logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

Образовательная: Формирование у обучающихся активной читательской позиции, формирование собственного суждения и высказывания по теме, формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.

Воспитательная: Формирование умения общаться через работу, умения слушать и оценивать ответы одноклассников.

Развивающая: Создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.

Тип и вид урока: комбинированный, открытый

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная.

Индивидуальная.

Групповая.

Оборудование для урока: учебник О.В. Кубасова “Литературное чтение” для 3 класса, портрет писателя, текст произведения, компьютер, проектор.

1. Актуализация знаний.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Прочитайте слова на экране: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”. К.Г. Паустовский

- Кто их автор?

- По иллюстрации вспомните название произведения и его автора.

- Назовите тему урока.

- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Цель:

расширить знания о жизни и творчестве К.Г.Паустовского

определить жанр

- Проговорите ещё раз эту цель себе в ладошки, расскажите соседу.

- Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?

- Начнём работу над первой частью цели урока.

- Биография К.Г.Паустовского.

- Что нового узнали о К.Г.Паустовском?

- Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.

- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)

- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.

- Что для этого нужно?

(Ответы детей: хорошо знать содержание произведения, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).

3. Решение учебной задачи.

- Дома вы были в роли читателей.

- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?

- Проверим. Ответьте на мои вопросы.

1. Где жила Варюшка с дедом? (в деревушке Моховое)

2. Как звали деда? (дед Кузьма)

3. Куда Варюшка пошла за махоркой? (в село Переборы)

4. Кто такой Сидор? (старый воробей)

5. С кем Варюшка встретилась в Переборах? (с бойцами)

6. Какой подарок она получила? (стальное колечко)

7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?

- Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.

- Как называется начало в рассказе? (вступление)

- Как называется начало в сказке? (зачин)

Прослушивание аудиофрагмента сказки “Стальное колечко”

 - Послушаем начало “Стального колечка” и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?

_ Какое произведение - сказка или рассказ? (сказка)

- Сегодня встретятся 4 команды друзей – товарищей. Команды выберите капитана. Представьтесь команды.

Капитан 1 команды __________________

Капитан 2 команды __________________

Капитан 3 команды __________________

Капитан 4 команды __________________

Задания будут для каждой команды. За каждый ответ вы получите жетон. Если ответ прекрасный ты жетон получишь красный. Если ответ похуже – желтый цвет тобой заслужен. Если команда на вопрос не отвечает, то право ответа переходит другой команде. В конце подведем общий итог. Какая команда справилась со всеми заданиями.

Ответы будут оценивать капитаны команд.

- На столе задания на листочках. Прошу всех прочитать и приготовиться к ответу.

Задания будете выполнять по порядку.

- Вы должны за 5 минут подготовить задание.

1 задание. Чтение по ролям.

Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.

Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов “На платформе сидели два бойца...”)

Прочитайте эту часть текста по ролям.

Оцените ответ команды.

Для всех.

- Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?

- Предмет – колечко – простое или волшебное?

- Посмотрите на правую ладонь.

- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

- Называем палец и соответствующее чудо.

Средний - здоровье

Безымянный - большущая радость

Указательный - увидишь весь мир (белый свет)

- Про какой палец забыл сказать боец? (мизинец)

2 задание. Рассказать

- Как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?

Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?

Оцените ответ команды.

3 задание. Зачитать.

Как же Варюше все – таки удалось найти стальное колечко? Зачитайте этот эпизод. (со слов Варюша нашла в лесу...) На какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его?

Оцените ответ команды.

4 задание. Рассказать. Зачитать.

Почему же Варюша не захотела покинуть свой край с помощью “волшебного колечка”? Зачитайте слова деда Кузьмы о земле.

Оцените ответ команды.

Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке? (как в сказке)

- Мы реализовали 2-ю часть цели урока.

Сегодня все команды держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями.

4. Рефлексия.

- Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

- Ребята, а всё-таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)

- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

5. Строки слов.

- Послушайте строки слов.

Жизнь прекрасна.
Не проживи ёе зря.
Постарайся оставить след на земле.
Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном.

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Смогла ли Варюша увидеть прекрасное в самом обыкновенном?

- А вы?

- Значит мы потратили время не зря.

- Ребята, любите своих близких и родных, как это делала Варя. И помните всегда о своей малой родине.

Еще хочу подарить вам этот солнечный теплый цветок, а вы напишите на лепестках ваше отношение к уроку. (На лепестках ромашки ученики ставят значки +, - )

6. Домашнее задание.

К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.