logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

сформировать представление о Петре I – первом императоре; познакомить учащихся с преобразованиями Петра I; формировать у учащихся образное представление о России начала XVIII века;

развивать умения работать с текстом; выделять главную мысль; делать выводы и обосновывать их развивать познавательную активность учащихся.

Способствовать воспитанию у учащихся чувства гражданственности, патриотизма на примере жизни деятельности Петра I; прививать интерес к истории родного государства и малой Родине.

Оборудование: музыкальное оформление, портрет Петра I; фотографии Санкт-Петербурга; историческая карта; карточки; презентация слайдов.

Ход урока

I. Организация класса.

– Здравствуйте, дорогие ребята.

– Здравствуйте, уважаемые гости.

– Мы рады видеть вас на уроке. Надеюсь, что у всех хорошее настроение.

Перед вами, ребята, два цветочка – красный и белый.

Красный цвет – цвет радости, белый цвет – цвет печали.

В конце урока вы посадите два дерева – дерево радости и дерево печали.

Вы оцените своё настроение от урока и украсите одно из деревьев.

II. Проверка домашнего задания.

На карточках соединить стрелками. При каком князе были построены стены Кремля: деревянные, белокаменные, кирпичные? (Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III)

Чем знамениты города Золотого кольца? (работа по карте) (Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир. Строительство городов, монастырей, дворцов, церквей, соборов)

III. Мотивация.

– Ребята, послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Этот поэт посвятил много произведений Великому человеку Петру I

То академик, то герой,
То мореплаватель,
То плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

– Сегодня мы узнаем, как был основан в начале XVIII века новый город – Санкт-Петербург и конечно же о его создателе.

IV. Изучение нового материала.

1) Знакомство с личностью Петра и его делах.

Рассказ учителя. Петр Алексеевич (1672 – 1725 гг)

30 мая 1672 года у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны родился сын – царевич Петр. Родители души в нем не чаяли, не могли нарадоваться на своего младшего сыночка. Рос мальчик на редкость крепким и здоровым, очень подвижным. Он любил игрушки, особенно лук со стрелами, узорчатый щит, сабельку и маленьких солдатиков.

Когда пошёл ему восьмой год, он начал учебу.

Весной 1682 года Петр был провозглашен царем, но правили тогда за него другие. Он с матерью переселился в село Преображенское. Здесь учеба вскоре прекратилась. И зажил царь привольной жизнью. В то время был обычай (правило) приставлять к царевичам из знатных семей сверстников для игр и потехи.

Образовался целый «потешный полк», который назвали «Петровым». Одев солдат в темно-зеленую форму, Петр приказал иноземному офицеру обучать их военному делу. И сам начал службу простым барабанщиком. Однажды Петр, забравшись в сарай, обнаружил в дальнем углу большую лодку. Он узнал, что это английский бот, который может плавать под парусом даже против ветра.

По его приказу среди иностранцев, живших в Москве, нашли опытного моряка, который починил бот. При помощи «потешных ребяток» спустили бот на воду реки Яузы. Когда бот поплыл резво как по ветру, так и против, не было конца восторгам Петра.

2) Как же был создан первый русский флот?

Ботик, который построил Петр I, сохранился до наших дней. Он находится в музее.

Русские мастера обладали немалым опытом кораблестроения. Однако Петр решил поучиться и в европейских странах. Он сам провел многие дни на верфях Голландии и Англии, стремясь постичь секреты мастеров. (Верфь – место постройки и ремонта судов)

Был издан царский указ о возведении корабельной верфи на Азовском море.

3) Град Петра.

а) Решил Петр I заложить в устье реки Невы город. Берега были болотистые, пустынные. Частыми были наводнения. Но решение царя было непреклонным. «Государев указ вышел. Спешно строиться будем»– так говорили в народе. На работы сгоняли ежегодно более 40 тысяч человек со всей России. Осушали болота, рыли каналы, делали насыпи, мостили топкие улицы.

б) Работа по картине «Постройка Петербурга при Петре I»

– Что вы видите на картине?

– Какое настроение вызывает картина?

– Какие чувства вас охватили?

в) Строился город долго – ведь техники-то не было, почти все делалось вручную.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...

г) Для обороны города строители заложили на Заячьем острове весной 1703 года крепость, назвав её Санкт-Петербургом, что означает город святого Петра. Отсюда начинался новый город.

Видеоролик №1

4) В 1710 году на берегу Невы для музея редких вещей построили специальное здание. Первый музей России – Кунсткамера – в переводе – «кабинет редкостей».

В него поместили собранные самим Петром и приобретенные за границей оружие, посуду, инструменты, чучела редких птиц и зверей. Музей все время пополнялся. Разрешил Петр «в оную Кунсткамеру впредь всякого желающего впускать и водить, показывая и изъясняя вещи».

– Когда строили Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские строят город, а жить в нем будем мы». Но история доказала, что это не так.

5) Видеоролик №2

Знаменитый Полтавский бой принес новую славу Петру и России. Карл XII не выдержал натиска русских воинов.

Длилась война более 20 лет, а в историю вошла под названием «Северной».

В народе жива поговорка: «Бит, как швед под Полтавой». Это значит, разбит наголову.

В 1721 году шведы запросили мира, наша страна получила, наконец, выход к Балтийскому морю.

Физминутка

Волны плещут в океане
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать,–
Надо чаще приседать.
Сядем дружно на песок
Продолжаем наш урок.

6) Новый календарь.

В России был год 7207 (от сотворения мира)

А в Европе – 1699 (от Рождества Христова)

20 декабря 1699 года он издал указ: «В знак ...доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве ... друг друга поздравлять с новым годом; между тем по большим улицам...поставить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых...кроме того, где место позволит, зажигать по ночам с 1 по 7 января костры и смоляные бочки...»

Так в России пришел Новый год – 1700, за которым начинался новый век – XVIII, так появился новый календарь.

7) Первая русская печатная газета.

В XVII веке специально для царя и его ближайших придворных делали переводы зарубежных газет. Газету стали печатать в типографии. Назвали «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах», или просто «Ведомости».

8) Почему Петра I прозвали Великим.

В русской истории Пётр I был самым необычным царём: любознательный, энергичный, трудолюбивый. Руки его были вечно в работе, с них никогда не сходили мозоли. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. Был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Но особенно любил Петр морское дело.

Петр I любил говорить : «Я царь, а у меня мозоли на руках».

9) «Я ученик и нуждаюсь в учителях», – вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

Доброе дело сделал Петр I – он велел заменить старославянскую сложную азбуку на более простую, чтобы чтение и письмо стали более доступными всем желающим знать грамоту.

10) Петр заботился о нравах и поведении молодых дворян и купцов. Для них он приказал перевести с немецкого языка книгу – «Юности честное зерцало», где давались наставления, как надо себя вести в обществе.

– Прежде всего, дети должны отца и мать уважать и относить к ним с великим почтением. Все приказы родителей выполнять.

V. Работа с печатной тетрадью.

Прочитайте стихотворение в рабочей тетради.

... И думал он:

В Европу прорубит окно...» А. Пушкин

Словарная работа:

Сановник (устар.) крупный влиятельный чиновник, занимающий высокое положение. Царский сановник.

«Окно в Европу» (сценка показана детьми)

«Окно в Европу»  (сценка показана детьми)

Победив кого следует. Петр задумал прорубить окно в Европу.

- Пора, - сказал он, - на людей посмотреть и себя показать!

Светские сановники подходили с дипломатической стороны и

вещали:

- Окно, государь, вещь опасная. Прорубишь окно, а в него швед влезет.

- А мы ему в шею накладем! - смеялся Петр. - он и уйдет.

- Уйдет швед, пролезет в окно немец.

- Немцу зачем в окно? Мы его и в дверь пускаем.

- Тогда немец из окна вылезет.

- Зачем же ему вылезать?

- А уж такая у немца привычка. Не пустишь в дверь, он в окно влезет. Пустишь в дверь, он в окно и вылезет. Характер такой.

Петр смеялся и продолжал прорубать окно.

– В 1721 году Сенат (орган управления страной) за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул (звание) Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

– Кого победила Российская армия? Какого «надменного соседа»? (Шведов)

– С каким историческим деятелем России связано название города? (Петр I)

– Почему этот город назвали «Окном» в Европу? (Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой)

– Как называли Петра I? Поясни почему. (Царь-плотник)

VI. Закрепление изученного.

«Много потрудился Петр великий для славы России»

– Какие дела Петра I вы бы назвали великими?

Чтобы ответить на этот вопрос, вы поработаете с учебником, на карточках указаны страницы учебника. Прочитайте указанные страницы, выберите ответы-предложения, которые относятся к делам Петра.

Дела Петра можно назвать реформы.

Устав работы в группе.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай.

Работа по учебнику в группах.

1-я «Армия и флот» (учебник)

Вывод: Россия стала морской державой.

2-я «Государство» (учебник)

Вывод: Россия из боярской страны превратилась в европейское государство, с которым стали считаться уважать, торговать, заключать мир. Это помогло стране становиться крепким государством – Империей.

3-я «Культура» (учебник)

Вывод: люди стали образованнее, стали ездить за границу, складывались новые традиции. Всё помогало движению России вперед. Образование школ – развитие науки, наука – новые изобретения – развитие предприятий.

Разгадаем кроссворд


Как называлась первая русская газета. (Ведомости)

Орган управления страной, введённый Петром I. (Сенат)

При Петре был построен русский... (флот)

В ходе Северной войны со шведами при Петре появилась русская (армия)

Навигацкие, инженерные, «цифирные» ... (школы)

Область, которой управлял губернатор. (губерния)

Кунсткамера – это первый русский .... (музей)

– Какое слово получилось по вертикали «Великий»

– Кого мы называем таким именем?

– А почему?

Тест.

     Какую страну отучил воевать Петр I?

а)    Швецию

б)    Англию

в)    Польшу

     Как названа война со шведами, продолжавшаяся 21 год?

а)    Балтийская

б)Западная

в)    Северная

    Кому или чему посвящены пушкинские строки: «Люблю тебя, Петра творенье»?

а)    Российскому флоту

б)    Санкт - Петербургу

в)    Императрице Елизавете

     Как называется крепость на острове, основанная Петром I с известной целью: «Отсель грозить мы будем шведу»?

а)    Измаил

б)    Кронштадт

в)    Петропавловская

     Город, основанный Петром Великим, Санкт - Петербург стал:

а)    Летним местом отдыха императора

б)    Пограничной крепостью

в)    Новой столицей России

Проверка: ответы на экране

Мы справились с тестом.

Город Санкт-Петербург, является памятником Петру Великому, его делам, свершениям. Оценивая деятельность Петра Великого, русская императрица, Екатерина II, повелела установить Петру I памятник, человеку основавшему город на европейский лад. Этот памятник мы знаем под названием «Медный всадник».

И мне хотелось бы закончить, словами А.С. Пушкина:

«Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия»

– Почему российские императоры не жалели средств на его украшения? (новая столица)

– Что имел в виду А.С.Пушкин, который писал о Петре I: «на троне вечный был работник»?

VII. Итог.

С именем Петра I Великого преобразователя России, мы связываем грандиозные успехи страны. Это были настоящие преобразования во всех областях: науке, технике, экономике. Россия, наконец-то, воспряла ото сна и на весь мир властью заявила о себе. Спасибо вам за то, что многие из вас проявили себя знающими, пытливыми, находчивыми.

– Давайте украсим наши деревья.

Если вам было интересно на уроке, вы многое узнали, у вас радостное настроение, то украсьте «дерево радости» красными цветами; – а если вам было не интересно говорить о прошлом нашей страны, вам было скучно, у вас изменилось настроение, в худшую сторону – то вы украсьте «дерево печали».

VIII. Домашнее задание и выставление оценок.

– С помощью рисунков рассказать о наиболее важных делах Петра Великого. Подобрать стихи, рассказы о делах царя. Ответить на вопросы в рабочей тетради.

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.