Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социально - педагогического сопровождения обучающихся в образовательных организациях. В нормативных документах, модернизации российского образования, основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Основная задача школы - дать возможность каждому ребёнку, с учётом его психофизических данных, достичь того уровня образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти достойное место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Реализация данной задачи связана с индивидуализацией образовательного процесса что можно реализовать в воспитательной деятельности образовательной организации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов является одной из форм педагогического сопровождения обучающихся. При этом, как показал проведенный нами опрос, большинство педагогов испытывают трудности в построении индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Далее опишем наши предложения по структурированию индивидуального образовательного маршрута.
Прежде всего, в организации и сопровождении индивидуальных образовательных маршрутов социальный педагог должен опираться на ряд принципов:
Принцип учёта наличного уровня развития обучающегося. Данный принцип предполагает выявление зон актуального и ближайшего развития ребенка, опору на его индивидуально-психологические и компенсаторные возможности.
Принцип вариативности форм организации образования. Данный принцип позволяет реализовывать право детей и их родителей на выбор формы получения образования, кроме того позволяет изменять форму получения образования в соответствии с динамикой развития обучающегося. Так, чаще всего, на начальном этапе ребенку, имеющему трудности в освоении образовательной программы, требуется индивидуальное обучение и сопровождение, на последующих - сочетание индивидуальной формы с подгрупповой, а в дальнейшем акцент делается на включение обучающегося в стандартные фронтальные формы обучения с дифференциацией заданий в соответствии с его уровнем достижений.
Принцип активного взаимодействия с семьёй учащегося. Введение этого принципа
необходимо в связи с признанием ведущей роли семьи в процессе педагогического сопровождения ребёнка, конструирования и реализации его образовательного маршрута. В связи с этим индивидуальный образовательный маршрут включает в себя разнообразные формы систематического сотрудничества с родителями (членами семьи) обучающегося, испытывающего трудности в освоении образовательной программы.
Данные принципы определяют структуру индивидуального образовательного маршрута:
1. Самодиагностика, по результатом которой школьник планирует изменения своей личности.
2. Планирование и результаты учебной, внеурочной и общественно-полезной деятельности.
3. Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования и результаты этой деятельности.
4. Планы и их реализация по сдаче норм ГТО.
5. Правила жизни, которые помогут школьнику на пути саморазвития.
6. Анализ собственных интересов и профессиональных предпочтений, программа действий по их реализации и развитию.
7. Рефлексивно-оценочный блок, завершающий каждый пункт образовательного маршрута, с обязательными видами оценки и самооценки деятельности, направлениями дальнейшего саморазвития.
Наш многолетний опыт работы по педагогическому сопровождению школьников подтверждает, что рассмотрение образования как средства решения задач социализации личности (адаптации и автономизации) позволяет переориентировать видение образовательных результатов с знаниево-предметной сферы в сферу достижения социальной успешности. Что ещё раз подтверждает необходимость развития воспитательной составляющей образования.
Анализ научных публикаций и опыта работы наших классных руководителей позволяет выделить основные концептуальные положения сопровождения школьников в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута:
во-первых, это признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих образовательных прав, прав на социализацию и культурное развитие;
во-вторых, это делегирование обучающемуся ответственности за качество собственного образования, за качество разработки и освоения им индивидуального образовательного маршрута;
в-третьих, это помощь школьнику в гармонизации внутреннего психического развития и внешних условий образовательной деятельности.
В условиях воспитательной работы основной задачей является управление процессом самоанализа и саморазвития обучающихся, что ставит перед педагогами принципиально иные задачи:
1. Организация, контроль и помощь в осуществлении самоанализа, целеполагания, планирования и рефлексии результатов саморазвития обучающегося. В данном случае классный руководитель выступает, как соорганизатор процесса саморазвития школьника.
2. Помощь обучающимся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Классный руководитель выступает здесь, как фасилитатор.
3. Организация консультирования обучающихся по возникающим затруднениям, помощь в конструировании эффективных образовательных стратегий, помощь в поиске ресурсов саморазвития. В данном случае классный руководитель выступает как коуч.
Процесс реализации данных задач в работе классного руководителя в самом общем виде можно представить в виде последовательности взаимосвязанных друг с другом этапов: целевого, организационно-содержательного, операционно-деятельностного и результативного. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании, так и в соответствующих способах работы классного руководителя.
Так целевой этап в качестве первой и необходимой составляющей обусловлен, прежде всего тем, что, в соответствии с требованиями системного подхода, именно, цель является системообразующим фактором. Она становится исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства, служит нормой контроля и оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогический процесс.
Организационно-содержательный этап включает пять инвариантных взаимосвязанных блоков - проектировочный, диагностико-консультативный, организационно-мотивационный, программный (содержательный), организационно-методический, аналитический.
Операционно-деятельностный этап включает в себя методы и формы работы с учетом основных направлений реализации функций классного руководителя в процессе педагогического сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов школьников.
Результативный этап предполагает оценку результативности эффективности построения и реализации индивидуальной образовательной программы, а также совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, при необходимости, корректировку индивидуального плана саморазвития.
Таким образом, в условиях модернизации современное образование направлено на формирование социально ценных качеств личности - таких как самостоятельность, инициативность, ответственность, активность, мобильность. Поэтому очень важно научить школьника учиться самостоятельно, ориентировать его на активный поиск знаний, выявление собственных способностей и интересов, самоорганизацию и саморазвитие, и в этом ему могут помочь классный руководитель, при условии, что он принимает методологию и технологию педагогического сопровождения.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/