logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели урока: 1) повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»; 2) совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов; 3) развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость; 4) развивать у учащихся умение и навыки самостоятельной работы; 5) прививать любовь к родному языку.

Тип урока: закрепление полученных знаний и навыков.

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

Ход  урока

 Здравствуйте, ребята. 

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Фонетика», но даже на заключительном уроке мы не только повторим то, что уже успели выучить, но и обязательно узнаем много нового и очень интересного о нашем родном языке. 

Много веков назад люди общались только устно (помните, «из уст в уста»), так как не владели письменностью. Но постепенно возникла необходимость все же как-то передавать информацию, оставлять какие-то сведения, сохраняя накопленный опыт для будущих поколений…Человечество прошло огромный путь развития от узелкового письма и клинописи до создания письменности.
Кстати, знаете происхождение поговорки «зарубить себе на носу» (современное значение – хорошо запомнить)? Нос – это деревянный брусок, который носил в кармане торговый человек и наносил на него ножом зарубки, чтобы не забыть важную информацию, – что-то вроде блокнота для записей, только не писал, а делал насечки. Пока не была изобретена письменность это, согласитесь, был выход из положения.
Итак, только во втором тысячелетии до новой эры финикийцы начали записывать звуки при помощи определенных символов – букв: такой алфавит состоял из 22 букв, обозначавших только согласные звуки. Финикийский алфавит лег в основу почти всех современных систем письменности.

В истории русского языка условно различаются два периода: дописьменный (доисторический – до XI века нашей эры) и исторический (с XI века, только XI веком датируются дошедшие до нас памятники письменности). Однако первые азбуки появились раньше: уже в эпоху Древней Руси (IX век) была известна азбука глаголица, название которой произошло от глагола глаголити – «говорить», но практическое применение получила кириллица, созданная братьямиКириллой и Мефодием, – славянскими просветителями. Так, первый славянский алфавит был составлен на основе греческого письма.

 В честь великого изобретения Кирилла и Мефодия каждый год 24 мая отмечается День славянской письменности. Изучением особенностей письменной речи занимаются специальные разделы лингвистики – графика, орфография, пунктуация. Графика устанавливает состав начертаний, изучает звуковые значения букв, то есть соотношения между буквами и звуками. Буква – это графический знак, буквы можно написать и прочитать. Совокупность букв, расположенных в принятом для данного языка порядке, называется АЛФАВИТОМ, или азбукой.

  У каждой буквы алфавита своё название, буквы могут быть строчными и прописными или заглавными. Всего букв в русском алфавите 33: 10 гласных, 21 согласная и две буквы  - ъ и ь, которые не обозначают звуков. 

Интересная особенность: в русском алфавите букв меньше, чем звуков: не для каждого звука есть своя буква, обозначающая именно этот звук, например: буква «С» = «эс» может обозначать целых 6 разных согласных звуков.

Задание

Расположите слова в алфавитном порядке: улыбнулась, взяла, своему, зеркальце, и, Анюта, быстро, отражению.

Ответ: Анюта быстро взяла зеркальце и отражению своему улыбнулась. 

На первый взгляд, может показаться, что алфавит знать не обязательно. Но тогда будет намного сложнее осуществлять, например, поиск фамилии человека или слова в словаре. Алфавит упорядочивает информацию любого рода. 

Именно поэтому в алфавитном порядке размещаются слова в словарях и справочниках, составляются различные списки или, например, оглавление в учебнике: зная алфавит, вы без труда отыщете тот материал, который вам будет нужен.

Закончить сегодняшний урок мне хотелось бы фрагментом известного стихотворения поэта и переводчика Якова Козловского:

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв – сестёр родных?

Тридцать три! А сколько люди

Могут слов сложить из них?

Удачи вам на этом нелёгком, но таком интересном пути постижения тайн родного языка. До новых встреч!

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.