Цель:
проанализировать поступок героя;
определить принадлежность произведения к жанру сказки;
определить выразительные средства языка;
определить смысл названия сказки.
1-й урок
Тема: “События, перевернувшие жизнь в деревне Бережки”
Содержание урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня мы начинаем читать большое произведение К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”.
- Что знаем о писателе?
- Какие его произведения читали в 3 классе?
- Кто был героями произведений?
(Люди и животные).
- Что еще описывал Паустовский в своих рассказах?
(Природу).
- Сделайте вывод, каким человеком был писатель?
(Он любил природу, был очень внимательным, доброжелательным к людям и животным и старался об этом рассказать в своих произведениях)
3. Актуализация темы. Постановка проблемного вопроса.
- Вернемся к заголовку текста. Что может быть теплым в прямом смысле?
(Ладони, печка, солнце, еда и тд.)
- А в переносном?
( Привет, прием, встреча, улыбка и тд.)
- Как понимаете смысл выражения: “ Дарить тепло другим, согреваться самому”?
(Быть добрым по отношению к другим людям, и тебе люди ответят добротой)
- На протяжении чтения всего произведения мы должны проследить, в каком смысле автор использует заголовок текста, в прямом или переносном?
4. Сообщение темы и цели урока.
- А сегодня на уроке мы увидим героев произведения, определим время повествования и постараемся выделить основные события.
5. Подготовка к восприятию текста.
- Прочитайте первое предложение.
- В какое время происходили события в произведении?
(Во время войны)
- Да, в годы войны, да и после, в деревнях людям жилось очень тяжело. Большую часть продовольствия, что производили сельские жители, отправляли на фронт для армии, для рабочих заводов, выпускавших оружие, а в сельских семьях оставалось от урожая самая малость. Постоянно не хватало хлеба, картошки - основных продуктов питания. Да и семьи были не полными, мужчины были на фронте, а в селах оставались женщины, старики и дети. Тяжелое было время.
6. Словарная работа
- В тексте встретятся не совсем понятные слова, которые мы сейчас постараемся объяснить, значение же остальных слов вы найдете на страницах учебника с помощью сносок.
Кавалеристы, удила, мельник, ватник, картуз, свекольная ботва, христарадники
- А в рабочей тетради на с.9-10 подберем синонимы к словам и продолжим ряд словосочетаний.
7. Чтение первой части.
- По прочтении первой части мы должны ответить на вопрос: “Какое событие перевернуло жизнь в деревне?”
(Дети читают “цепочкой” по абзацам)
8. Итог урока.
Назовите героев текста.
Какие события произошли в Бережках?
Какой случай перевернул жизнь в деревне?
9. Домашнее задание
Внимательно прочитать первую часть, записать план пересказа в рабочей тетради по основным событиям.
2-й урок
Тема: “Герои произведения”
Содержание урока
1. Орг.момент.
2. Постановка проблемного вопроса.
- Над каким произведением работаем?
- Как вы думаете, какой жанр у этого произведения?
(Дети могут привести примеры доказательств, что это рассказ, сказка или легенда)
- Можем ли мы сейчас определить жанр произведения?
(Нет, только когда прочитаем все произведение)
- Еще одна задача наших уроков – определить жанр произведения.
3. Сообщение темы и задачи урока
- Сегодня мы должны определить характер героев произведения через их поступки.
4. Проверка домашнего задания.
- На сколько частей разделили первую часть?
1. Раненый конь.
2. Злой поступок Фильки.
3. Страшный мороз в деревне.
- Прочитайте, что является кульминационным моментом первой части?
(...и тот час в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер...)
- Это причина или следствие Филькиного поступка?
(Следствие, так как Филька ударил коня, накричал, и какая-то неведомая сила подняла метель в деревне)
- Какой прием использует автор при описании мороза?
(Олицетворение - морозу приписываются черты человека, он в валенках и озорует).
5. Работа по содержанию
Характеристика героев
Конь.
- Прочитайте, как в деревне появился конь?
- Как к нему относились люди? Почему?
- С кем его можно сравнить?
(С раненым солдатом, который защищал свою страну и пришел раненым с фронта, поэтому люди уважали коня и делились, чем могли)
- Почему его считали общественным?
(Он был ничей и его все кормили)
- Прочитайте, помогал ли он людям?
- Как повел себя конь, когда Филька его ударил? Почему?
-Так каким был конь по характеру, запишем это вывод в Дневнике юного читателя.
(Конь - доверчивый, спокойный, обидчивый, потому что раненый).
Панкрат
- Кто приютил коня? Почему он это сделал?
(Панкрат любил животных и ему конь помогал на мельнице)
- Прочитайте, как автор описывает Панкрата.
- Как к нему относились мальчишки?
- Прочитайте, что о нем говорила Филькина бабушка?
- Запишите, каким был Панкрат?
(Панкрат был пожилой, трудолюбивый, уважаемый в селе, сердитый на мальчишек)
- Почему сердился на мальчишек?
(Наверное, за шалости)
Филькина бабушка
- Кто воспитывал Фильку?
- Прочитайте, как ее описывает автор.
- Зачем она рассказала Фильке историю о злом мужике?
(Наверное, хотела, чтобы Филька сам осознал свою вину)
Перескажите историю, которая произошла 100 лет назад в Бережках.
Запишите, какой была бабка.
(Заботливая- наставляла Фильку; переживала за него; добродушная – переживала за деревню; мудрая – знала разные поучительные истории.)
Филька
- Прочитайте, каким рос мальчик Филька?
- Как относился к другим детям? К своей бабушке?
- Почему он был таким?
(Может потому что не было родителей, было тяжелое детство)
- Какой поступок совершил Филька?
- Запишите, каким был Филька по характеру, если совершал такие поступки.
(Злой, жестокий, жадный, нелюдимый)
- Прочитайте диалог Фильки и бабки (чтение по ролям)
- Каким вы сейчас видите Фильку? Что с ним случилось?
(Он испугался, голос его охрип, он плакал)
- Можно ли сказать, что Филька осознал свою вину?
- Что он решил сделать? Как догадались?
(Спрашивал, как исправить злодейство)
4. Итог урока.
- Кто из героев вам больше понравился? Почему?
- Что вы думаете о Фильке? Попытается ли он исправиться?
5. Домашнее задание.
Внимательно прочитать 2 часть, озаглавить.
3-й урок
Тема: “Идея спасения деревни”
1. Орг.момент.
2. Повторение.
- Назовите автора произведения, которое читаем.
- Перескажите кратко содержание первой части.
- Какой общий заголовок можно придумать для первой части?
Тема урока, определение цели.
- О чем узнали из второй части?
(О том, как Филька пошел к Панкрату и придумал план спасения деревни)
- Как озаглавили вторую часть?
- Какова цель нашего урока?
(Проследить, как Филька решил исправить свою ошибку, как он менялся в лучшую сторону)
3. Работа над содержанием
- На что решился Филька темной ночью? Смелый ли это был поступок?
- Зачитайте описание зимней ночи.
- Какой прием использует автор при описании:
- снега;
- луны;
- воздуха;
- черных ив?
- Представьте себя на месте Фильки. Что он чувствовал, когда шел к дому Панкрата?
(Он замерз, ему было страшно)
- Чего он напугался больше всего? Прочитайте.
- Почему боялся коня?
(Считал его волшебным)
- Как отреагировал Панкрат на рассказ Фильки? Прочитайте диалог Панкрата и Фильки, выразив настроение героев.
- Что означает выражение “бессмысленный ты гражданин”?
- Что посоветовал Панкрат? Почему он сам ничего не предложил?
(Наверное, чтобы Филька сам подумал)
- Прочитайте, что придумал Филька, и с каким настроением на этот раз он об этом говорил?
- Почему он так надеялся на ребят, что они поддержат его идею?
(Они ему ничего плохого не сделали, это он от них отмахивался)
- Что предложил в свою очередь Панкрат? Почему?
(Ему понравилась идея, он поверил Фильке)
- Прочитайте, как вела себя сорока после того как Филька пришел к Панкрату?
- Зачем автор ввел ее в текст?
(Он хотел показать, что есть надежда на то, что деревню можно спасти, этого очень хотел Филька, и природа ему решила помочь)
4. Итог урока.
- Что изменилось в характере Фильки? Запишите в “Дневнике юного читателя” новые черты его характера.
(Решительным, сообразительным, ответственным)
5. Домашнее задание.
- А получилось ли у Фильки на деле помочь деревне, вы об этом прочитаете дома в 3 части.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/