logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

Показать эволюцию темы поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Развивать навыки анализа лирического стихотворения, умение делать обобщающие выводы.

Развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи.

Воспитывать читательскую культуру школьников.

Тип урока: урок изучения нового.

Ход урока

1. Оргмомент. Запись эпиграфа к уроку

«Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет»
А.С.Пушкин

- Как вы понимаете значение этих слов?

2. Вступительное слово учителя

Беседа с учащимися.

В своем творчестве Пушкин утверждал новый облик поэта, прямо противоположный представлениям 18 в. О назначении поэта. В понимании Пушкина поэт - не однописатель в честь вельмож и царей, он - эхо русского народа

На лире скромной, благородной
Земных богов я не хвалил;
И силе, в гордости свободной,
Кадилом лести не кадил.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой лирою моей….
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И не подкупный голос мой
Был Эхо русского народа.
(Из стих. «К.Н.Плюсковой»)

«Свободная гордость», «скромная, благородная лира», стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во взглядах А.С.Пушкина.

3. Анализ стихотворений. Подготовка в тетради таблицы. Запись основной информации

Организация парной или групповой работы. Каждая пара (группа) работает со своим стихотворением.

Выразительно прочитать.

Сказать год написания.

Какова тема стихотворения?

Какова основная идея стихотворения?

Какие основные образы присутствуют? (с кем сравнивает Пушкин поэта, поэзию) (если это есть в стихотворении.

Стихотворения:

«Поэту»

«Поэт»

«Разговор книгопродавца с поэтом»

«К другу стихотворцу»

«Пророк»

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"

Стихотворение

Год написания

Тема

Идея

Образы

«К Плюсковой»

1818 г.

Поэт и народ.
Задача поэта

Поэт должен быть выразителей идей, чаяний народа.

Поэт-эхо, которое откликается на всё

«Поэту»

1830

Поэт и народ.

Поэт должен быть выразителей идей, чаяний народа.

не должен дорожить «любовию народной», быть объективным и независимым в своем творчестве

«Поэт»

1827

Поэт и народ.

Поэт должен быть выразителей идей, чаяний народа.
Поэт предстаёт в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделённым частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нём лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.

 

«Разговор книгопродавца с поэтом»

1824г.

Поэт и толпа.

Поэт не должен идти на поводу у толпы. толпа не народ. Часто предпочитает внешнюю мишуру.

 

«К другу стихотворцу»

1814

Положение поэта в современной Пушкину России.

Настоящий поэт, как правило, лишен материального благополучия.

Его удел «лачужка под землей, убоги чердаки»

«Пророк»

1826

Назначение поэта. Поэт должен «глаголом жечь сердца людей»

особая миссия поэта в обществе, сходная с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей», т.е. словом зарождать мысли, сомнения, вызывать «чувства добрые» в сердцах людей

Поэт - пророк, у него вместо языка - жало, вместо сердца - угль, пылающий огнём.

(«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

 

Оценка собственного творчества.

Поэт останется в памяти народной, потому что пробуждал своей поэзией «чувства добрые», славил свободу и «милость к падшим призывал».

 

Темы, поднимаемые Пушкиным при разговоре о назначении поэта и поэзии:

Поэт и народ. Поэт должен быть выразителей идей, чаяний народа. («Поэту»1830, «Поэт» - 1827, «К Плюсковой» - 1818 г.)

Поэт и толпа. Поэт не должен идти на поводу у толпы, толпа не народ. Часто предпочитает внешнюю мишуру. («Поэт и толпа» 1828 год, «Разговор книгопродавца с поэтом» - 1824г.)

Положение поэта в современной Пушкину России. Настоящий поэт, как правило, лишен материального благополучия. Его удел «лачужка под землей, убоги чердаки» («К другу стихотворцу»)

Назначение поэта. Поэт должен «глаголом жечь сердца людей» («Пророк»)

Оценка собственного творчества. Поэт останется в памяти народной, потому что пробуждал своей поэзией «чувства добрые», славил свободу и «милость к падшим призывал». («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)

Д.з. Заучивание наизусть одного стихотворения, прочитанного на уроке, по выбору учащегося.

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.