Тип: урок открытия нового знания
Цель: проверить усвоение орфограммы; практически работать с историческими чередованиями.
Задачи урока: раскрыть понятие, последовательно излагать мысли; практически работать с историческими чередованиями; развитие восприятия устной речи; развитие эмоциональной сферы через результаты деятельности; воспитание письменной культуры; умение работать в коллективе; умение рефлексировать.
Формируемые УУД:
Этап урока, время |
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) |
1) актуализируются требования к ученикам со стороны учебной деятельности («надо»); |
Эмоциональный настрой – знакомство «Солнышко». |
|
– Я хочу, чтобы мы поделились своим теплом с соседом слева и справа. |
Рукопожатие с одноклассником слева и справа |
||
– Улыбнемся друг другу и поприветствуем наших гостей. |
Приветствуют гостей. |
||
– Нам надо сегодня успешно поработать. |
Самопроверка готовности к уроку. |
||
– Откройте тетради и запишите число. |
Записывают число. |
||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин.) |
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; |
1) Работа с предложением: |
Ученики записывают, поясняя каждую орфограмму. |
– Какие вопросы у вас возникли? Фиксирование вопросов на доске |
Формулируют вопросы |
||
– Кто сформулирует тему урока? Чему будем учиться? |
Ученики формулируют тему урока. |
||
– Проверим наши предположения, прочитаем тему урока в учебнике с.139. |
Открывают учебник, читают тему урока. |
||
– Все ли слова темы вам понятны? |
Формулируют новые вопросы |
||
– Какие цели на урок вы себе поставите? Начните со слов «я хочу узнать…» |
Формулируют цели работы на уроке |
||
3. Выявление места и причины затруднения (8 мин.) |
1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; |
На доске появляются слова: РУКА |
Читают слова |
– Что объединяет эти слова? (Слова – названия предметов, в нач. форме) |
Высказывают предположения |
||
– Подберите родственные слова – названия признаков, выделите корень и обсудите в паре. |
Высказывают и обсуждают в паре |
||
– Сравним наш результат с тем, что придумал Миша по учебнику |
Читают учебник, делают вывод. |
||
– Вы заметили, какие звуки чередуются в каждой паре? Назовите их (звуки фиксируются на доске) |
Называют чередующиеся звуки |
||
4. Первичное закрепление во внешней речи (3 мин.) |
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного |
– Сравним чередующиеся звуки |
Проговаривают чередующиеся звуки |
– Вернемся к нашей теме. |
Читают тему урока |
||
– Почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? (Обозначается разными буквами) |
Ответы учеников (выслушиваем разные версии) |
||
– С чьим высказыванием вы согласитесь и почему? |
Аргументируют свой выбор |
||
Динамическая пауза |
|
||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (15 мин.) |
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий |
Работа с упражнением 103. |
Читают задание упражнения. |
– Прочитайте задание, и определите сколько в нем требований. |
|
||
– Озвучьте требования в упражнении. |
Ответы учеников |
||
– Опираясь на данные требования, определите цель работы с упражнением, т.е. чему будем учиться (находить чередование) и что повторим (понятия: родственные слова, корень). |
Формулируют цель работы. |
||
– Определим порядок работы, с чего начнем? |
Ответы учеников |
||
1. Прочитай – Что читать? Читаем! |
Читают самостоятельно, второй раз читает 1 ученик. |
||
2. Выпиши – Какие слова надо выписать уточните? – Есть ли во второй строке родственные слова? Почему? |
Вычитывают задание. Ответы учеников |
||
3. Подбери – Что подобрать, уточните? |
Вычитывают задание |
||
4. Выпиши – Что нужно выписать, уточним? |
Вычитывание задания |
||
– Подведем итог работы с упражнением: чему хотели научиться, и чему научились, работая с упражнением? |
Проговаривание целей и достигнутых результатов. |
||
Предлагаю оценить свою работу с упражнением: Я смог прочитать текст – 1б. Правильно нашел слова с чередованием – 1б. Подобрал однокоренное слово – 1б. Правильно выписал формы слова – 1б. Я доволен своей работой на уроке – 1б. Общий итог баллов это и есть оценка за работу с упражнением. |
Считают общий балл, ставят себе отметку за работу с упражнением. |
||
6. Включение в систему знаний и повторение (3 мин.) |
1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового |
С.140 (читаем внизу) |
Читают
Читают |
– Первые два требования выполним, а третье требование будет домашним заданием. |
Открывают обратный словарь, среди слов с основой на букву – Х находят такие, от которых можно образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением. |
||
Слова «ОРЕШЕК» и «ГОРОШЕК» необходимо записать на доске, обратив внимание детей на орфограмму. |
Устно проговаривают. |
||
7. Итог урока (2 мин.) |
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, степени соответствия результатов деятельности |
Подведем итог урока: |
|
– Все ли цели нами достигнуты |
Саморефлексия. |
||
– Какое упражнение в теме урока мы не успели рассмотреть? |
Поиск упражнения |
||
Запишем домашнее задание: ... |
Записывают задание в дневник |
||
Спасибо за работу на уроке! |
|