Цель урока: анализируя текст Д. С. Лихачева, подготовить учащихся к написанию части С ЕГЭ по русскому языку.
Задачи урока: обучающие:
познакомить учащихся с фактами биографии ученого-литературоведа, общественного деятеля Д.С.Лихачёва и его книгой “Письма о добром и прекрасном”;
совершенствовать навыки анализа исходного текста;
продолжить работу над способами комментария и подбора аргументов.
Воспитывающие:
способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речью;
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
помочь ученикам определить своё отношение к нравственным ценностям, проявитьопределенные коммуникативные умения общения со сверстниками.
Развивающие:
вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;
развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему,адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Оборудование: исходный текстД.С.Лихачёва; мультимедийная установка, ПК, папки с методическими материалами по работе с частью С, мультимедийные презентации “Готовимся к ЕГЭ по русскому языку”, “Д.С.Лихачёв”, два слайд-шоу с музыкальным сопровождением, видеоролик.
Ход урока
Надо прожить жизнь с достоинством,
чтобы не стыдно было вспоминать.
Д.С.Лихачёв.
I. Вступительное слово учителя
- Добрый день, ребята. Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать ЕГЭ, но для этого вам необходимо знать о том, как же строится сочинение – рассуждение, какие проблемы рассматривают авторы текстов, каким образом их можно прокомментировать и как правильно подобрать аргументы.
Работа в тетрадях. Запись темы урока.
- Хотелось бы начать наш урок с высказывания древнегреческого философа Менандра, который утверждал: “Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться”. Именно это вам будет так необходимо в решающий для вас момент сдачи экзаменов. А Сократу - выдающемуся мыслителю эпохи высокой классики Древней Греции – принадлежат слова: “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Слова настолько емкие, что комментарий излишен, тем более что речь бывает как устной, так и письменной. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел каждого из вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.
Сообщение учителем цели урока.
- Итак, цель нашего урока
подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту;
совершенствовать навыки анализа текста;
уважительно относиться к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
II. Повторение изученного материала.
- Вначале совершим небольшой экскурс в частьС, чтобы вспомнить, как пишется экзаменационное сочинение.
Выступление ученицы (работа спрезентацией “Готовимся к ЕГЭ”).
- Когда-то Аристотель утверждал, что “речь слагается из трех элементов: из самого автора, из предмета о котором он говорит, и из лица к которому он обращается”. Вы уже понимаете, что эти “три элемента” – автор, тема и читатель.
- Чтобы глубже понять содержание исходного текста, послушаем сообщение об его авторе – академике Д.С.Лихачёве.
Задание классу: Во время просмотра презентации и прослушивания сообщения делаем в тетрадях необходимые для дальнейшей работы с текстом записи.
Презентация и рассказ учащегося о Д.С.Лихачёве
На экране слайды:
Дмитрий Сергеевич Лихачёв;
Вехи жизненного пути;
Наследие Лихачёва (обложка книги о “Письма о добром и прекрасном”);
Признание (награды) и другое.
Работа с эпиграфом:
- Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва: “Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать”.
- Что же такое ДОСТОИНСТВО? (Ответы учеников.Запись в тетрадь лексического значения слова)
- Что значит ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНО? (Ответы учащихся)
- Книга Д.С. Лихачева написана в форме писем. Что такое письмо? (Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь (записываем в тетрадь определение))
- Почему же автор выбрал именно форму писем и к кому они обращены прежде всего? (К нам, молодым читателям, людям, вступающим во взрослую жизнь).
- Каждая работа ученого – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к духовным ценностям жизни, к “доброму и прекрасному”.
- Что же такое доброе и прекрасное стало предметом статьи-письма Д.С. Лихачева?
III. Подготовка к сочинению-рассуждению
Работа учителя с классом, предварительно разделённом на три группы: теоретики (напоминают теорию), практики (быстро находят ответы в тексте), иллюстраторы (подбирают аргументы из художественной литературы и жизни).
- Теперь внимательно прочитаем текст – отрывок из книги Д.С.Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”.
(Ученица выразительно читает текст).
Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, почему мы взяли для работы на уроке именно этот текст?
(Примерные ответы учеников:
- Перед каждым человеком рано или поздно встаёт вопрос о смысле его существования, а особенно это проявляется в переломные моменты жизни, каким и является предстоящее окончание школы и вступление во взрослую жизнь.
- Мы – ученики 11 класса, выпускники…. Перед нами взрослый мир. Каков этот мир? Как построить в нем свою жизнь, чтобы “не было стыдно за бесцельно прожитые годы”? Какими путями нужно идти, чтобы самому быть счастливым и дарить счастье другим?
Ответить на эти вопросы не очень просто.И помогут нам в этом письма, написанные Д.С. Лихачевым).
- Продолжим работу над тестом. Ключ к восприятию понятий “тема” и “идея” в словах Максима Горького: “Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать”.
Итак: что? как? для чего?
- Определим тип текста, стиль речи, назовём жанр и укажем тему текста.
(Ответы учащихся).
- Какова, на ваш взгляд, проблематика исходного текста?
- Выделим основную проблему.
(Проблема цели существования человека).
- Как вы думаете, к какой категории относится эта проблема?
(Эту проблему можно отнести к философским, т.к. она поднимает вечный вопрос о смысле жизни, и к социальным, т.к. речь идёт о человеке, его отношениях с другими людьми).
- Что значит “прокомментировать” проблему?
(Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом авторских аспектов, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос).
- Посмотрим, как это задание выполнили ваши одноклассников, которые писали вступление, формулировали и комментировали одну из проблем исходного текста.
(Учащиеся зачитывают отрывки из своих работ).
- Чтобы выявить позицию автора, нужно выписать ключевые тезисы из текста. Проверим, что у вас получилось.
(Зачитываются ключевые тезисы и ключевая фраза:
Цель должна быть - иначе прозябание.
Надо иметь принцип в жизни.
Надо прожить жизнь с достоинством.
Надо уметь отказываться от мелких удовольствий, уметь извиняться, признавать перед другими ошибки.
Нужно прожить жизнь с достоинством, и чтобы природа не была обижена
Задача каждого человека - повышать уровень счастья.
Жизнь - творчество, которое нужно творить.
Человек рождается и оставляет по себе память).
- Итак, ключевая фраза “Оттого, что созидает в своей жизни человек, что сотворил или натворил, зависит, какую память он о себе оставляет”
- Как вы понимаете значения слов СОТВОРИЛ и НАТВОРИЛ?
(Ответы учащихся).
- Какова же авторская позиция исходного текста?
(Учащиеся зачитывают отрывки из своих работ).
- Следующий и наиболее сложный аспект – это высказывание собственного мнения и его аргументация.
- По какому типу речи строится эта часть сочинения?
(По типу рассуждения: рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
тезис (положение, которое надо доказать);
аргументация (доказательства, доводы);
вывод (общий итог)).
- Вспомним, что такое аргумент?
(Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли).
- Что значит аргументировать?
(Аргументировать – значит приводить доказательства, аргументы).
- Что такое фоновый материал?
(Фоновый материал – материал, который используется экзаменуемым для доказательства собственного мнения (например, исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты).
- Нужно напомнить, что в этой части экзаменационной работы версии 2012 года ОБЯЗАТЕЛЕН, а не желателен, как это было в прошлые годы, аргумент из художественной литературы.
- Вспомним, какие вы знаете виды аргументов?
Логические – выводы науки, статистика, законы природы, положение юридических законов, официальных документов, свидетельства очевидцев;
Иллюстративные – литературный пример;
Предположительные – ссылки на авторитет: мнение учёного, философа.
- Рассмотрим несколько иллюстративных примеров – не забывая при этом пополнять “банк” аргументов в своих рабочих материалах.
- Итак, посмотрим и послушаем итог работы группы ребят по подбору аргументов к исходному тексту.
Задание классу:
- А вам, ребята, посмотрев слайд-шоу, нужно определить, о каких героях пойдёт речь, назвать произведения и их авторов.
Просмотр первого слайд-шоу
- Так что же это за герои? Кого вы узнали?
(Евгений Онегин – герой одноимённого романа А.С.Пушкина;
Печорин – герой романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”;
Обломов – герой одноимённого романа И.А.Гончарова)
Выступление учащегося, готовящего иллюстративный пример о героях, не нашедших своего места в жизни.
- Как было сказано М.Горьким, в жизни есть два пути: горение и тление.
- А теперь рассмотрим иллюстративный пример о литературных героях с активной жизненной позицией.
Просмотр второго слайд-шоу о героях романа-эпопеи Л.Н.Толстого “Война и мир” Андрее Болконском и Пьере Безухове.
Выступление учащегося, готовящего иллюстративный пример о героях с активной жизненной позицией.
- Сейчас речь пойдёт о реальных людях. 12 апреля 2011 года отмечалась знаменательная дата – 50-летие со дня первого полёта человека в космос.
Посмотрим видеоролик на песню А.Н.Пахмутовой, стихи Н.Н.Добронравова “Знаете, каким он парнем был” в исполнении И.Д.Кобзона.
Просмотр видеоролика и выступление учащегося о Ю.А.Гагарине.
IV. Заключительная часть урока.
- Прочитаем высказывания великих людей. Какое из них вы смогли бы использовать в качестве вывода по уроку? Объясните свою позицию.
Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил. (Сенека)
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро)
Выступления учащихся, объясняющих свою позицию
- О смысле человеческого существования писали не только прозаики, но и поэты.
Ученица читает стихотворение С.Острового:
В жизни по?разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
***
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженное солнце достать
И подарить его людям.
- Желаю вам, ребята, встречать на своём жизненном пути много доброты, света и нести их людям.
V. Домашнее задание.
Полностью написать сочинение по основной проблеме текста Д.С.Лихачёва.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/