Цель урока: сравнить, как ведут себя герои рассказов Дж.Лондона “Любовь к жизни” и В.Астафьева “Васюткино озеро”, оказавшиеся в экстремальной ситуации, и выяснить, что им помогает выжить.
Ход урока
Оргмомент: разделить учащихся на 5 групп, в каждой группе выбирается координатор, секретарь, выступающий.
Создание проблемной ситуации: Обращаем внимание учащихся на тему урока, записанную на доске, и выясняем, какие ассоциации возникают у них при прочтении темы урока. Ребята предполагают, что разговор будет о человеке, попавшем в сложную жизненную ситуацию и, возможно, ему придется бороться за жизнь. Формулируется проблемный вопрос: Что помогает человеку выжить в экстремальной ситуации? Сформулированный вопрос учащиеся записывают в тетрадь, а учитель — на доске.
Работа в группах (открытие новых знаний):
Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 20 минут.
Задание 1 группе
Докажите, опираясь на текст, что ситуация, в которую попадает герой рассказа Джека Лондона “Любовь к жизни”, является экстремальной.
Как это произошло?
Какие трудности пришлось преодолеть?
Составьте план “хождения по мукам” героя рассказа.
Задание 2 группе.
Докажите, опираясь на текст, что ситуация, в которую попадает герой рассказа В.Астафьева “Васюткино озеро”, является экстремальной.
Как это произошло?
Какие трудности пришлось преодолеть?
Составьте план “хождения по мукам” героя рассказа.
Задание 3 группе.
Как меняется поведение, настроение. ощущения героя рассказа Дж.Лондона “Любовь к жизни”, попавшего в экстремальную ситуацию?
В какой момент герой понимает, что остался один?
Что чувствует в этот момент?
Какие действия предпринимает герой рассказа, чтобы спастись?
Задание 4 группе.
Как меняется поведение, настроение, ощущения героя рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро”, попавшего в экстремальную ситуацию?
В какой момент герой понимает, что остался один?
Что чувствует в этот момент?
Какие действия предпринимает герой рассказа, чтобы спастись?
Какие знания и умения помогают герою?
Задание 5 группе.
Чем похожи и чем отличаются экстремальные ситуации в рассказах Дж. Лондона “Любовь к жизни и В. Астафьева “Васюткино озеро”?
Каков возраст героев рассказов?
Как они попали в экстремальную ситуацию?
Как они себя ведут в сложившейся обстановке?
Как удалось спастись?
Что движет человеком в единоборстве с судьбой?
По истечении 20 минут учащиеся презентуют свою работу, выводы записываются в тетрадь (можно оформить в виде таблицы, приложение): Героями рассказов, попавшими в экстремальную ситуацию, движет любовь к жизни, которая сильнее одиночества, болезни, страха, поэтому в схватке с дикой природой человек побеждает.
Подведение итогов: ребята оценивают работу каждого в группе, заполняя оценочную карту:
№ |
Фамилия имя |
баллы |
примечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия: Что для себя открыли нового, работая на сегодняшнем уроке? О чем заставило задуматься поведение героев? Как вы оцениваете свою работу в группе?
Домашнее задание: творческая работа: Какие уроки жизни можно извлечь из рассказов Дж. Лондона “Любовь к жизни” и В. Астафьева “Васюткино озеро”?
Приложение
План рассказов.
«Любовь к жизни» |
« Васюткино озеро» |
Мытарства героя рассказа 1. «…я вывихнул ногу!» 2.Билл ушел. 3.Он ничего не ел уже два дня,… ночь у костра. 4.Пустыня не отнимет золота! 6. попытки добыть пищу. 7. Золото брошено. 8. Встреча с медведем. 9. «Наступили страшные дни дождей и снега». 10.Солнце и корабль среди блистающего моря. 11. волк и человек. 12. «Да, Билл его бросил, но он не возьмет золота». 13.Человек убивает волка. 14 Из последних сил к кораблю. 15 «Его мучил страх, что еды не хватит.» |
1.Рассуждения об озерах и названиях. 2. ..Скучное житьё васютки. 3. Поход Васютки в тайгу за орехами 4. потеря затесей после охоты на глухаря. 5.Страх и отчаяние Васютки. 6. Решительные действия по своему спасению. 7.Просвет в пути. 8.Появление бота и возвращение героя домой. 9.Путь к озеру и его освоение. !0 . Пятнышко на карте- «Васюткино оз.» |
2. Докажите, опираясь на текст, что герои рассказов, действительно оказались в экстремальной ситуации? Приведите примеры из текста. Как это произошло?
« Любовь к жизни» |
« Васюткино озеро» |
|
|
3. Как постепенно меняется описание героев, их ощущения..?
« Любовь к жизни» |
« Васюткино озеро» |
«..картина была невеселая».. «Он выбрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом»… «..проснулся озябший и больной…» « ..наступил день – серый день»…
|
« Мальчик остро почувствовал свое одиночество»… « ..было жутко..» «.. показалось, что кто-то страшный рядом…» «.. Тоска и отчаяние охватило мальчишку» |
4. Физическое состояние героев ухудшается, но жажда выжить не оставляет их, ведь даже природа является их врагом.
но потом она как будто чувствует, что ничем не возможно сломить этих сильных духом и совершенно разных людей. Природа дает каждому из них шанс:
« Любовь к жизни» |
«Васюткино озеро» |
«..появляется солнце, становится тепло..» «..человек видит корабль и ползет к нему из последних сил..»
|
« Васютка увидел озеро проточное…» «..Енисей..!» «..мальчик увидел пароход, который проплывал мимо..» « Под утро он услышал звуки бота. Неужели дождался!»… |
5. Докажите примерами из текста , как в честном единоборстве с судьбой человек сумел превозмочь слабость и страх?
6. Что оказывается сильнее смерти?
7. Что помогло героям спастись?
8. Как вы думаете, что волновало обоих писателей, с какой целью они написали свои рассказы? Как они относились к своим героям?
Вывод: Авторы рассказов восхищаются своими героями, их выносливостью, выдержкой, решительностью.
Памятка
«Как работать в группе»
Распределите обязанности в группах (выберите координатора, выступающего, секретаря)
Внимательно прочитайте задание. Уточните, все ли вам понятно.
Обсудите поставленный вопрос, сформулируйте ответ точно, грамотно и запишите.
При необходимости обратитесь за разъяснением к учителю.
Будьте уважительны и добры к каждому члену группы. Выслушивайте каждого. Говорите по существу.