logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Планируемые результаты: учащиеся научаться находить и выделять в словах окончание и основу.

Форма работы: Коллективная, групповая, работа в паре.

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные (П.) УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные (Р.) УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные (К.) УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты (Л.)

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ход урока

 

I. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок.
Начинаем наш урок.
Будем грамотно писать,
Тайны слова “открывать”.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова “Классная работа”.

– Давайте составим план.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.) Р.

 

II. Актуализация знаний.

Планирование деятельности

Орфографическая минутка в узоре спрятано название параграфа, попробуйте его найти. П. Л. К.

- Из чего состоит узор? (Из букв, элементов).

- Какое слово спряталось в узоре?

- Напишите слово на строчке без элементов. (Части слова.)

Сформулируйте тему урока. (Части слова.)

– Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс.)

- Давайте вспомним, что мы ещё знаем о частях слова.

Корень - это главная часть слова в нём заключено основное лексическое, общая часть однокоренных слов значение, смысл всех однокоренных слов. Корень обязательная часть слова - слов без корня нет.

Приставка - это часть слова, стоит перед корнем, со словами пишется слитно и образует новые слова.

Суффикс - это часть слова, находится после корня и образует новые слова.

 
 

III. Формулирование проблемы

Словарная работа.

- Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите кто они.

Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай! (Снегири.)

- Что вы знаете о снегирях?

- Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря.

- Как запишите слово снегирь?

Снегирь

- Можно ли проверить написание? ( Нет, это непроверяемая безударная гласная написание которой надо запомнить.)

- А как можно запомнить это слово чтобы не ошибаться? (Например со словом снег, потому что птицы прилетают с первым снегом. Обращаем внимание детей что это не проверочное слово, а способ запоминания - мнемонический приём.)

- Определите корень слова.

- Что знаете о корне?

- Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.)

- Как правильно подобрать однокоренные слова?

- Подберите. (Варианты детей).

- В современном толковом словаре под ред. С. А. Кузнецова

Снегирь

- ям; м. Небольшая лесная певчая птица сем. вьюрковых с красной грудью (у самцов). Красногрудые снегири. За окном свистят снегири.

- и; ж. Разг. Самка снегиря.

- В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это были однокоренные слова.

- Теперь вы можете назвать однокоренные слова к слову снегирь? (Снегириный, снегириха, снегирята).

- Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир-).

Работа в группе

- Ребята вам сейчас предстоит поработать в группе, распределите роли и приступайте. Я даю вам на эту работу 5 мин.

У каждой группы карточки с данным текстом.

Прочитай. Озаглавь текст. Попробуй изменить слова, чтобы получился понятный текст. Вставь недостающие части слова, чтобы предложения были понятны. Подумай! Это одно и то же слово или это разные слова?

Снегири.

Снегири живут в лесах с густым подлеском. Также со снегирем можно встретиться в садах и парках городов . Летом птица обитает как в густых лесах, так и в редколесьях, но заметить снегиря удаётся редко. Зимой стаи снегирей очень хорошо различимы на белоснежном фоне. У самцов снегирей грудка розовато-красного цвета, у самок — буровато-серого.

Необходимое питание снегирю это - семена, почки, некоторые паукообразные и ягоды.

Проверка.

- Ребята что вы узнали из текста о снегирях?

- А что вам нужно было сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить слова, чтобы получился понятный текст).

- Какие слова у вас получились? ( выписываем в строчку в тетрадь, у учителя появляются на слайде по порядку проверенных предложений.)

- Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-).

- Выделите корень.

- Почему нельзя было оставить слово снегирь без изменений? (Потому что у слова снегирь изменилась роль в предложении.)

- При помощи чего она изменилась? (Предполагаем - дети могут сказать что это ещё одна часть слова которую мы не знаем пока, возможно сильные ученики скажут что это окончание.)

- Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить.)

 

IV.Открытие нового знания

Работа с правилом.

- С чего начнём? Что нам может помочь? (Учебник).

Откройте учебник, прочитайте название раздела. (Части слова. Окончание и основа.)

- Добавляем к нашей теме Окончание и основа.

- Кто сформулирует цель урока? (Мы будем учиться находить и выделять в словах окончание и основу.)

- Прочитайте правила.

- А теперь попытайтесь в паре составить опорную схему, следуя алгоритму.

Окончание это....

Окончание служит....

Чтобы найти...

3нак.....

Оно может быть....

Часть слова без окончания это...

- Что вы можете сказать про окончание?

- Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.)

- Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.

- Что такое основа? Как найти основу? (В основе заключён смысл, значение слова.)

- Как графически обозначается основа?

- Выделите в словах основу.

- Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу?

Физминутка

 

V. Развитие умений и применение знания

П.К.

Работа в учебнике.

Упр. ... – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу.

Упражнение на ноутбуках в паре

(У каждой пары на столе ноутбук, в папке сетевой диск есть учебное универсальное мультимедийное пособие по русскому языку для 3 -го класса к учебнику Р.Н. Бунеева и др. Издательство "Экзамен". Ребята запускают пособие, находят раздел "Части слова. Окончание и основа", открывают папку - самопроверка и приступают к выполнению упражнения. Если ребёнок неверно нашёл окончание звучит грустный сигнал, если ребёнок выполнил верно- звучит весёлый сигнал и появляется слово- молодец!)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты нашёл все окончания сам или с помощью товарища?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с... (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

VI. Рефлексия

Р. П.

Работа с сигнальными карточками: да–нет.

– Ответьте кратко: да или нет (зелёная карточка – да, красная – нет):

– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

– Окончание входит в основу слова? (Нет.)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

– С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

- Ребята, к нам сегодня в гости на урок прилетали кто? Снегири.

- Вот как раз снегири нам помогут себя оценить.

 

VII. Итог урока

- Перед вами дерево, на самые верхние веточки посадят своих снегирей те ребята, которые считают, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.

- На веточки которые находятся внизу посадят своих снегирей те, кто считает, что на уроке работал хорошо, научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.

- И своих птиц оставят на снегу возле дерева те, кто считает, что мог бы работать лучше, вам было трудно на уроке.

 

VIII. Домашнее задание

1) Повторить правило и по опорной схеме которую мы сегодня составили подготовиться рассказать правило. (устно)

2) Упр. 2, с. 162. (письменно)

 

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.