В начале века комедия считалась «низким» жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. Он переосмыслил назначение комедии. Но при этом Грибоедов, создавая «Горе от ума», придерживается законов драматургии классицизма, например, правила трех единств (времени, места и действия).
Но при этом Грибоедову все же удается совершить прорыв - не меняя формы, он создает социально-психологическое произведение. Это новая реалистическая драматургия, изображающая действительность во всем многообразии. Заслугой Грибоедова можно назвать привлечение внимания зрителя к будничности и повседневности, к реальным проблемам сегодняшнего дня, которое достигается с помощью мастерского изображения московского быта с большим вниманием к деталям.
Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, - настоящего героя времени, болеющего «болезнью века» - скукой. Но в то же время автор не просто стремился показать характерные черты скуки, он хотел узнать ее источник, то есть откуда она происходит. Понимая, что жанр романтической поэмы предполагает статичный характер героя, Пушкин сознательно отказывается от него в пользу романа - жанра, в рамках которого можно показать динамику развития характера героя.
После выхода «Евгения Онегина» многие читатели и критики посчитали, что за образом главного героя скрывается «я» автора. Но в романе Пушкина все гораздо сложнее и тоньше, он, повествуя об Онегине, постоянно подчеркивал, что пишет не о себе, а о другом человеке, и даже сделал для первого издания «Евгения Онегина» иллюстрацию, на которой на берегу Невы изображены два человека.
Характер Татьяны являет собой идеальное сочетание национальной и европейской культур. Татьяна читает французские романы, но больше ей интересны сказки няни; она засыпает с книгой под подушкой, но ей снится сон на основе русского фольклора. Изучая развитие характера героини, очень важно понимать, что она выросла в среде провинциального дворянства, а жизнь таких людей простая, естественная и близка к национальной почве. Характер Татьяны, «русской душою», мог сформироваться только в атмосфере удаленной от столицы глубинки, окруженной живописнейшими русскими пейзажами.
Владимир Ленский - романтический герой, со всеми присущими ему чертами. Он показан вне быта, он отрешен от реальной жизни, не укоренён в ней. Ленский - поэт-романтик, его прошлое туманно, все, что читатель знает о нем, - это то, что он приехал из Германии - одного из центров романтизма, высоко чтит поэзию Шиллера и философию Канта.
К моменту начала работы над образом Ленского Пушкин уже полностью отказался от романтизма и даже вступил в открытую полемику с Байроном, но Ленский был дорог автору, так как в нем были воплощены идеалы юности самого Пушкина. Поэтому образ Ленского пишется одновременно и с сердечным участием, и с довольно хлесткой иронией, которая чаще всего проявляется в описании поэтических произведений героя.
В 1830 году Пушкин назвал себя «поэтом действительности». В его эпоху еще не было понятия «реализм», но интуитивно он осознавал, что именно по этому пути идет формирование его поэзии. Главное в лирике того периода - полемика с романтизмом. Перемены в творчестве совпали с переменами в судьбе Пушкина, после восстания декабристов многое меняется в жизни поэта.
Во второй половине 1820-х годов Пушкин опубликовал своеобразный цикл стихотворений о назначении поэта и поэзии. Представление Пушкина о назначении искусства изменилось, сформировался новый образ поэта, поэтому центральное место в его лирике переходного периода (на переходе от романтизма к реализму) занимает проблема назначения поэта и поэзии.
Пушкин-поэт находился в постоянном движении и поиске новых направлений творчества. На пути от классицизма к реализму через романтизм менялось понимание роли пейзажа в повествовании.
В 1814 году Пушкин написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Это, можно сказать, была посвященная победе над Наполеоном ода, написанная высоким стилем. Основными отличительными признаками этого произведения можно назвать мерность, ощущение взволнованности и отсутствие тяжести.
Историзм - характерная черта зрелого творчества Пушкина. Наиболее ярко формирование историзма появилось в работе над «Евгением Онегиным», «Капитанской дочкой» и «Борисом Годуновым».
На первый план выступают взаимоотношения человека и истории, а автор объясняет поступки и поведение героев не роком или судьбой, как это было принято в романтической традиции, а тем, как влияет действительность и окружающая жизнь на человека. Пушкин верил в поучительную роль истории и придавал ей большое значение с самого начала своего творческого пути.
Перемены во внешней жизни поэта (1819) и Южная ссылка (1820-1824) совпали с творческими исканиями Пушкина. В 1819 году Пушкин переживает творческий кризис. По дороге на юг он собирает различный фольклор, но постепенно в нем рождался новый поэт. Романтическая лирика начинается со стихотворения «Погасло дневное светило».
Пушкин-романтик смело отказывается от штампов классицизма: в стихотворении «Погасло дневное светило» происходит соединение двух жанров - элегии и дружеского послания. Психологизм - другая черта романтизма. Поэты-романтики культивировали свою непохожесть, в отличие от классицистов, которые старательно изгоняли из искусства все индивидуальное.
Первоначально в название Пушкин вынес слово «комедия», но в окончательном виде он определил жанр произведения как «драма». Но в целом произведение не подходит ни под один жанр: нет списка действующих лиц, написано стихами, которые перемежаются с прозаическими отрывками, действие перемещается во времени. Автор на протяжении всего произведения обозначает место действия и время. Так Пушкин соотносит конкретное историческое время изображаемыми событиями.
Еще в лирическом отступлении к «Евгению Онегину» Пушкин писал: «Лета к суровой прозе клонят», то есть пушкинский путь к прозе был очень непростым. Пушкин был недоволен жанрами современной ему прозы, он чувствовал, что необходимо создать что-то новое, и создает новый исторический роман.
История работы над «Дубровским» связана с историей создания «Капитанской дочки». В 1833 году Пушкин прекращает работу над «Дубровским», трижды переписывает завершенные главы и неожиданно начинает работу над другим произведениям - «Капитанская дочка».
Лермонтов начинал как романтик, подражал в стихах Пушкину и Байрону, он позаимствовал многие пушкинские образы, но развил их совершенно особенным образом, отличным от манеры Пушкина.
Между лирическим героем и личностью самого поэта нужно искать не биографическое сходство, а глубокое внутреннее родство, ведь иногда они могут очень сильно расходиться. Например, если сопоставить факты реальной и художественной (те сведения, которые можно найти в художественных произведениях) биографий поэта, то разительный контраст будет виден сразу же.
Поэзию Лермонтова можно читать как лирический дневник целого поколения, которому приходилось решать важные мировоззренческие вопросы в совершенно других обстоятельствах, чем пушкинскому. Подавление восстания декабристов и столь суровый конец этого славного движения привели к крушению очень многих философских идей. В следующем поколении человеку приходилось решать самые важные вопросы уже только наедине с самим собой.
Переосмыслением пушкинского наследия можно назвать стихотворение Лермонтова «Узник», где поэт переворачивает композицию стихотворения Пушкина. Меняется общий эмоциональный тон произведения, если в пушкинском варианте произведение звало к свободе, а концовка его была местом с самым сильным эмоциональным накалом, то у Лермонтова в конечном счете побеждает идея узничества, а основное настроение стихотворения - грусть.
Тема поколения очень широко представлена в лирике Лермонтова. Она раскрывается во многих стихотворениях, например, таких как «Дума» (1838) и «И скучно, и грустно» (1840).
В стихотворении «Дума» «я» лирического героя переходит в «мы» (то же встречается у Пушкина в стихотворении «К Чаадаеву»). Это - инвектива (грозное обличение) поколения, Лермонтов предъявляет строгий счет своим современникам, он отмечает свое время как «безвременье», прочерк в истории. Он обличает вялость, безыдейность и безынициативность людей своего времени, их равнодушие, унылую покорность и нежелание что-либо менять.
Лермонтовский лирический герой ищет пути преодоления одиночества, стремится узнать, как устроен мир, найти свое место в жизни. Понять, каково место человека в мире, лирическому герою помогают образы природы, его образ часто вырисовывается через них.
Стихотворение «Три пальмы», написанное в 1839 году, - яркий пример того, как, используя образы природы, Лермонтов поднимал важнейшие философские вопросы, актуальные не только для своего времени.
Стихотворение «Смерть поэта» во многом определило судьбу Лермонтова. После того, как это произведение вызвало большой общественный резонанс, он был арестован и сослан на Кавказ на 9 месяцев. Автор беспощадно обличал пороки современного ему поколения, высказывал смелые суждения, поднимал проблему кризиса общества и т. д. Лермонтов понимал, что в гибели Пушкина виновно общество, которое оттолкнуло его, не смогло разглядеть в нем величайшего гения своей эпохи.
Эта поэма, написанная в 1837 году, являет собой произведение не вполне обычное. Лермонтов поставил перед собой своеобразную художественную задачу: обращаясь к далекой истории, стилизовать произведение под фольклорный жанр русской песни. Важную роль в процессе создания «Песни про купца Калашникова» сыграли фольклорные источники.
«Мцыри» - одна из поздних кавказских поэм, последний из лучших образцов русской романтической поэмы. Замысел поэмы возник у Лермонтова в 1831 году. С грузинского «мцыри» переводится как «послушник», это слово заменяет герою имя, но, по сути, именем не является.
Лермонтов создает романтического героя, но герой этот необычен. В то время гораздо более распространен был байронический герой - герой, которому была свойственна рефлексия, то есть внутренняя раздвоенность; герой, который был склонен к самоанализу, разочарован в жизни и вынужден бездействовать. Мцыри другой, он - борец, он протестует против насилия над личностью, представляя себе Родину как край абсолютной свободы. Даже несмотря на то что побег не удался и герою так и не было суждено попасть домой, Лермонтов воспевает его способность к борьбе, могущество его воли и мужества.
Природа в «Мцыри» очень символична, через пейзажные образы не только передается настроение героя, но и авторское понимание взаимоотношений человека и природы.
В поэме большое место занимают упоминания о ветре и птицах, это - иносказательное изображение (аллегория) свободы. Главному герою кажется, что он разделяет мысли природы. Он был бы рад обняться с бурею, готов дружить с грозой, не боится ловить рукой молнию. Это родной ему мир природы, его естественная среда, она ему роднее, чем мир людей. Герою кажется внятным шум горного потока, разговор скал и камней. Он считает, что природа полна гармонии, что все голоса природы хвалят бога, но человеку нет места в этом мире, он не присоединяет свой голос в восхваление творца.
Поэма «Демон» - важнейшее стихотворное произведение Лермонтова, написанное в романтическом стиле. Поэт работал над ним более десяти лет, в период с 1829 по 1839 годы. В процессе работы над поэмой несколько раз менялся творческий замысел, Лермонтов неоднократно редактировал ее, меняя место действия, сюжет и состав действующих лиц.
Под «демоном» понимается сверхъестественное существо, чаще всего - падший ангел, восставший против бога. Демонизм - это отношение к миру, основывающееся на абсолютной свободе воли его носителя и тотальном скептицизме, конечная цель которого - разрушение всех ценностей. В его основе лежит отрицание добра и любви, а также личная обида носителя демонизма, глубокий комплекс. Понятие свободы в данном случае рассматривается не в контексте «свобода для», а в контексте «свобода от» чего-то.
Сравнивая Онегина и Печорина, надо подчеркнуть их несомненное сходство: оба они образованы, начитаны, происходят из дворянских кругов, но не могут найти себе места в жизни. Им быстро наскучивает любое занятие, они героя стремятся избавиться от общества, полного злобы и зависти: Онегин уезжает в деревню, Печорин - на Кавказ. Но и в этих местах им быстро наскучивают и пейзаж, и окружение, и женщины.
Композиционно «Герой нашего времени» построен в высшей степени необычно. Роман состоит из пяти повестей, которые первоначально печатались раздельно.
Первая часть - «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань».
Вторая часть - Окончание журнала Печорина, «Княжна Мери», «Фаталист». Если события в романе расположить в хронологической последовательности, то повести придется поставить в следующем порядке:
Гоголь долго шел к «Ревизору», он искал сюжет, где мог бы объединить личную и общественную жизнь людей. Считается, что сюжет «Ревизора» Гоголю подсказал А. С. Пушкин, и после этого Гоголь написал комедию очень быстро - он начал работу осенью 1835, а в январе 1836 года уже прочитал «Ревизора» в гостях у Василия Жуковского в присутствии Пушкина и большого количества других литераторов.
Комедия «Ревизор» была написана в 1836 году и практически сразу же была поставлена на сцене: премьера состоялась 19 апреля (1 мая) 1836 года в Александринском театре в Санкт-Петербурге.
После этого вокруг «Ревизора» развернулась настоящая литературная полемика. В. Г. Белинский и П. А. Вяземский высоко оценили комедию, но нашлись и недоброжелатели, которые утверждали, что пьеса не имеет отношения к действительности, что автор не разобрался в устройстве уездного города и очень жестоко высмеял чиновничество.
Начиная писать в 1836 году поэму «Мертвые души», Гоголь поставил перед собой поистине непростую задачу: он решил создать не просто авантюрно-приключенческий роман, а произведение, в котором «вся Русь явится».
Во многом Гоголь добивается этого за счет своей непростой образной системы: он создает яркие и характерные образы, а также сопоставляет их искусным способом, заставляя читателя в полной мере прочувствовать всю их порочность. Особенную роль здесь играет антитеза - стилистическая фигура контраста.
Мастерство Гоголя в комедии «Ревизор» в изображении чиновников проявилось в том, что он создал ряд образов героев, где каждый совершенно не похож на всех остальных, но при этом они обладают общими чертами социального поведения.
Городничий Антон Антонович не глуп, он видит все недостатки в работе чиновников уездного города, но смотрит на это сквозь пальцы. В жалобах просителей, пришедших к Хлестакову, раскрываются его злоупотребления: деспотизм, грубость, презрение к окружающим. Попечитель богоугодных заведений Земляника не стесняется красть государственные средства на содержание детского приюта или больницы для бедных, но он отличается умом и хитростью, и, придя к Хлестакову, он рассказывает не о своих делах, а о том, что в городе все дела запущены.
Гоголь сам нарисовал обложку к первому изданию «Мертвых душ». Слово «поэма» он выделил и всячески стремился подчеркнуть, что произведение его необычно по жанру. У Пушкина был роман в стихах, а у Гоголя - поэма в прозе. Оба этих произведения - лиро-эпические, и для Гоголя были важны оба эти начала.
Любое литературное произведение можно рассматривать как некое авторское высказывание, а заглавие произведения - это первое слово в диалоге автора с читателем, оно помогает понять главную мысль, то есть направленность обращения автора к читателю. Заглавие незаменимо, так как в нём передается авторская концепция, авторское видение мира. Предварительная цензура испугалась названия «Мертвые души», поэтому первое издание вышло под заголовком «Похождения Чичикова, или Мертвые души», то есть в название произведения было вынесено то, что автор не желал туда помещать.
«Шинель» - написанная в 1842 году повесть из цикла петербургских повестей Н. В. Гоголя. «Шинель» - продолжение темы маленького человека, открытой А. С. Пушкиным.
Гоголь задумывался о написании этой повести еще в 1830-х годах, вдохновил же его на создание произведения анекдот о бедном чиновнике, который очень долго копил на дорогое ружье, но утопил его на первой же утиной охоте. Он так и не смог оправиться от утраты и, приехав домой, слег в горячке и больше не вставал. Гоголь сам когда-то был чиновником и получал скудное жалованье. Поэтому он, создавая «Шинель», мог практически с точностью передать переживания главного героя, опираясь на собственный опыт.
В цикле петербургских повестей Гоголя Петербург показан через чиновничий класс. Это праздный, порочный и неискренний город, где такие люди, как Акакий Акакиевич и капитан Копейкин, совершенно беззащитны, а нос майора Ковалева делает успешную карьеру.