logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель:

Совершенствовать навыки анализа литературного текста, умение работать с эпизодами произведения;

Воспитывать толерантность к окружающим людям;

формирование представления о добре и зле;

Развивать нравственные чувства, уважения к культуре народов.

Образовательные результаты:

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Сегодня мы поговорим об удивительном человеке, чудаке и мечтателе, влюбленном в жизнь и людей, который, по его собственному признанию, ни разу не летал на самолете, не умеет водить машину, а любимым средством передвижения считает велосипед, необыкновенном писателе-фантасте Р.Брэдбери. Вглядитесь в его портрет. Перед нами человек не первой молодости. Черты лица излучают доброту, жизнерадостность. Но даже в таком возрасте он похож на задорного мальчишку. Невольно вспоминаются его слова, что он оптимист по натуре и не переносит нытиков. «Я родился счастливым, - говорит он, - и с оптимизмом встречаю любое испытание. Не терплю тоски, не выношу людей серьезных и тех, кто пишет про отчаяние и тоску, но не предлагает никаких путей для спасения». И еще: «Надо прославлять жизнь, не позволять охватывать себя сомнениям, недоверию, равнодушию к другим».

Прославленный не по программе
И вечный вне школ и систем,
Ничьими не сделан руками
И нам не навязан никем.

Эти строки Бориса Пастернака можно смело отнести к Рею Брэдбери.

III. Актуализация знаний

Брэдбери называют мастером короткой формы. Как вы это понимаете?

(Главный жанр - рассказ или новелла).

- Что такое рассказ?

РАССКАЗ - художественное произведение малой формы, описывающее завершённое событие.

Учитель: Рассказы составляют самую большую по объёму часть его творчества. Подсчитано, что Брэдбери за свою жизнь написал более 450 рассказов. Некоторые из них послужили основой для более крупных произведений. Некоторые можно объединить в циклы по тематике и по героям, кочующим из одного рассказа в другой.

- Рэя Брэдбери называют писателем-фантастом. Вспомните, что такое фантастика?

ФАНТАСТИКА - (от греч. phantastike - искусство воображать) - вид художественной литературы, основанный на особом фантастическом типе образности, для которого характерны высокая степень условности, нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел, создание вымышленных, "чудесных" миров.

- А как вам кажется, много ли почитателей у фантастической литературы?

- Было время, когда научная фантастика и фэнтези не пользовались популярностью. Пробудить у читателей интерес к этим жанрам сумел американский писатель Рей Брэдбери.

Учитель: - Перед вами высказывания Рэя Брэдбери о своём любимом жанре. Докажите справедливость слов Р.Брэдбери.

«Фантастика - это архитектура наших мечтаний, и наши книги будут вдохновлять наши следующие поколения мечтателей».

«Научная фантастика - это ведь история зарождения идей человечества. Сначала нужно о чём-то мечтать, только потом можно мечты воплотить в реальность».

Научная фантастика всегда была и будет сказкой, которая учит морали.

Учитель: Действительно, воплощение любой идеи начинается с мечты. Как и многие писатели-фантасты, Брэдбери сумел предсказать то, что стало реальностью сегодня.

- Звуконепроницаемый дом типа «Всё для счастья», который «одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл»;

- Плита на кухне сама готовит ужин; «стол-автомат исторгает из своих механических недр горячие блюда»;

- В коридоре, пока идет человек, автоматически зажигаются и гаснут светильники;

- В доме есть одорофоны - устройства для образования нужного запаха;

- Вместо лестниц на верхние этажи перемещаются с помощью пневматического отсека по шахте;

- Автоматический шнуровальщик шнурует ботинки;

- Специальная машина чистит зубы, причесывает, умывает, моет.

- Плейеры - миниатюрные "ракушки", радиоприемники-втулки, вставляемые в уши ("451 градус по Фаренгейту").

- Телеэкраны на полстены, показывающие глупые реалити-шоу - "451 градус по Фаренгейту".

- Засилие отупляющей рекламы - "451 градус по Фаренгейту".

- Робот в виде животного - японские роботы "Айбо", выполненные в виде собачек, пока мало похожи на механического пса-убийцу из "451 градуса по Фаренгейту". Но если кто-то решит их перепрограммировать...

Учитель: В то же время исследователи творчества писателя утверждают, что Брэдбери не написал ничего, что можно назвать научной фантастикой в обычном смысле. Даже в своих космических рассказах он не интересуется ионными двигателями или конверторами относительности. Существуют ракеты, говорит он в сборниках «Марсианские хроники», «Р - значит ракета» (R Is for Rocket) и «К - значит космос» (S Is for Space). Это все, что вам необходимо знать, и, следовательно, все, что я вам собираюсь сказать».

Рассказы Рэя Брэдбери в самом деле имеют в своей основе повседневные, часто будничные события. Да и сам писатель, по его же мнению, не написал ничего, что можно было бы назвать научной фантастикой. Его произведения всегда немного печальны, но пронизаны надеждой. Его герои живут в радостном и тревожном ожидании чуда.

РЭЙ БРЭДБЕРИ утверждал: «Главное для меня - это не то, что движет ракетами, а то, что движет людьми».

Некоторым людям кажется, что в рассказе нельзя успеть полно описать события, характеры, как-то воздействовать на читателя. Однако Рэй Брэдбери доказывает обратное. Его рассказ «Все лето в один день» читается очень быстро, но запоминается надолго. Можно потом еще несколько дней ходить под впечатлением, раздумывая о том, можно ли оправдать поступки героев. Он вызывает некоторое непонимание и сочувствие, оставляет нотку грусти, но в то же время - надежды.

Мы редко задумываемся над тем, к чему давно привыкли и считаем само собой разумеющимся, раз и навсегда данным: о ласке солнечного луча и радости первой травы, о празднике осенних красок и весёлом поскри­пывании снега под ногами, о загадочности лунной дорожки на глади воды и наслаждении ароматом цветущих садов, о грусти журавлиного курлыканья и обещании счастья в яркой дороге в небо, которой становится радуга... Всё это лишь штрихи многоцветной и прекрасной картины нашего земного бытия. Мы видим их с рождения, привыкаем и потому порой не ценим по-настоящему. Мы не думаем, что можем лишиться всего, если не будем беречь свою старую планету по имени Земля. Об этом невольно думаешь, когда читаешь рассказ Рэя Брэдбери «Всё лето в один день».

Что может потерять и что приобрести человечество, идя по пути технологического прогресса?

…Итак, благодаря рассказу американского писателя-фантаста мы сегодня переносимся на далекую планету в не менее далекое будущее. Человечество покорило космос и начало расселяться на других планетах Солнечной системы. Несомненный путь прогресса цивилизации налицо. Десант человечества на планету Венера обустроил ее, появились дети, школы, все как на Земле. (Закрываем глаза, мы с вами переносимся на планету Венера) - музыка...Жан Мишель Сар. Вот только… непрерывно льющий дождь. В течение семи лет… Продолжите… Постарайтесь уложиться в несколько предложений.

IV. Работа над содержанием

Учитель: - Действительно ли в рассказе почти нет фантастики? Докажите.

Ответ: События произведения происходят на Венере. Погода здесь совсем не похожа на ту, что на Земле. Круглый год здесь идут дожди, небо застилают серые мрачные тучи. Все кажется тусклым и беспросветным. Но люди привыкли к такой жизни. Солнце появляется здесь один раз в семь лет, да и то совсем ненадолго.

В школе на Венере учатся дети, которые не знают, что такое солнечный свет. Ведь они видели Солнце, когда им было по два года, и теперь они уже забыли о его существовании. Но только не девочка Марго, которая прилетела с Земли. Она очень скучает по солнечному теплу, которое дарит радость. Одноклассники не понимают ее, сторонятся, думают, что она рассказывает что-то фантастическое, чем вызывает недобрые чувства в их сердцах.

Вывод: В книге фантастическим является только место действия. Все остальное вполне реально. И также реальна жестокость детей. Это больно, но, к сожалению, такое случается достаточно часто. Хорошо, если однажды дети понимают, что были не правы, и готовы признать свою вину. Но можно ли оправдать жестокость незнанием или недостаточностью жизненного опыта? Вопрос сложный и неоднозначный.

Сегодня на уроке мы должны с вами попытаться понять, какие ступени ведут ко дну, жизненному дну, помочь себе и своим близким не оступиться на этих ступенях. А какие же это ступени, вы определитесь сами, но у вас пока мало жизненного опыта, поможет вам разобраться Брэдбери, его герои, их судьбы.

- Что собой представляет климат этой планеты, каковы погодные условия?

(Звучит фонограмма «Звуки дождя) Представьте, что эти звуки слышат дети 7 лет постоянно.

- «Лил дождь. Он лил, не переставая, семь лет подряд». К какому восприятию мира детьми это может привести?

- Как вы думаете, случайно ли дети с Земли оказались на «дикой дождливой планете» Венера?

Почему вы так считаете?

- Как вы представляете себе жизнь детей на Венере?

- Как описывается дождь? Почему в его описании больше всего глаголов? Найдите их, подчеркните («Лил, шумел, барабанил, звенел хрустальными брызгами, низвергался сплошными потоками…»)

(Глаголы помогают услышать его монотонный шум, ощутить его разрушительное действие).

Проверим, насколько внимательно вы прочитали рассказ.

Тест. Проверка ДЗ. Пронумеруйте события рассказа в правильном порядке

Появляется Солнце, дети радостно бегают на улице.

В это время дети вспоминают про Марго, запертую в чулане.

Дети не верят Марго, поэтому и не любят ее.

Между ними ходят слухи, что родители заберут девочку снована Землю.

Марго не такая как все: она прилетела на Венеру с Земли, а не родилась здесь, она видела и помнит Солнце.

Уильям обижает Марго и призывает детей закрыть ее в чулане, чтобы она не смогла увидеть Солнце.

Начинают сгущаться тучи, все понимают, что снова увидят Солнце лишь через 7 лет

Они открывают чулан и выпускают Марго.

Дети ждут появления солнца, но пока наблюдают за дождем.

Марго стоит в стороне от детей, ее все считают странной.

Меняются тетрадями, взаимопроверка:

Дети ждут появления солнца, но пока наблюдают за дождем.

Марго стоит в стороне от детей, ее все считают странной.

Марго не такая как все: она прилетела на Венеру с Земли, а не родилась здесь, она видела и помнит Солнце.

Дети не верят Марго, поэтому и не любят ее.

Между ними ходят слухи, что родители заберут девочку снова на Землю.

Уильям обижает Марго и призывает детей закрыть ее в чулане, чтобы она не смогла увидеть Солнце.

Появляется Солнце, дети радостно бегают на улице.

Начинают сгущаться тучи, все понимают, что снова увидят Солнце лишь через 7 лет.

В это время дети вспоминают про Марго, запертую в чулане.

Они открывают чулан и выпускают Марго.

- Какие вопросы волнуют вас после прочтения рассказа?

Вспомните, какие нехорошие качества проявляли дети по отношению к Марго? (слайд 9)

- Какими качествами обладают дети в этом рассказе и как себя ведут по отношению друг к другу?

- Почему дети невзлюбили девочку?

(Они подсознательно чувствуют себя ущербными на ее фоне, хотя внешне она слабенькая и невзрачная, девочка чахнет на Венере, она не может смириться с такой жизнью. Они завидовали Марго, что она видела солнце, хотя не признавались в этом.

- Почему автор сравнивает детей с цветами и сорняками?

(Дети были разными: добрыми и светлыми, как Марго, и озлобленными, раздражительными, таких было большинство.)

- Какое ваше отношение к этим ребятам? Какие чувства вы к ним испытываете?

- Как в тексте подчеркивается внутренняя пустота детей?

(Интонацией в диалогах - кричал Уильям, закричал он, Уильям опять ее толкнул, «Отвечай, когда тебя спрашивают», крикнул мальчик, закричали ребята)

- Цель любого диалога?

Общение, контакт.

- Диалог - это путь к пониманию. В рассказе же диалоги детей и Марго высвечивают полное их отчуждение, что проявляется в криках, нервозности, воплях. Диалоги в произведении - это поток ненависти и угроз, адресованных девочке.

Найдите в тексте описание девочки и прочитайте его выразительно. (Читают: «Марго стояла одна поодаль. Она была слабенькая…).

- Что подчеркивает писатель в облике девочки?

- Как вы думаете, случайно ли он делает свою героиню голубоглазой и рыжей?

- Какие художественные средства он использует?

«Точно поблекшая фотография», «голос шелестел еле слышно», «глядя в заплаканные окна», «все вылиняло»

Обратите внимание, как в рассказе описываются дети.

(Никто из детей больше не описывается, они все как одно целое, масса - и называются «дети» или «ребята»).

- Почему дети так страстно мечтают о солнце?

- Каким им видится солнце? Находим в тексте описания солнца…

Почему все их сравнения «неживые»?

- А для кого из детей солнце живое? «большое, как медяк», жаркое, «как огонь в очаге».

Обратимся к эпизоду, когда Марго читает свои стихи. Зачитайте.

(«Накануне они весь день читали в классе про солнце. Какое оно желтое, совсем как лимон, и какое жаркое. И писали про него маленькие рассказы и стихи.

Мне кажется, солнце - это цветок,
Цветет оно только один часок.

Такие стихи сочинила Марго и негромко прочитала их перед притихшим классом. А за окнами лил дождь.

- Ну, ты это не сама сочинила! - крикнул один мальчик.

- Нет, сама, - сказала Марго, - Сама.

- Уильям! - остановила мальчика учительница»).

- Почему Уильям так отреагировал на стихи Марго? Какое качество он проявил?

(Зависть, злоба, ненависть…)

- Как вы думаете, какие чувства испытывала Марго, когда сочиняла стихи про солнце?

- Чем можно объяснить такое поведение ребят? Кого винить?

Но «самое большое её преступление… в том, что она прилетела сюда с Земли всего лишь пять лет назад и она помнит солнце»… Кроме того, у одноклассников вызывает зависть то, что, говорят, будто родители в будущем году отвезут её обратно на Землю, хотя «это обойдётся им во много тысяч долларов»…

- Справедливо ли такое отношение детей к девочке?

- Как вы думаете, почему стало возможным такое отношение? И как оно характеризует детей? С чем сначала сравнивает автор детей? («пестрой беспокойной каруселью»), а потом? (со «зверьками, вырвавшимися из глубоких нор», они бездушны и агрессивны).

Марго прилетела с Земли. Она помнит солнце, она знает, какое оно теплое и ласковое, и тоскует без солнечного света. И вот постепенно дети невзлюбили ее.

Итак, первая ступень жестокости - ЗАВИСТЬ! (вписываем)

Вторая - ГРУБОСТЬ

- Как ведет себя по отношению к Марго Уильям?

(- Ты-то чего смотришь? - сказал Уильям. Марго молчала.

- Отвечай, когда тебя спрашивают!

Уильям толкнул ее. Но она не пошевелилась; покачнулась - и только).

- Почему Марго не хочет играть в игры детей с Венеры?

(Потому что она не хочет играть с ними в гулких туннелях того города-подвала. Если кто-нибудь осалит ее и кинется бежать, она только с недоумением поглядит вслед, но догонять не станет. И когда они всем классом поют песни о том, как хорошо жить на свете и как весело играть в разные игры, она еле шевелит губами. Ну а самое большое ее преступление, конечно, в том, что она прилетела сюда с Земли всего лишь пять лет назад, и она помнит солнце, помнит, какое оно. А они - они всю жизнь живут на Венере; когда здесь в последний раз светило солнце, им было только по два года, и они давно уже забыли, какое оно, и какого цвета, и как жарко греет. А Марго помнит).

Просмотр эпизода (1.07)

Третья ступень к жестокости - отсутствие толерантности, презрение.

- В чём она виновата перед другими детьми? Какими раскрываются герои?

- Убирайся! - Уильям опять ее толкнул. - Чего ты еще ждешь?

Тут она впервые обернулась и посмотрела на него. И по глазам было видно, чего она ждет.

- Как вам кажется, чего же ждёт Марго?

Мальчишка взбеленился.

- Нечего тебе здесь торчать! - закричал он. - Не дождешься, ничего не будет! - кричал Уильям. - Это просто для смеха, мы тебя разыграли. Он обернулся к остальным. - Ведь сегодня ничего не будет, верно?

Все поглядели на него с недоумением, а потом поняли, и засмеялись, и покачали головами: верно, ничего не будет!

- Разыграли, разыграли! - сказал Уильям и вдруг схватил ее. - Эй, ребята, давайте запрем ее в чулан, пока учительницы нет!

- Не надо, - сказала Марго и попятилась.

Все кинулись к ней, схватили и поволокли, - она отбивалась, потом просила, потом заплакала, но ее притащили по туннелю в дальнюю комнату, втолкнули в чулан и заперли дверь на засов. Дверь тряслась: Марго колотила в нее кулаками и кидалась на нее всем телом. Приглушенно доносились крики. Ребята постояли, послушали, а потом улыбнулись и пошли прочь.

- Почему розыгрыш поддерживают все в классе?

- Зачем дети решили запереть Марго в чулане?

- Значит, смотреть на солнце решили без неё?

- Обратите внимание, насколько продуманы действия детей. Как активно, стремительно они действуют. Не просто заперли, а постояли, послушали и только потом пошли прочь.

Итак, ЧЕТВЕРТАЯ ступень к жестокости - насмешничество, издевка.

- Вспомните, как описывает автор появление солнца?

(«И солнце явилось. Оно пламенело, яркое, как бронза, и оно было очень большое. А небо вокруг сверкало, точно ярко-голубая черепица. И джунгли так и пылали в солнечных лучах, и дети, очнувшись, с криком выбежали в весну.

- Это получше наших искусственных солнц, верно?

- Ясно, лучше!

Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой упругий матрац, который вздыхал под ними, и скрипел, и пружинил. Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и в салки, но главное - опять и опять, жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину, что обнимала их словно море, блаженно спокойное, беззвучное и недвижное. Они на все смотрели и всем наслаждались. А потом, будто зверьки, вырвавшиеся из глубоких нор, снова неистово бегали кругом, бегали и кричали. Целый час бегали и никак не могли угомониться»).

- Дождь перестал, выглянуло солнце. Оно было таким, как описывала Марго? Как вели себя дети на солнце? Им понравилось солнце? Были они счастливы?

- На глазах детей происходит чудо. Как описывает их реакцию на происходящее писатель? Что поражает детей больше всего?

(Прежде всего детей поражает тишина, сменившая вечный шум дождя. «Такая настала неправдоподобная тишина, будто вам заткнули уши или вы совсем оглохли»).

- Какой прием использует автор? (гипербола)

«Дети недоверчиво подносили руки к ушам. Толпа распалась, каждый стоял сам по себе».

- Потом дети испытывают огромную радость от происходящего.

«Они на всё смотрели и всем наслаждались». Их радость выражается бурно, по-детски: они бегают, смеются, играют. Но есть в этой радости и нечто необычное для обычных детей: среди беготни они часто останавливались, «жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину...».

- Как это слушать тишину? (Оксюморон)

- А если бы солнце появлялось так же и у нас, как бы Вы вели себя?

Творческая работа

Брэдбери назвал рассказ «Всё лето в один день». Почему?

Потому что на глазах детей за два часа происходит смена двух времён года - весны и лета.

Попробуем себе представить эту фантастическую картину мгновенного преображения планеты. Поможет нам это сделать музыка французского композитора Жана-Мишеля Жарре «Oxygene» («Кислород» - 4 мин.) - слайд 15

Попытайтесь представить, что у вас в руках видеокамера, и вы снимаете то чудо, что происходит на ваших глазах.

Но одни из вас (работа распределяется по вариантам) снимают только деревья, листья, травы, цветы и т.д. крупным планом; другие - исключительно детей. Пока звучит музыка, вы запишете свои наблюдения - «кадры», а потом мы «смонтируем» их, соединим и получим маленький «видеофильм» «Лето на Венере».

Включается музыка Жарре, часть 2-я или 4-я, и в течение 3-4 минут ребята пишут короткие зарисовки - «кадры». Затем записи читаются вслух.

Вот что примерно получается:

«На сером небе появляются разрывы, будто маленькие окна, через которые льётся нежный голубой свет.

Разрывы становятся всё шире и шире, и вот из одного из них опускается поток солнечного света.

Он падает на взволнованные лица детей. Дети жмурятся от неожиданности, а когда раскрывают глаза, мы видим, что они из серых и бесцветных превратились в голубые, синие, зелёные и даже золотые».

«Сразу всё вокруг делается ярче и красивей.

Только что серые, чернильные джунгли на наших глазах меняют цвет: приобретают сначала кремовый оттенок, потом жёлтый, затем начинают зеленеть - и вот, наконец, становятся по-настоящему зелёными, яркими, весёлыми!»

«Дети хлопают в ладоши, радостно смеются, толкают друг друга, указывая на каждое новое чудо расцветающей планеты. Один мальчик даже встал от восторга на голову, а кудрявая девочка осторожно гладит лист неизвестного дерева»

«На небе уже нет ни облака. Солнце сияет вовсю. Последняя капля дождя блеснула радугой в солнечном луче - и испарилась…»

Дети носятся по зелёной лужайке с криками радости. Девочка наклонилась над красивым цветком и нюхает его. Другая уже сплела венок из жёлтых и голубых цветов и надела на голову. Мальчишка гоняется за яркой большой бабочкой, перелетающей с цветка на цветок. А этот поймал диковинную шестикрылую стрекозу и разглядывает её цветные глаза-пузырьки».

«Несколько ребят протянули руки к солнцу и наблюдают, как светится в венах кровь в его лучах, как радостно она пульсирует.

Мы видим смеющиеся счастливые лица, солнце позолотило их лёгким загаром и даже подарило некоторым детям свои памятные значки - веснушки»

«Дети так увлечены происходящим, что не видят, как с края неба наползает тёмное облако, постепенно покрывая тенью поляну, скоро оно закроет и солнце, и никто не увидит его целых семь лет!»

Итак, на глазах детей происходит чудо.

Просмотр эпизода.

И небо почернело, будто разом настала непроглядная ночь, а потом дождь полил вовсю.

И вдруг кто-то вскрикнул:

- А Марго?

- Что?

- Мы ведь ее заперли, она так и сидит в чулане.

- Марго...

Они застыли, будто ноги у них примерзли к полу. Переглянулись и отвели взгляды. Они не смели посмотреть друг другу в глаза. Лица у всех стали серьезные, бледные. Все потупились, кто разглядывал свои руки, кто уставился в пол. Наконец одна девочка сказала:

Ну что же мы?... Пойдем…

Под холодный шум дождя они медленно прошли по коридору. Под рев бури и раскаты грома перешагнули порог и вошли в ту дальнюю комнату, яростные синие молнии озаряли их лица. Медленно подошли они к чулану и стали у двери. а дверью было тихо. Медленно, медленно они отодвинули засов и выпустили Марго…

- Что испытывают дети, когда снова начинается дождь?

(Впервые к ним приходит ощущение горя, беды, теперь они не со слов, а по-настоящему понимают, чего они лишаются вместе с уходящим солнцем).

- Почему дети вспомнили о Марго?

(Только что пережитая бурная радость, сменившаяся глубоким чувством утраты, на­поминает им о несчастной пленнице. Они теперь понимают, чего лишили свою одноклассницу).

- Отчего они не смели смотреть друг на друга? Открыть и выпустить Марго они не решаются. Почему?

(Им стыдно за свои жестокость и бездушие).

Перечитаем конец рассказа: «Под холодный шум дождя они медленно прошли по коридору. Под рёв бури и раскаты грома перешагнули порог и вошли в ту дальнюю комнату, яростные синие молнии озаряли их лица. Медленно подошли они к чулану и стали у двери. За дверью было тихо. Медленно, медленно они отодвинули засов и выпустили Марго»).

- Почему за дверью чулана было тихо? Почему медленно они отодвинули засов?

- Чем они становятся похожи на Марго?

(Они делаются такими же вялыми и печальными: «Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались»).

Если, когда запирали девочку, всё совершалось стремительно, быстро, без раздумий, подобно тем бурям, которые бушевали за толстыми стенами, то в конце действие замедлено и растянуто: ребята прошли, перешагнули, вошли, подошли, стали.

- Как вы считаете, останутся ли после всего случившегося отношения детей и Марго прежними? Почему?

- Дети стали добрее или справедливее?

- Какое наречие постоянно повторяется?

В этом описании чаще всего повторяется наречие «медленно», потому что дети совершают обдуманное действие. В их душах происходит огромная работа: внешне они ещё слышат тот яростный шум, к которому так привыкли, но внутри у них уже рождается тишина, сопряжённая с солнцем и его теплом, а значит, с осмысленной, разумной добротой.

Вспомним опять название рассказа: «Всё лето в один день». Подумайте, смысл его связан только со стремительной сменой времён года или есть в нём ещё какое-то подтекстное значение?

Если вспомнить, что слово «лето» когда-то имело ещё одно значение - год, то станет понятным, что речь не только о временах года, но и о взрослении души. Человек взрослеет быстрее, если ему приходится переживать какие-то сильные потрясения - и тогда один день становится равным целому году, а то и всей жизни...

Вероятно, отношение детей к Марго должно измениться: ведь они теперь знают, по­чему она такая печальная, бледная и чахнет на чужой планете. Они поняли, что были несправедливы к ней и жестоки, что совершили подлый поступок. Может быть, они научатся дружить с девочкой.

В каждом человеке живет как бы две личности - добрая и злая. В ком-то добрая личность преобладает над злой, а в ком-то наоборот. Даже в душе самого закоренелого преступника есть капелька доброты, ее нужно уметь заметить и правильно построить свои отношения с этим человеком. Мы должны стремиться к тому, чтобы добро всегда побеждало зло. Для этого необходимо серьезно работать над собой.

Финал произведения открытый. ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ - отсутствие развязки произведения.

- Почему автор как бы обрывает повествование?

- Почему Брэдбери не приводит читателя к выводу?

(Он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой).

А еще от кого зависит, чтобы дети, оценив значение добра, укрепились на его позициях?

Безусловно, от них самих, но ещё больше от взрослых, которые должны помочь им в этом.

А какое место в рассказе занимают взрослые?

Очень незначительное. Мы ничего не знаем о родителях детей, кроме того, что они «прилетели застраивать и обживать» Венеру, мельком видим и учительницу.

Какое у вас складывается впечатление о ней? Подчеркните цитаты, относящиеся к ней, их не очень много.

(Она не вникает в детские отношения. Когда приходит время встречи с солнцем, она только спрашивает у детей: «Все здесь?» И на слово верит им, даже не заметив, что среди них нет самой странной девочки в классе. Учительнице не хочется вместе с детьми на солнце, она лишь кричит им вдогонку: «Не убегайте далеко!» Разве она не должна была быть вместе со своими учениками, разделить их радость и печаль, побеспокоиться о том, чтобы никто не заблудился и не потерялся: ведь дети впервые вышли из подвала?..)

Ребята предоставлены сами себе и сами должны делать выбор между Добром и Злом в том сложном мире, в котором они живут. Не случайно в начале рассказа Брэдбери сравни­вает их с цветами и сорной травой в саду. Не от равнодушия ли взрослых родились детские жестокость и насилие?!

Пятая ступень к жестокости - неискренность, равнодушие.

Какой литературный приём лежит в основе композиции рассказа и помогает «высветить» эту мысль? Рассказ построен на антитезе - противопоставлении.

Вспомните, какие противопоставления мы встречаем в нём. Схемы составляем.

Прежде всего, это дождь, с его монотонным шумом и разрушением - и солнце с его созидающим теплом и врачующей тишиной. Это и те состояния, которые вызваны дождём и солнцем: соответственно агрессия, жестокость - и радость и гармония. Это бессердечные, подвижные и шумные дети - печальная, молчаливая и поэтичная Марго. Это и дети, не знающие солнца, не ведавшие добра и потому бездушные, - и дети, познавшие его тепло и радость и повзрослевшие и помудревшие в один день. Это прекрасная Земля, согреваемая солнцем, - и «дикая» сырая Венера.

Именно эти противопоставления помогают нам понять главную мысль произведения: людям необходимо человеческое тепло, понимание и любовь, надо беречь наш прекрасный земной мир...

Ну а мы с вами живем на планете Земля, где лето сменяет осень, зиму - весна. Мы привыкли к тому, что каждое утро нас встречает солнце, а вечером прощается с нами до следующего дня, даря прекрасные картины заката. Согласитесь, ребята, наша планета очень красива. Подумайте, какие отношения землян вы бы хотели сохранить на других планетах. («Я возьму в этот большой мир…» - 3 мин.)

Творческая работа (рефлексия)

Прикрепляют листочки-стикеры к изображению планеты.

Итоги урока. Итак, что же «в мгновение ока» открыл нам, над чем заставил задуматься этот Великий Иллюзионист, рассказав совсем не фантастическую историю под названием «Все лето в один день»?

- Почему его можно назвать иллюзионистом наоборот? (Иллюзионист обманывает, создает видимость реальности, а Рэй Брэдбери, наоборот, раскрывает для человека истинные ценности и отношения).

- Рэй Брэдбери - это не только фокусник. Он еще и доктор - иглоукалыватель. У него удивительный талант находить важные точки человеческой души и втыкать в них невидимые глазу иголочки. От них чувствуешь боль. И даже выступают слезы иногда. Так вот и происходит альтернативное лечение души. При столкновении с реальностью герои Брэдбери сохраняют целостность, хотя и меняются, меняется их душа, исчезает чёрствость и отчужденность.

Домашнее задание:

1 группа - Я предлагаю вам для Марго сочинить стихотворение, несколько строчек, чтобы она тоже порадовалась солнцу, ведь она так его и не увидела.

2 группа - задание продолжить предложение «Прочитав рассказ, я понял(-а), что…»

3 группа - назовите 3 причины, из-за которых нужно прочесть эту книгу.

 

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.