.

 

 

5. Папа, мама и семья-

В конце имеют А и Я

Это первое склонение

Вы запомните, друзья.

Завод и гений, здоровье и мнение

Конь и село, собрание и дом

Кто же со вторым склонением,

Ребята, из вас не знаком?

Лошадь, мышь, рожь, мысль, мать и дочь-

Всегда на мягкий знак увидишь ты слова

Женского рода  Площадь и Ночь

Третьего склонения не нарушай права.

 

 

6. Что десять слов на-мя

И слова путь

Разносклоняемы,

Ты не забудь!!!

 

 

7. Кофе, метр, депо и пальто,

Купе, портмоне, шоссе и плато

Всегда и везде

Ты запомни его

Ведь несклоняемое оно!!!

 

 

8. В конце шипящих в женском роде

Мягкий знак всегда был в моде,

Но не любит его вот

После шипящих мужской род.

 

 

9. При склонении гласный удержался,

Значит, суффикс –ик-остался.

Если гласного не слышим,

Суффикс – ек-напишем.

 

 

10. Желают дети твердо знать:

Суффикс –чик-когда писать?

Он всегда имеет вес

После букв ж, д, т, з, с

Трещотка, обжора, шофер,

Шов, шорох  и шок, и мажор,

Шомпол, жокей и чащоба,

Шорты, шоссе и трущобы

Жокей в капюшоне съел шоколад,

Изжога замучит, боржоми он рад,

А чопорный, чокнутый  шорник

Залез с перепугу в крыжовник. 

 

 

 

                          

Тема  «Имя прилагательное»

 

1. Знаем мы с вами правило это,

Что есть в прилагательных признак предмета,

И к ним вопросы задает любой:

Чей? Какая? Чье? Какой?

 

 

2. В споре любознательных

Есть суффиксы –чив- и –лив-:

Характером застенчив,

В друзьях непеременчив,

Доверчив и отзывчив

Хороший человек.

 

 

 

Тема «Имя числительное»

 

1. Имена числительные легко вы узнаете,

Если количество предметов посчитаете

И по порядку их расставите .

К ним два вопроса только:

«Который?» и «Сколько?»

 

 

2. Непремено надо знать,

Как числительные писать:

С двумя н –одиннадцать

С я –пятнадцать

С т –шестнадцать

С буквой а напишем чисто

И четыреста, и триста,

Букву о  мы впишем просто

В конец числительного девяносто.

 

 

 

                           

Тема  «Глагол как часть речи»

 

1. По действию предметов глаголы узнаем.

Что делать? Что сделать?-

Вопросы задаем.

 

 

2. Нельзя автобус быстро гнать,

Надо крепко руль держать.

Будешь все тогда сигналы слышать

И легко будешь дышать.

Чтоб пассажиров не обидеть

О тебя их жизнь зависит,

Будешь знаки ясно видеть,

Головою не вертеть,

За дорогою смотреть,

Лихачей всех ненавидеть,

Безобразия на дороге не терпеть-

Все надо в пути преодолеть.

 

 

3. Надо знать ребятам всем-

В спряжение первом –ешь,-ет,-ем.

Во втором писать спешим

Окончанья –ишь,-ит,-им.

 

 

4. К спряженью первому бегут

Все глаголы с –ут и –ют,

А глаголы с –ат и –ят

Ко второму все спешат.

 

 

5. Став мягкий знак незамедлительно,

Коль наклонение повелительное

Никакого нет сомнения:

Глагол лягте - исключение.

 

 

6.Гнать, держать,дышать,зависеть,

Видеть, слышать и обидеть,

А ещё вертеть, терпеть

Ненавидеть, но смотреть

Ты запомни навсегда !!!

 

 

 

Тема «Частица»

 

1. Частицы нам любые дают оттенки смысловые,

Оттенок вопроса частицы внесли:

Неужели, разве, ли.

Частицы ни, же, даже,

Без сомнения, дают оттенки усиления.

 

 

2. Дефис поставить не забудь

В словах с –либо, -то,-нибудь.

Его, смотри, не зачеркни

В словах с –кое, -ка, -таки.

 

 

3. Будь всегда настороже:

Не ставь дефис пред бы и же.

Его ты также зачеркни

Перед частицами ль, ли

 

 

 

Тема «Предлог»

 

1. Если слово вставить смог,

Значит, будет здесь прелог.

Если здесь приставка,

То невозможна вставка:

В лес по тропинке мы пошагали

На поляне  ягод много набрали.

 

 

2. Через дефис мы пишем круглый год

Предлоги из-за, по-над, из-под.

 

 

 

                                       

Тема «Пунктуация»

 

1. Запятая, фигура кривая!

Она нужна нам в предложении

Как не крутись и не вертись.

 

 

2. В повествовательном предложении

Точку в конце ставь без сомнения!

 

 

3. Вопросительный и восклицательный

Друзья вам в беде и в радости

Нам помощники они

Побуждать и спросить

В добрый путь нас отправить

 

 

4. В сложном предложении нужны детворе

Точка с запятою, двоеточие и тире!

Предложение завершаю,

На продолжение намекаю

Не нужны вам знаки прочие

Вполне всем хватит многоточия.

 

 

5. Кавычки, как птички,

Мелькают на страничках...

Мы цитату «закавычим»!

Речь прямую ограничим!

Скобки нужны для выделения

В речи вводного предложения.

 

 

 

 

 

 

 

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 
 

Знаев

 

Блок "Поделиться"

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.