Цели деятельности учителя: создать условия для обобщения и проверки знаний учащихся по разделу «Природа России», определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Тип урока: развивающий контроль.
Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный |
||
I. Мотивация |
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся |
Под мелодию песни «С чего начинается Родина». Читает стихотворение: Необъятная страна
– Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране «Окружающий мир». Посмотрите на карту-план и скажите, какие города стоят на нашем пути |
Слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку |
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Устные ответы, |
||
II. Актуализация |
1. Игра-путешествие. |
Задание 1. На доске картинки с изображением животных: северного оленя, моржа, песца, белой совы. Задание 2. На доске записаны названия растений : морошка, полярная береза, ковыль, тюльпан, клен, липа, саксаул, верблюжья колючка. |
Выполняют задания. |
Парная. |
Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения практических задач. |
Устные ответы, |
||
2. Выполнение задания |
– Говорит ГМЦ (гидрометеоцентр) |
Отвечают на вопросы. |
Коллективная |
Устные ответы |
||||
3. Выполнение задания |
– Мы услышали сообщения о природе двух зон. В какой природной зоне расположен республика Татарстан, Спасский район? |
Отвечают на вопросы. |
Коллективная |
Устные ответы |
||||
4. Выполнение задания |
Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. Почему? 2 таких государства, как США – Насколько велика протяженность границ России, вы узнаете, если решите небольшую задачу (плакат с текстом задачи на доске) 17000 км 43000 км Протяженность границ России в 1,5 раза больше длины экватора. |
Отвечают на вопросы. |
Коллективная |
Устные ответы |
||||
5. Игра «Письма из «прекрасного далека» |
И везде живут люди… 1 письмо 2 письмо 3 письмо 4 письмо. 5 письмо. – Видите, ребята, как вы необходимы с вашими знаниями во всех уголках нашей необъятной Родины. |
Выполняют задания. |
Индивидуальная. |
Устные ответы, карточки |
||||
6. Физинутка |
|
|
|
|
||||
7. Игра Перекличка природных зон» |
1) Сел Егор между гор. Говорит: Рассказ о верблюде. – Какие еще животные обитают в этой зоне? 2) Слеп да тупорыл, всю землю изрыл. – Каких еще степных животных вы можете назвать? (Дрофа, хомяк, суслик, степной жаворонок, орёл- беркут, журавль – красавка, серая куропатка). 3) Деток очень я люблю, – Эта зона нам роднее всего. Каких животных, наших земляков, вы знаете? Послушайте сообщение о бобрах 4) Хоть на холоде лежат, – Назовите других жителей тундры. (Белая сова, песец, северные олени, лемминг, серые журавли). – Послушайте сообщение о северном олене. 5) Мой брат в лесу глухом живет. – Назовите остальных представителей животного мира Крайнего Севера (Кайры, чайки, гопарка, тюлени) |
Выполняют задания |
Коллективная |
|
||||
|
Эти загадки касались только зверей. Мы забыли о друзьях, помогающих нам сохранить лес – наше богатство. Посмотрим, хорошо ли вы знаете своих друзей. Если хорошо, то должны хором подсказать мне ответ. Зимой на ветке яблоки, Все хлопочет и вертится, На окне дремала птица Вкруг ствола большой сосны Эту птицу всякий знает – Каких птиц вы еще можете назвать? |
|
Коллективная |
|
||||
III. Практическая деятельность |
Проверочная работа с использованием перфокарт |
– Мы с вами повторили все, что знаем о природных зонах нашей Родины. 1. В первой строке отметить животных, обитающих на Крайнем севере. Белый медведь, северный олень, песец, тюлень, кайра, полярная сова, гагара, морж. 2. Во второй строке отметить животных, которых можно встретить в тундре. Чистик, белая куропатка, лимминг, соболь, волк, северный олень, крот, песец. 3. В третьей строке отметить животных лесной полосы. Лось, белая сова, барсук, куница, суслик, бобры, розовый скворец, дятел. 4. В четвертой строке отметить животных, встречающихся а степной полосе. Олень, лисица, орел, хомяк, белка, горностай, дрофа, жаворонок. 5. В пятой строке отметить животных пустыни. Суслик, верблюд, тушканчик, заяц, антилопа джейран, кобра, лиса, варан. (Правильность ответа должна иметь следующий вид хооххохх |
Выполняют задания в перфокартах |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные:осуществляют логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Выполнение письменного задания |
||
IV. Итоги урока. |
Обобщение полученных на уроке сведений. |
– От чего же зависит климат, растительный и животный мир, занятия населения каждой природной зоны? (Ответы детей) |
Отвечают на вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Устные ответы |