Цель деятельности учителя: создавать условия для объяснения понятия о видах орфограмм в корне, формирования умений определять орфограмму, применять правило, повторения пунктуационных правил и норм.
Планируемые результаты:
Предметные – знают орфограммы корня, осуществляют самостоятельную запись текста под диктовку.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя
Оборудование: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А4, А3, фломастеры.
Тексты: «Подготовка к Новому году» (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс «Голубая ель», заметка «Покалечили ёлку».
Музыкальные произведения: «Вальс» Г. Свиридова.
Зрительный ряд: Творческие работы учащихся (фотографии на дискетах, рисунки учащихся, отражающие их впечатления, настроение)
Демонстрационный материал: Музыка: «Метель» Г.Свиридова, картины зимнего пейзажа, стихотворения, загадки о зиме, карточки индивидуального опроса, «Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова», орфографический словарь.
Раздаточный материал: карточки индивидуального опроса; инструкции для выполнения самостоятельной работы, работы в парах; лист личных достижений.
Таблица формирования универсальных учебных действий
Этапы урока |
Формирование предметных умений |
Формирование УУД |
Организационный момент |
Привитие культуры умственного труда |
Р. Планирование учебного сотрудничества |
Орфографическая разминка |
Закрепление правописания слов с орфограммой в корне. |
Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно |
Проверка домашнего задания |
Структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. |
К. Поиск информации в традиционных источниках. |
Орфографический тест |
Закрепление определения орфограмм в корне словах. |
Р. Контроль в форме теста |
Профилактическая работа по предупреждению ошибок. |
Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций. |
П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез. |
Работа в парах по |
Группировка слов по определённым признакам. |
Р. Планирование определённая последовательность промежуточных |
Систематизация имеющихся знаний |
Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне). |
Р.Составление плана и последовательности действий |
Работа с текстом, составление словосочетаний |
Отработка навыка правописания слов с изученными орфограммами. |
К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
Взаимопроверка выполненных заданий по карточке |
Развитие навыков само- и взаимопроверки. |
Р. Контроль – сличение с эталоном |
Работа со словарными словами |
Развитие монологической речи учащихся. |
Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым |
Творческая работа. Задание на дом |
Закрепить правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне. |
Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно. |
Рефлексия |
Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. |
Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
Ход урока
I. Оргмомент
Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»
Ушла уж осень торопливо,
Пришёл черёд и зимним снам.
Сегодня ж щедрою рукою
Зима дары вручает нам.
– Уточните значение выражения «зима дары вручает нам»
– Чем воспользуемся для объяснения значения слова «дар»? (Толковыми словарями)
– Каким образом объясняется значение слова в толковом словаре? (Дети зачитывают объяснение)
– О каких дарах зимы идёт речь? (Свободные высказывания учащихся)
– Выполняя задания мы, нарисуем словесный портрет замечательного и любимого многими времени года.
II. Орфографическая разминка
– Прочитайте предложение. Вставьте буквы.
Аккуратного енота потрепал сегодня кто-то, он домой спешит бегом гладить шубку утюгом.
– Какие орфограммы встретились? (В корне слова).
III. Проверка домашнего задания
Теоретическая разминка.
Восстановите запись
Орфограммы в корне |
||||
проверяемые гласные |
непроверяемые гласные |
чередующиеся гласные |
о-е после шипящих |
ы-и после ц |
|
– Каким образом на занятии русским языком мы можем передать свое отношение к обсуждаемой теме? (Высказать свою точку зрения, качеством выполнения заданий с точки зрения орфографии).
– Выполнив ряд тренировочных заданий , покажем своё отношение к нашей обсуждаемой теме разговора.
– Сформулируйте тему урока, запишите, определите для себя цель урока.
IV. Орфографический тест
Задания:
Найдите строчку, в которой пропущена только буква О.
Р..стение, оч..рование, д..лина, б..гровый;
ж..лтый, р..скошный, прил..жание, насл..ждение;
пр..щание, к..сались, тр..пинка, к..нструкция;
ш..рох, преод..ление, р..сток, задр..жали.
Найдите строчку, во всех словах которой пропущена буква Е.
Неб..са, ув..дание, бл..стящие;
тр..вога, расст..лать, в..рхушка;
т..атр, соч..тание, соб..рутся;
вп..чатление, ж..лал, ж..лел, ж..лет.
Ответ: 1, 4, 2, 3.
При необходимости можно записать слова, вызвавшие затруднения.
V. Профилактическая работа по предупреждению ошибок
На дворе – горой, а в комнате – водой (снег)
Морковка бела всю зиму росла.
Солнышко пригрело, всю морковку съело (сосулька)
Не колючий, светло-синий,
На ветвях развешан (иней)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно (лёд)
С неба – звездой,
В ладошку – водой (снежинка)
Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет (мороз)
Взял дубовых два бруска, два железных полозка.
На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы…(санки)
Под гору – коняшки.
В гору – деревяшки (лыжи)
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд.
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (коньки)
– Проверьте по образцу правильность ваших выводов. (Самопроверка по готовому образцу: снег, сосулька, иней, лёд, снежинка, мороз, санки, лыжи, коньки).
– Оценим в листах личных достижений результат работы:
красным цветом – смекалка, сообразительность помогли. Все ответы правильные. Я доволен.
Зелёным – старался, но некоторые моменты были не учтены. Следует обратить внимание.
Синим – были существенные недочёты, надо ещё постараться.
Работа в парах по карточкам
– Как по-вашему, какие виды работ нужно провести с записанными словами, чтобы лучше запомнить их написание? (Составить словосочетания, сгруппировать по определённым признакам, подобрать однокоренные слова).
VI. Работа в парах по карточке
Интересные задания подобраны в карточках. Работать будете парами.
– Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно прочитайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте правильно ли всё записано.
Задание 1
Слова: снег, сосулька, иней, коньки, лыжи, мороз, снежинка, лёд, санки, метель (распределить по группам).
Задание 2
Из отрывка стихотворения С.Погореловского выписать однокоренные слова.
– Доказать, что выписали однокоренные слова.
– Выделите корень в этих словах.
– Какую особенность наблюдаете?
«…Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песни просвистели.
У заснеженной реки, в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки….»
Проверка выполненного задания по образцу.
– По какому признаку сгруппированы слова? Докажите, что слова: снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки – однокоренные.
Вывод: Корень передаёт общее значение родственных слов. Чтобы найти корень, надо выделить общую часть в однокоренных словах. Иногда в корне родственных слов происходит чередование согласных.
Физкультурная пауза.
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
VII. Работа с текстом, составление словосочетаний
1. Звучит музыка : «Вальс» Г. Свиридова.
Карточки
Карточка №1
Задание №1
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Пришла настоящая з·ма. П·ля, х·лмы покрылись пуш·стым белым к·вром.
З·мой рус·кий ле· сказочен и ч·десен. Сне· укр·шает пуш·стые ветки
д·ревьев. См·листые ш·шки в·сят на елях. В серебряном уборе ст·ят
кр·савицы – берё·ки.
Задание №2
К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из
правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.
Улица хру·кий
лёд у·кая
ветер ро·кий
голос ре·кий.
Карточка №2
Задание №1
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Наступила х·лодная з·ма. Замёрзла р·ка. Тр·щит сильный м·роз. Трудно
теперь птицам. Р·бята развесили к·рмушки для птиц. С·ницы ро·ко
подл·тали к к·рмушкам. Прил·тела стайка сн·гирий.Только кл·стов не
пугают крепкие м·розы.
Задание №2
К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из
правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.
Зверёк ги·кий
прут ро·кий
2. Запись текста под диктовку.
В слабо подготовленном классе провести предварительную подготовку: в записи на доске найти слова с орфограммами в корне, объяснить их написание, затем закрыть доску и записать под диктовку.
Многие любят зиму именно за то, что она дает возможность заняться зимним спортом или просто поиграть в снегу, покататься с горок на санках.
А вот кому мороз не в радость – это зверям и птицам. Им нелегко найти себе укромный приют, нелегко добыть корм из-под снега. Некоторые звери впадают в спячку, спят под снегом в своих берлогах и норах всю зиму, некоторые птицы улетают на юг. А вот тем, кто остался зимовать, приходится побороться, чтобы выжить в суровую зиму.
Взаимопроверка выполненных заданий по карточке. (Контроль в форме сличения результата с заданном эталоном с целью обнаружения отличий).
– Подведём итог выполненного индивидуального задания по карточкам:
Красным цветом – умело применил изученные правила, ошибок нет.
Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки.
Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.
VIII. Работа со словарными словами
Вот север, тучи наг·няя,
Д·хнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – з·ма.
Пришла, рассыпалась; кл·ками
Повисла на суках дубов..
Р·бята принесли в лукошке
·вёс, гречиху, крошки.
Сн·гирь, с·ница, в·робей
Благодарят за корм д·тей.
– Почему зимой нужно заботиться о птицах?
– Объясните правописание пропущенных орфограмм.
– Как не ошибиться в написании слов с пропущенными орфограммами?
(Проверить написание слова по орфографическому словарю)
– Выделите грамматическую основу предложения.
– Подведём итог выполненного задания:
Красным цветом – я знаю правильное написание словарных слов, ошибок нет.
Зелёным – допустил одну ошибку, запомню правильное написание данного слова.
Синим – забыл написание некоторых словарных слов, следует систематически повторять написание слов по орфографическому словарю.
IX. Творческая работа
– Вам снова предстоит окунуться в мир зимы, рассказать о нёй, поделиться своими впечатлениями, описать пейзаж.
– Давайте определим:
Тип текста вашей работы … (Повествование с элементами описания).
Жанр? (Рассказ, эссе, стихотворение, записка другу…)
– Обозначим этапы работы в виде схемы.
СХЕМА ТЕКСТА.
– Что будем делать?
– Передавать личные впечатления.
– Зачем?
– Передать мысли, поделиться чувствами, высказать пожелания.
– Как?
– В жанре рассказа, сказки, эссе, записки другу, стихотворения.
– Озаглавьте свои работы.
– И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской. / Схема проецируется/.
X. Домашнее задание
Написать сочинение.
Вы, конечно, успеете оформить только мини-сочинения, поэтому дома закончите свои работы, а потом мы обсудим их и выставим оценки.
XI. Рефлексия.
– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Смогли ли реализовать обозначенные цели? Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках? О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?