Максим Горький писал: «Слова, дружище, как листья на дереве. Чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево!»
Чтобы понять смысл этого высказывания, рассмотрите лингвистический рисунок:
Дерево с корнем -СВЕТ-, ветвями листьями: светать, светить, светлый, светильник, свеча, освещать, светолюбивый, засветло, рассветать, рассвет и т.д.
Он помогает понять, как образуются слова в русском языке. Как дерево растёт от корня, так и новое слово образуется от исходной (словообразующей) основы. В свою очередь основа может состоять из одной или нескольких морфем. Вот, например, морфема -Ш-. что она обозначает? Сознайтесь: непонятно. А если мы прочитаем слова с этой морфемой: шла, прошло, то догадаемся, что корень Ш обозначает движение, причём не всякое, а движение пешком. Однако в одиночку, без других морфем, этот корень ничего выразить не может. Значит, ему должны помочь в образовании новых слов словообразующие морфемы.
Возьмём, например, исходную основу с корнем УЧ и с помощью суффикса И получим глагол УЧ-И-ТЬ, существительные : УЧ-ЕНИК и УЧ-И-ТЕЛЬ, УЧ-ИЛИЩ-Е и УЧ-ЕНИ-Е, прилагательное УЧ-ЁН-ЫЙ. Такой способ словообразования называется суффиксальным.
А если к исходной основе присоединяется приставка, то новое слово образуется приставочным способом.
Давайте сыграем в игру. В ней будет участвовать исходное слово Ш-Л-И (в нём уже известный нам корень Ш со значением движения, суффикс прошедшего времени Л и окончание множественного числа –И. А ещё в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами. Образуйте как можно больше слов приставочным способом.
ВЫ-ШЛИ ОБО-ШЛИ
ПО-ШЛИ ЗА-ШЛИ
ПЕРЕ-ШЛИ
ПОДО-ШЛИ
ПРО-шли
ПЕРЕ-ШЛИ
ОТО-ШЛИ
СО-ШЛИ
Так же, как суффиксы, приставки образуют новые слова с самостоятельным значением.
Прежде чем узнать о третьем способе словообразования в русском языке, предлагаю разгадать загадку:
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
Конечно, вы догадались: речь идёт о подснежнике. Интересно, как образовалось это имя существительное? Попробуем выделить исходную словообразующую основу. Отбросим приставку – слова СНЕЖНИК в русском языке нет. Уберём суффикс – и слова ПОДСНЕЖ не существует. Это тот случай, когда слово образовано приставочно-суффиксальным способом. При таком способе словообразования к исходной основе одновременно прибавляются две словообразующие морфемы: приставка и суффикс. Помогает определить , каким способом образовано новое слово, его лексическое значение: ПОДСНЕЖНИК – цветок, который появляется весной из-под снега.
А теперь вернёмся к нашему лингвистическому рисунку. На словообразовательном дереве есть листья: СВЕТОЛЮБИВЫЙ, СВЕТЛОВОЛОСЫЙ, СВЕТОФОР. Как же образовались эти слова?
И вновь нам поможет лексическое значение слова. Светолюбивый любит свет, светловолосый – имеющий светлые волосы. В этих именах прилагательных сложены два корня. И в слове светофор исторически главных значимых частей слова было две. Корень –ФОР- от греческого ФОРОС – несущий. Значит, СВЕТОФОР – это прибор, дословно СВЕТ НЕСУЩИЙ.
Таким образом, ещё один способ словообразования – СЛОЖЕНИЕ. При образовании слов способом сложения происходит объединение исходных частей слов с помощью соединительных гласных или без них. Слова, образованные этим способом, называются сложными.
Предлагаю определить, как образовались сложные слова: ГЛУБОКОВОДНОЕ, САБЛЕЗУБЫЙ, МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ, ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ, БОЛЬШЕРОГИЙ.
В каком школьном учебнике встречаются эти слова? (Природоведение)
Составьте и запишите словосочетания с этими сложными словами. Проверьте себя:
ГЛУБОКОВОДНОЕ СООБЩЕСТВО
САБЛЕЗУБЫЙ ТИГР
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ И МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ
БОЛЬШЕРОГИЙ ОЛЕНЬ
Итак, сегодня узнали об основных способах образования слов в русском языке:
ПРИСТАВОЧНОМ, СУФФИКСАЛЬНОМ, ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНОМ И СЛОЖЕНИИ.
2. Дополнительная информация
Рекомендуемые тренажеры:
Давайте сыграем в игру. В ней будет участвовать исходное слово Ш-Л-И (в нём уже известный нам корень Ш со значением движения, суффикс прошедшего времени Л и окончание множественного числа –И. А ещё в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами. Образуйте как можно больше слов приставочным способом.
ВЫ-ШЛИ ОБО-ШЛИ
ПО-ШЛИ ЗА-ШЛИ
ПЕРЕ-ШЛИ
ПОДО-ШЛИ
ПРО-шли
ПЕРЕ-ШЛИ
ОТО-ШЛИ
СО-ШЛИ
Рекомендуемые тесты:
Составьте и запишите словосочетания с этими сложными словами. Проверьте себя:
ГЛУБОКОВОДНОЕ СООБЩЕСТВО
САБЛЕЗУБЫЙ ТИГР
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ И МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ
БОЛЬШЕРОГИЙ ОЛЕНЬ
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/