logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих”.

Задачи:

1. Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Оборудование:

карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы;

презентация;

учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина В.Г.Горецкий. Москва “Просвещение”, 2013 год (программа “Школа России”).

Рабочая тетрадь по русскому языку на печатной основе В.П. Канакина. Москва “Просвещение”, 2013 год (программа “Школа России”).

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Начинаем урок русского языка. Посмотрите все на доску. Прочитайте пословицу и объясните её смысл. “Кто не стыдится спрашивать, узнаёт многое”

- Чем будем сегодня заниматься?

- Посмотрите на слова, записанные на доске: вьюга, ручьи, тополь, крылья, тюльпан, голубь

- Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет?

Настраиваются на работу

- Если спрашивать у учителя, у взрослых, то узнаешь много нового

- Будем узнавать что-то новое

- Мягкий знак.

Чистописание

Выполняет показ на доске написания.

Выполняют работу в рабочих тетрадях, соблюдая каллиграфию

Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке)

Какое задание можно выполнить с этими словами?

Деление на группы

Дети предлагают разные варианты заданий.

Постановка проблемы

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Предлагаю вам слово дочь

К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему?

Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).

А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).

Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе).

Куда определим данное слово? (Слово дочь отнесем в третью группу).

Аналогичная работы со словом рожь.

(Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе).

Возникает проблемная ситуация.

Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”.

Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак).

Фиксация проблемной ситуации на доске

Дочь

рожь

Сформулируйте задачи урока.

Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока.

(Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).

Открытие детьми нового материала

Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.

Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы).

Карточка

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5. Запишите слова в два столбика по родам

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода).

Дети делают вывод

Формулируют тему урока.

Составление алгоритма.

А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

(Необходимо составить план действий – алгоритм).

Озвучивают алгоритм

Физминутка

Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова: ковш, дичь, печь, вещь, кирпич, тишь, товарищ, ералаш, ландыш, ложь, багаж.

Выполняют упражнение на внимание.

Первичное закрепление

Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

красивая брош (?)

золотая рож (?)

серебристый ландыш (?)

новая вещ (?)

Слайд № 9

Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях, и записывают на интерактивной доске с комментированием и проговариванием “шагов” алгоритма.

Работа с учебником (правило)

Сверимся с учебником, где авторы приводят правило.

Учебник стр.31

(чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).

Закрепление

А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания используя ЦОР.

Тест.

Домашнее задание

Записывают д/з в дневник с.33, упр 57

по выбору с.33, упр.57, выучить алгоритм

Рефлексия

Какое открытие вы сегодня сделали?

Что было трудным (интересным, легким)?

Оценивание: поставьте крестик (галочку) на стрелке в соответствующем месте.

Отвечают на вопросы учителя, оцениваю себя

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.