logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Тип: урок открытия нового знания

Цель: проверить усвоение орфограммы; практически работать с историческими чередованиями.

Задачи урока: раскрыть понятие, последовательно излагать мысли; практически работать с историческими чередованиями; развитие восприятия устной речи; развитие эмоциональной сферы через результаты деятельности; воспитание письменной культуры; умение работать в коллективе; умение рефлексировать.

Формируемые УУД:

Этап урока,  время

Цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

1) актуализируются требования к ученикам  со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»).

Эмоциональный настрой – знакомство «Солнышко».
– Предлагаю начать урок с теплого приветствия. Солнышко нам улыбается и дарит тепло.

– Я хочу, чтобы мы поделились своим теплом с соседом  слева и справа.

Рукопожатие с одноклассником слева и справа

– Улыбнемся друг другу и поприветствуем наших гостей.

Приветствуют гостей.

– Нам надо сегодня успешно поработать.
– Готовы?
Проверка готовности всех учеников.

Самопроверка готовности к уроку.

– Откройте тетради и запишите число.

Записывают число.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин.)

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксированиеучащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

1) Работа с предложением:
Б.жит Ваня  на речку.
– Запишите предложение в тетрадь с комментированием.
2) Подберите родственные слова к слову «бежит».
На доске появляется запись:
 бежит (бег, бегун);
–  выделите корень.
– Что заметили в корнях родственных слов?
(в корне родственных слов происходит чередование буквы, которую мы видим).

Ученики записывают, поясняя каждую орфограмму.

– Какие вопросы у вас возникли?

Фиксирование вопросов на доске

Формулируют вопросы

– Кто сформулирует тему урока? Чему будем учиться?

Ученики формулируют  тему урока.

– Проверим наши предположения, прочитаем тему урока в учебнике с.139.

Открывают учебник, читают тему урока.

– Все ли слова темы вам понятны?
– У кого возникли дополнительные  вопросы? (дописать на доске)

Формулируют новые вопросы

– Какие цели на урок вы себе поставите? Начните со слов «я хочу узнать…»

Формулируют цели работы на уроке

3. Выявление места и причины затруднения (8 мин.)

1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотносить свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.

На доске появляются слова:

РУКА
РЕКА
МОЛОКО

Читают слова

– Что объединяет эти слова? (Слова – названия предметов, в нач. форме)

Высказывают предположения

– Подберите родственные слова – названия признаков, выделите корень и обсудите в паре.
– Озвучьте результат обсуждения, что подобрали? Результат фиксируется на доске.

Высказывают и обсуждают в паре

– Сравним наш результат с тем, что придумал Миша по учебнику

Читают учебник, делают вывод.

– Вы заметили, какие звуки чередуются в каждой паре? Назовите их (звуки фиксируются на доске)

Называют чередующиеся звуки

4. Первичное закрепление во внешней речи (3 мин.)

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного
класса задач с их проговариванием во внешней речи:
–  фронтально;
– индивидуально.

– Сравним чередующиеся звуки

Проговаривают чередующиеся звуки

– Вернемся к нашей теме.

Читают тему урока

– Почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? (Обозначается разными буквами)

Ответы учеников (выслушиваем разные версии)

– С чьим высказыванием вы согласитесь и почему?

Аргументируют  свой выбор

Динамическая пауза

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (15 мин.)

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий
на новый способ действия.
2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.
3)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление
и исправление допущенных ошибок, создать ситуацию успеха.

Работа с упражнением 103.

Читают задание упражнения.

– Прочитайте задание, и определите сколько в нем требований.
– Отметьте эти требования карандашом.



Отмечают требования.

– Озвучьте  требования в упражнении.

Ответы учеников

– Опираясь на данные требования, определите цель работы с упражнением, т.е. чему будем учиться (находить чередование) и что повторим (понятия:  родственные слова, корень).

Формулируют цель работы.

– Определим порядок работы, с чего начнем?
– Все ли требования будет легко выполнить или в чем-то есть трудности? (индивидуальная помощь в затруднении)
– Начнем работать по намеченному плану:

Ответы учеников

1. Прочитай

– Что читать? Читаем!

Читают самостоятельно, второй раз читает 1 ученик.

2. Выпиши

– Какие слова надо выписать уточните?
– В каких слова чередуются звуки [к] и [ч,]? (у реки – речная)

– Есть ли во второй строке родственные слова? Почему?

Вычитывают задание.
Ответы учеников, правильный записывается в тетрадь, 1 у доски.

Ответы учеников

3. Подбери

– Что подобрать, уточните?
– Запишите полученную пару слов, выделите корень, отметьте чередующиеся согласные.
– Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его, верно ли подобрано родственное слово.

Вычитывают задание
Записывают

Взаимопроверка

4. Выпиши

– Что нужно выписать, уточним?
– Выполняйте!
– Сколько форм слова ручей вы нашли?

Вычитывание задания
Ответы учеников и коррекция своей работы в случае ошибки

– Подведем итог работы с упражнением: чему хотели научиться, и чему научились, работая с упражнением?

Проговаривание целей  и достигнутых результатов.
Заполняют таблицу, самооценивание.

Предлагаю оценить свою работу с упражнением:
Перед вами лежат таблицы, необходимо рядом с каждым пунктом поставить 1 балл – если понял, выполнил; 0 баллов – если не выполнил или допустил ошибку

Я смог прочитать текст – 1б.
Текст прочитал, но не понял – 0 б.

Правильно нашел слова с чередованием – 1б.
Не нашел слова – 0б.

Подобрал однокоренное слово – 1б.
Не подобрал – 0б.

Правильно выписал формы слова – 1б.
Допустил ошибки – 0б.

Я доволен своей работой на уроке – 1б.
Не доволен – 0б.

Общий итог баллов это и есть оценка за работу с упражнением.

Считают общий балл, ставят себе отметку за работу с упражнением.

6. Включение в систему знаний и повторение (3 мин.)

1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового
способа действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого
для обеспечения содержательной непрерывности.

С.140 (читаем внизу)
– В корне могут чередоваться и другие звуки! Например [х] и [ш].
Работа с упражнением 104:
– читаем задание
– выделяем требования

Читают

Читают
Выделяют

– Первые два требования  выполним, а третье требование будет домашним заданием.

Открывают обратный словарь, среди слов с основой на букву – Х находят такие, от которых можно образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Слова «ОРЕШЕК» и «ГОРОШЕК» необходимо записать на доске, обратив внимание детей на орфограмму.

Устно проговаривают.

7. Итог урока (2 мин.)

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, степени соответствия результатов деятельности
на уроке и поставленной цели.
2) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
3) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей
деятельности.
4) Организовать запись домашнего задания.

Подведем итог урока:
– Вернемся к теме урока
– Вспомним, какие цели ставили в начале урока


Читают тему.
Смотрят записи на доске, перечитывают
Рефлексия работы на уроке

– Все ли цели нами достигнуты
– Что  поняли, чему научились
– На чем предстоит еще поработать?
– Кому легко и комфортно было работать на уроке

Саморефлексия.

– Какое упражнение в теме урока мы не успели рассмотреть?
– Где вы с ним поработаете?

Поиск упражнения

Запишем домашнее задание: ...

Записывают задание в дневник

Спасибо за работу на уроке!

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.