logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Тетрадкин Град

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Орфоэпия – раздел лингвистики, изучающий «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с норами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке».

Наиболее приемлемым и обоснованным для школы следует принимать второй подход к объему понятия «орфоэпия», так как произношение и ударение есть специфические проявления устной речи, взаимосвязанные и взаимообусловленные, обычно неотражаемые в должной мере на письме. К тому же комплексное изуче­ние норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать задачи формирования и развития произноси­тельных умений и навыков.

Произношение охватывает состав различаемых в данном языке фонем, их качество, их изменения в определенных фонетиче­ских условиях, т. е. прежде всего - фонетическую систему. Несмотря на то что фонетическая система - основное в произношении, она не покрывает собой полностью понятия «произношение». Кроме того, в понятие «произношение» входит звуковое оформление от­дельных слов или групп в той мере, в какой оно не определяется системой языка. Так, например, в ряде слов на месте орфографического сочетания чн произносится [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица и др.

В ряде случаев отмечается двоякое произношение: сливо[шн]ьш и сливо[ч'н]ый, було[шн]ая и було[ч'н]ая и др. При лю­бом произношении этих слов фонетическая система русского язы­ка в равной мере допускает оба сочетания - как [шн], так и [ч'н]. Таким образом, перед нами в данном случае явление, относящееся к произношению, но не определяющееся фонетической системой. Произношение звука [ш] или [ч'] перед [н] в каждом отдельном слове определяется традицией, принадлежностью слова к тому или иному стилю (высокому или разговорному), стилистической ок­рашенностью речи, но отнюдь не фонетическими условиями.

Наконец, в понятие произношения входит звуковое оформление отдельных грамматических форм (например, родительного падежа слов на -ого, -его; возвратных суффиксов глаголов; прилагательных на-кий, -чий и т.п.), что выходит за рамки фонетиче­ской системы, но характеризует произношение как таковое. Все эти и подобные случаи, не всегда относящиеся к фонетической системе русского языка, тем не менее относятся к произношению. Следовательно, произношение представляет собой понятие более широкое, нежели фонетическая система, хотя она и служит базой произношения.

Важной стороной орфоэпии является ударение, т.е. «звуковое выделение одного из слогов слова» (Р. И.Аванесов).

Ударение в русском языке характеризуется следующими основными признаками:

1. ударный слог произносится с большей силой; ударение характеризуется большей громкостью ударного слога;

2. ударный слог выделяется большей длительностью;

3. ударный слог в отличие от безударного характеризуется значительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Русское ударение является разноместным, потому что может быть в слове на любом слоге (книга, ручка - на первом слоге; учебник, тетрадь — на втором; ударение, орфоэпия -на третьем и т.д.).

Вместе с тем русское ударение, будучи в одних словах неподвижным, в других является подвижным, так как при образовании разных грамматических форм одного и того же слова его место может меняться (сравните: календарь - календаря; дневник - днев­ника). В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. По данным ученых, большая часть слов русского языка (около 96 %) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4 % являются наиболее употребительными словами, которые и со­ставляют базисную лексику языка. К сожалению, твердых правил о том, на каком слоге ставить ударение, в большинстве случаев нет, и в каждом подобном случае необходимо запомнить слово вместе с ударением.

Таким образом, ударение является весьма важной стороной оформления устной речи, хотя оно и не относится в русском языке к области произношения в собственном смысле слова.

Комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать проблемы формирования и развития произносительных умений и навыков. Цель орфоэпических упражнений – развить речевой слух, формировать у учащихся устойчивые умения и навыки в самостоятельном решении вопросов произношения и ударения.

В задачи обучения орфоэпии входит:

1) формирование и развитие речевого слуха учащихся, т. е. способности фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащей речи, а также анализировать ее с точки зрения соблюдения норм литературного языка;

2) систематическая и целенаправленная работа по формированию орфоэпических умений и навыков на основе соответствующих знаний;

3) развитие у школьников языкового вкуса и чутья, неравно­душного отношения к ненормированному произношению, формирование навыков речевого самоконтроля;

4) налаживание еди­ного речевого режима в школе;

5) языковое самообразование, ре­чевое самосовершенствование учителя.

К наиболее типичным видам орфоэпических упражнений относятся следующие:

1) прослушивание образцов произношения;

2) повторение образцов, их копирование;

3) работа со словарями ударения и произношения и др.

Положительные результаты в обучении орфоэпии во многом зависят от видов упражнений, их регулярности и последовательности проведения. К сожалению, в современных школьных учебниках не прослеживается система орфоэпических упражнений, необходимо совершенствовать орфоэпическую работу на уроках русского языка.

При обучении орфоэпии следует учитывать стили произношения. Известно, что в произношении выделяются три стиля - раз­говорный, нейтральный и высокий. При обучении же русскому литературному произношению и ударению берется за основу ней­тральный стиль, объединяющий в себе черты высокого и разговорного стилей произношения. Это и понятно, поскольку нейтральные языковые, в частности фонетические, единицы уместны в любой обстановке общения, в любой речи и преобладают в устных и письменных высказываниях любого рода, к тому же стили­стическая окрашенность языковых средств воспринимается только на фоне именно нейтральных единиц.

Орфоэпия, будучи составной частью науки о языке, опирается на соответствующие нормы, под которыми понимается «совокупность явлений, разрешенных системой языка и являющихся обязательными для всех носителей данного языка».

Естественно, что литературный язык предполагает строгий отбор языковых фактов в качестве нормы. При этом учитываются, с одной стороны, языковые традиции, в чем состоит устойчивость нормы, с другой - прогрессивные тенденции в развитии языка, и в этом проявляются динамизм и гибкость норм современного русского литературного языка.

В методическом плане вопросы обучения графике и орфоэпии следует решать в сопоставительном плане, выявляя при этом соотношение между буквами и звуками. В орфоэпических комментариях нуждается терминология этих разделов, особенности про­изношения названий ряда букв и др. Все это в свою очередь позволит исправить или предупредить орфоэпические ошибки, наиболее часто встречающиеся в речи школьников.

В высыпающемся меню Вы найдете интересные задания, которые можно использовать на уроках русского языка в школе.

 

 

 

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 
 

Знаев

 

Блок "Поделиться"

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.