Цель: развитие познавательного интереса учащихся к литературе.
Задачи:
1) поощрять добросовестное отношение учащихся к чтению художественных произведений;
2) учить культуре общения, сотрудничества, культуре поведения в школе и общественных местах, культуре речи;
3) развивать познавательные и творческие способности детей;
4) воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, организованности, самостоятельности, инициативу учащихся через активное привлечение детей общественной работе, подготовке классных и школьных мероприятий.
В литературной игре принимают участие четыре команды, состоящие из шести человек. К игре учащиеся получают домашнее задание:
1) составить по тексту повести словарь устаревших слов, оформить его;
2) нарисовать иллюстрацию к произведению, подготовить защиту работы;
3) выучить наизусть отрывок из повести (100 слов), подготовить выразительное чтение.
Ход игры
«Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин», - так писал Александр Александрович Блок, великий русский поэт. Трудно не согласиться с этим высказыванием.
Судьба Пушкина была трагической, но гений поэта – праздничный, солнечный – озаряет жизнь многих поколений, даруя гармонию.
Настоящая игра позволит ещё раз соприкоснуться с этим «весёлым», «лёгким именем» - Пушкин, испить из живительного источника его творчества.
Чтобы выполнить конкурсные задания, ребятам придётся не только продемонстрировать непосредственное знание текстуального материала, но и проявить творческую активность, находчивость.
Сегодняшняя игра посвящена одному из самых известных произведений Пушкина. С одной стороны, это произведение читается легко и, кажется простым и понятным. С другой – это одно из самых загадочных произведений, которое до сих пор рождает споры. А я бы ещё раз обратила ваше внимание, что для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. И дата символическая – 25-летие Царскосельского лицея. Может быть, именно поэтому многие исследователи называют повесть «Капитанская дочка» духовным завещанием великого поэта. Отнесёмся внимательнее к этому замечательному произведению.
В состязаниях примут участие четыре команды.
В жюри войдут…
1) Блиц-опрос
Насколько внимательными были вы, читая текст повести, подскажет участие в первом конкурсе. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда не знает ответ на вопрос, он переходит другой команде.
1. Чем наградил Петруша Гринёв своего случайного вожатого? (Заячьим тулупом)
2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость? (За убийство на дуэли)
3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? (В царскосельском саду)
4. Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина? (В Симбирске, в трактире)
5. Какую русскую народную песню пели пугачёвцы во время военного совета-пира? (Не шуми, мати зелёная дубравушка»)
6. Кто напугал Машу Миронову при первой встрече с императрицей? (Белая собачка английской породы)
7. Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным? (Савельич)
8.Сколько глав в повести? (14)
9. Как звали Савельича? (Архип)
10. В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до рождения? (Семёновский, гвардейский)
11. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва? (В Казани)
12. Какую сумму проиграл Гринёв Зурину? (100 рублей)
2) Узнай себя!
Самым лучшим способом погрузиться в текст литературного произведения – это представить себя на месте одного из героев.
1 команда
Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав, широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок.
1. Вы верующий человек? И в церковь ходите? Какого вы вероисповедания? (Раскольник.)
2. Какую сумму передали Вы Гринёву вместе с овчинным тулупом, да казак растерял её по дороге? (Полтину денег)
3. Припомните сказку старой калмычки. С какой целью рассказали Вы её Гринёву? ( Сравнить себя с орлом, питающимся живой кровью)
2 команда
Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…Всё в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность.
1. За кого выдавал себя Емельян Пугачёв и какое это имеет отношение к Вам? ( За убитого по её приказу мужа Петра III. Екатерина пришла к власти в результате государственного переворота)
2. В чём состояли Ваши милости дочери капитана Миронова? (Помиловала жениха, взялась устроить состояние)
3. Отец какого русского поэта послужил прообразом капитана Миронова? Семья этого человека, обратившаяся за назначением пенсии, в отличие от дочери Миронова, не была облагодетельствована императрицей? (Отец Ивана Андреевича Крылова)
3 команда
Ваших портретов в повести два.
Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.
Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно чёрные как смоль, совершенно поседели, длинная борода была всклокочена.
1. Вы человек саркастичный. Так о трогательном любовном стихотворении Гринёва, вы сказали, что «такие стихи достойны учителя моего…, и очень напоминают мне его любовные куплетцы». Кого из известных стихотворцев 18 века Вы язвительно назвали своим «учителем»? (Василия Кирилловича Тредиаковского)
2. Вы человек циничный, не верите в чистую любовь, будучи убеждены, что свидания с девушкой легко добиться с помощью подкупа, подарка. Чем Вы предлагали Гринёву прельстить Машу? (Серьгами)
3. С приходом Пугачёва Вы перешли на службу к нему. Какую же должность пожаловал Вам самозваный государь? (Комендант Белогорской крепости)
4 команда
Вашего портрета в повести нет и не может быть. Кто бы Вас описал? Но это вовсе не значит, что Вы играете малозначительную роль. Наоборот, Вы – один из самых главных героев.
1. Маше Мироновой 18 лет. А сколько лет Вам? (16-17лет)
2. Сколько раз судьба сводила Вас с Пугачёвым? (4: буран, Белогорская крепость, Бердская слобода, казнь)
3. Назовите хотя бы одно из Ваших воинских званий. (До рождения – сержант Семёновского полка; во время «пугачёвщины» - прапорщик)
3) Чья реплика?
Участникам игры предлагается определить, какому именно персонажу принадлежит реплика. Распечатки задания на каждом игровом столе. Максимальная оценка – 8 баллов (по баллу за каждый правильный ответ).
1. Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое. (Иван Кузьмич Миронов)
2. Нечего мне под старость расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. (Василиса Егоровна Миронова)
3. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. (Емельян Пугачёв)
4. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству. (Пётр Андреевич Гринёв)
5. Для примера и страха ради вели повесить хоть меня, старика. (Архип Савельич)
6. За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся. (Андрей Петрович Гринёв)
7. Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят. (Мария Миронова)
8. Я рада, что могла сдержать своё слово и исполнить вашу просьбу. (Екатерина Великая)
4) Толковый словарь
Читать произведения Пушкина легко. И всё потому, что язык его прозы ясен, прост и удивительно изящен. Каждое слово объёмно и выразительно, несёт огромную смысловую нагрузку. И ничего нельзя ни убрать, ни добавить! Поэтому следующий конкурс, можно сказать, конкурс русского языка. Этот конкурс состоит из четырёх заданий.
Первое задание – домашнее. Ребята представляют на оценку жюри словарь устаревших слов, составленный заранее. Максимальная оценка – 3 балла.
Второе задание – один участник команды «переводит» на современный русский язык некоторые устаревшие слова. Максимальная оценка – 2 балла (1 балл за каждое слово).
1 команда
Фортеция, чаятельно (крепость, вероятно).
2 команда
Дабы, челобитье (чтобы, прошение).
3 команда
Оказия, ментор (случай или происшествие; воспитатель).
4 команда
Супостат, реестр (враг; список или перечень).
Третье задание – этот же участник получает карточку, на которой записаны слова и варианты их значений. Задача – определить, какое из перечисленных значений правильное. Оценка – 1 балл.
1 команда
Целовальник – это...
а) парикмахер;
б) продавец вина в трактире;
в) настойчивый кавалер.
2 команда
Инвалид в романе «Капитанская дочка» – это...
а) человек, сражённый физическим недугом;
б) военнослужащий, состарившийся на военной службе;
в) военнослужащий, имеющий увечья.
3 команда
Грош ( в 18 веке) – это монета достоинством…
а) в две копейки;
б) в одну копейку;
в) в 10 копеек.
4 команда
Цирюльник – это...
а) парикмахер;
б) полковой лекарь;
в) воинское звание.
Четвёртое задание – «словесный марафон». Вопросы задаются всей команде.
1. Лицо, награждённое орденом. (Кавалер)
2. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе. (Недоросль)
3. Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. (Камзол)
4. Сборник законов о воинских обязанностях. (Артикул)
5. Слуга, ухаживающий за лошадью. (Стремянный)
6. Солдат-новобранец. (Рекрут)
7. Человек, достигший власти вследствие близости к царю или
царице. (Временщик)
8. Слуга, приставленный к мальчику в дворянской семье. (Дядька)
9. Человек, пользующийся особым доверием. (Наперсник)
10. Любительница рассказывать новости. (Вестовщица)
11. Лицо, прислуживающее при бильярде. (Маркёр)
12. Арестант, узник в колодках. (Колодник)
5) Пушкин и русский фольклор
Как вам известно, Пушкин был большим почитателем русского народного творчества. Во многие свои произведения он искусно вкрапляет фольклорные сюжеты, его герои подчас напоминают нам известных сказочных персонажей. Так и в повести «Капитанская дочка» мы встречаемся с народными песнями, сказками, пословицами. Следующий конкурс связан именно с этой темой.
Каждой команде предлагается по две пословицы (поговорки), которые звучат из уст главных героев повести. Необходимо растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана. Максимальная оценка – 4 балла (1 балл – объяснение, 1 балл – узнанный герой)
1 команда
Пускай потянет лямку да понюхает пороху. (Андрей Петрович Гринёв)
Конь о четырёх ногах, да спотыкается. (Архип Савельич)
2 команда
Так-то: зашёл к куме, да засел в тюрьме. (Архип Савельич)
Я чаю, небо с овчинку показалось. (Емельян Пугачёв)
3 команда
Послужи мне верой и правдой. (Емельян Пугачёв)
Не ты первый, не ты последний. Стерпится, слюбится. (Василиса Егоровна Миронова)
4 команда
Будь он семи пядей во лбу, а от меня не уйдёт. (Емельян Пугачёв)
Стыд и срам нашему роду! (Андрей Петрович Гринёв)
6) Иллюстрированное лото
Каждой команде из иллюстраций, нарисованных одноклассниками, составить видеоряд, расположив не менее 5 рисунков в соответствии с сюжетной последовательностью. Максимальная оценка 3 балла (2 балла за правильное расположение, 1 балл – защита)
7) Читается и учится легко!
Каждая команда готовит выразительное чтение наизусть отрывка, выбранного самостоятельно. Один человек выступает. Максимальная оценка - 3 балла.
Заключительное слово.
«У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и не покидает нас до конца», - вам давно уже знакомы слова поэта Александра Трифоновича Твардовского. Впереди у вас ещё немало встреч с великим поэтом.
Хочется пожелать, чтобы официальных встреч было меньше, а больше – личных свиданий с томиком его прекрасных творений.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/