Цель урока: умение строить монологическое высказывание в перфект, используя глаголы с отделяемыми приставками.
Задачи урока |
Научиться образовывать форму прошедшего времени глаголов с отделяемой приставкой. |
Планируемые результаты: |
|
- личностные |
Обучающиеся будут развивать своею коммуникативную компетенцию |
- метапредметные |
Обучающиеся будут учиться анализировать и сравнивать грамматические структуры |
- предметные |
Обучающиеся научатся использовать прошедшее время перфект глаголов с отделяемыми приставками |
Технология изучения темы урока
Основные этапы урока/планируемое время, мин |
План урока |
Комментарии к уроку (учебно-методическое и информационное обеспечение) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Освоение нового материала (просмотр видео-урока)
|
Hallo, liebe Freunde! Mascha erzählt uns heute, was sie gestern mit der Oma gemacht haben. |
Сегодня мы узнаем, что вчера делала Маша и ее бабушка. |
В верхнем углу экрана появляется фото Маши и бабушки со стр. 54 учебника. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вы уже знаете, что такое Перфект и умеете говорить о событиях в прошедшем времени. Послушайте, о чем рассказывают Маша и ее бабушка. Обратите внимание на временную форму глаголов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Mascha: Ich bin gestern um 7 Uhr aufgestanden. Oma: Oh, das ist ja super! Und ich bin um 9 Uhr aufgestanden. Mascha: Ich habe das Fenster aufgemacht und das Zimmer aufgeräumt. Oma: Das Zimmer habe ich auch aufgeräumt. Mascha: Dann habe ich ferngesehen. Oma: Ich habe eingekauft. Mascha: Und danach habe ich die Oma angerufen. Oma: Ich bin um 21 Uhr eingeschlafen. |
|
Ведущий озвучивает слова Маши и бабушки. На картинке высказывания Маши и бабушки появляются предложениями в виде Sprechblasen |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вы уже догадались, что Маша и бабушка использовали временную форму перфект, чтобы рассказать о прошедших событиях. Давайте повторим, как образуется прошедшее время Перфект. Для того, чтобы сказать о событии в прошедшем времени, нужно использовать вспомогательный глагол haben или sein и поставить смысловой глагол в третью форму, т.е. Partizip II. Например, чтобы сказать "Я вчера сделал домашнее задание", мы используем вспомогательный глагол haben в правильной форме Ich habe и образуем Partizip II от глагола machen - gemacht. Таким образом получим ... |
На экране появляется схема haben/sein + Patizip II Ich habe gestern meine Hausaufgabe gemacht. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Давайте еще раз послушаем, о чем нам рассказывают Маша и бабушка, обращая внимание на форму глаголов в прошедшем времени. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Mascha: Ich bin gestern um 7 Uhr aufgestanden. Oma: Oh, das ist ja super! Und ich bin um 9 Uhr aufgestanden. Mascha: Ich habe das Fenster aufgemacht und das Zimmer aufgeräumt. Oma: Das Zimmer habe ich auch aufgeräumt. Mascha: Dann habe ich ferngesehen. Oma: Ich habe eingekauft. Mascha: Und danach habe ich die Oma angerufen. Oma: Ich bin um 21 Uhr eingeschlafen. |
|
Ведущий еще раз озвучивает текст, а на экран выводятся глаголы в Partizip II после каждого предложения:
aufgestanden aufgemacht aufgeräumt ferngesehen eingekauft angerufen eingeschlafen Список глаголов остается на экране. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ребята, посмотрите внимательно на глаголы на экране. Что в них особенного? Давайте вспомним, как образуется Partizip II глаголов! Вы уже знаете, что к слабым глаголам прибавляется приставка ge- и окончание -t. Как, например, ...
Если глагол сильный, то к нему добавляется приставка ge- , окончание -en и иногда меняется корневая гласная, как, например... А еще вам уже известно, что если у глагола есть неотделяемая приставка, такая как ..., то глагол не получает приставку ge-, например |
На экране появляются примеры: machen - gemacht arbeiten - gearbeitet spielen - gespielt
kommen - gekommen sprechen - gesprochen schreiben - geschrieben Приставки выводятся на экран be-, ge, er-, ver-, zer-, ent-, emp besuchen - besucht gefallen - gefallen versprechen - versprochen erzählen - erzählt |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Давайте теперь посмотрим на глаголы из диалога Маши и бабушки. Что в них особенного?
Вы обратили внимание, где в глаголах стоит приставка ge-? Правильно, после другой приставки, которая называется отделяемая. В немецком языке существуют такие отделяемые приставки: Таким образом, если у глагола есть отделяемая приставка, то при образовании Partizip II приставка ge- ставится между этой приставкой и корнем слова, например |
После вопроса ведущего "Что в них особенного" в глаголах красным цветом выделяются приставки и окончания: aufgestanden aufgemacht aufgeräumt ferngesehen eingekauft angerufen eingeschlafen ab-, an-, auf-, aus-, bei-, ein-, fern-, mit-, nach-, vor-, weg-, zu-, zurück-, zusammen-. aufstehen - aufgestanden aufmachen - aufgemacht aufräumen - aufgeräumt fernsehen - ferngesehen einkaufen - eingekauft anrufen - angerufen einschlafen - eingeschlafen |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Глаголы с отделяемыми приставками тоже как и все остальные бывают сильными и слабыми.
Посмотрите, они тоже образуют Partizip II по общим правилам: приставка ge- и окончание -t у слабых
и ge- и окончание -en у сильных |
Глаголы из общего списка aufgestanden aufgemacht aufgeräumt ferngesehen eingekauft angerufen eingeschlafen распределяются ("перелетают") в таблицу в две колонки:
В это время на экране загораются приставки ge- и окончания -t у слабых глаголов в таблице красным цветом. В это время на экране загораются приставки ge- и окончания -en у сильных глаголов в таблице красным цветом. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Давайте теперь попробуем наши знания на практике. Образуем Partizip II вместе. Итак, глагол aufstehen. Глагол имеет приставку auf и, как мы знаем из нашего урока, это отделяемая приставка. Далее нужно определить, сильный это глагол или слабый: мы знаем, что сильный, поэтому в Partizip II он изменит корневой гласный, получит приставку ge- и окончание -en. Таким образом, мы получаем форму aufgestanden. и, как вы видите, приставка ge- становится между отделяемой приставкой и корнем слова Рассмотрим еще один пример с глаголом aufräumen Этот глагол слабый, значит в Partizip II он получит приставку ge- и окончание -t. Таким образом Partizip II глагола aufräumen будет ... А приставка ge- вновь на своем месте между отделяемой приставкой и корнем слова А теперь сами назовите Partizip II следующих глаголов. Я буду только давать вам подсказки, слабый это глагол или сильный. aufmachen (слабый) fernsehen (сильный, но корневая гласная в Partizip II не меняется) einkaufen (слабый) anrufen (сильный, но корневая в Partizip II гласная не меняется) einschlafen (сильный, но корневая в Partizip II гласная не меняется) Молодцы, ребята! Как вы видите, чтобы правильно говорить на немецком, нужно вначале подумать и все время быть внимательным |
На экране появляется глагол в Infinitiv, затем Ведущий комментирует, как образуется Partizip II и появляется правильный вариант На экране появляется глагол aufstehen aufgestanden В это время приставка и корень выделяются зеленым цветом На экране появляется глагол aufräumen aufgeräumt В это время приставка и корень выделяются зеленым цветом Небольшая пауза и появляется правильный ответ aufgemacht ferngesehen eingekauft angerufen eingeschlafen
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А теперь используем все, что мы сегодня разобрали, чтобы построить предложения в перфект. Антон рассказывает Маше, что он обычно делает, а Маша говорит, что все это уже делала вчера.
|
Картинка с изображением Маши и Антона со стр. 64 учебника. Предложения появляются в два столбика: Машин текст под картинкой Маши, слова Антона - по изображением Антона. Вначале предложение Антона, потом Маши, и так по порядку |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ведущий читает предложения и комментирует после первого предложения Антона: Антон говорит о событиях в настоящем времени: глагол стоит на втором месте, отделяемая приставка в конце предложения. Маша говорит о своих действиях в прошлом (появляется Машино первое предложение): на втором месте стоит вспомогательный глагол sein, а смысловой глагол aufstehen в форме Partizip II - на последнем месте. Кстати, вспомогательный глагол sein употребляется с глаголами движения и изменения состояния. В данном случае "встать" - это глагол изменения состояния (лежала, а потом встала). Затем ведущий может подробно не комментировать, просто читает предложения и называет сказуемое.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Ну что ж, надеюсь, вы сегодня разобрались, как образуется перфект от глаголов с отделяемыми приставками. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Also... Das ist alles für heute! Bis zum nächsten Mal! Auf Wiedersehen! |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоя-тельная работа с учебным материалом
|
Тренажер 1. Соедини русский и немецкий эквивалент
Правильный вариант
2. Распредели глаголы в две колонки: с отделяемыми и неотделяемыми приставками Aufmachen, besuchen, versprechen, wegwerfen, erzählen, einkaufen, fernsehen, gefallen, anrufen, zerbrechen
Правильный вариант
3. Распредели глаголы в Partizip II в две колонки: Partizip II слабых глаголов и Partizip II сильных глаголов Aufgemacht, aufgeräumt, ferngesehen, angerufen, weggeworfen, eingekauft, vorbereitet, eingeschlafen, aufgestanden.
Правильный вариант
4. Напиши, с каким вспомогательным глаголом (haben или sein) образуется Perfekt следующих глаголов:
Правильный вариант
5. Образуй Partizip II от следующих глаголов
Правильный вариант
6. Раскрой скобки и вставьте глагол в правильную форму Partizip II. 1. Mascha hat gestern ihre Freundin (anrufen). 2. Anton hat sich gestern einen neuen Film (ansehen). 3. Die Oma ist gestern früh (aufstehen). 4. Maschas Mutter hat gestern das Zimmer (aufräumen). 5. Ich bin gestern spät (einschlafen). 6. Wir haben gestern lange (fernsehen). Правильный вариант 1. Mascha hat gestern ihre Freundin angerufen. 2. Anton hat sich gestern einen neuen Film angesehen. 3. Die Oma ist gestern früh aufgestanden. 4. Maschas Mutter hat gestern das Zimmer aufgeräumt. 5. Ich bin gestern spät eingeschlafen. 6. Wir haben gestern lange fernggesehen. 7. Напиши предложения в Perfekt 1. Die Oma sieht sich einen interessanten Film an. 2. Anton räumt sein Zimmer auf. 3. Mascha steht früh auf. 4. Maschas Mutter kauft ein. 5. Ich werfe den Müll weg. 6. Wir schlafen um 23 Uhr ein. Правильный вариант 1. Die Oma hat sich einen interessanten Film angesehen. 2. Anton hat sein Zimmer aufgeräumt. 3. Mascha ist früh aufgestanden. 4. Maschas Mutter hat eingekauft. 5. Ich habe den Müll weggeworfen. 6. Wir sind um 23 Uhr eingeschlafen. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (самоанализ, самооценка)
|
1. Вставь вспомогательный глагол haben или sein в правильную форму: 1. Die Oma ... gestern eingekauft. 2. Anton ... gestern den Müll weggeworfen. 3. Mascha ... gestern um 7 Uhr aufgestanden. 4. Du ... gestern den ganzen Tag ferngesehen. 5. Ich ... gestern um 22 Uhr eingeschlafen. 6. Mascha und die Oma ... gestern das Zimmer aufgeräumt. Правильный вариант 1. Die Oma hat gestern eingekauft. 2. Anton hat gestern den Müll weggeworfen. 3. Mascha ist gestern um 7 Uhr aufgestanden. 4. Du hast gestern den ganzen Tag ferngesehen. 5. Ich bin gestern um 22 Uhr eingeschlafen. 6. Mascha und die Oma haben gestern das Zimmer aufgeräumt. 2. Напиши предложения в Perfekt 1. Die Mutter räumt mein Zimmer auf. 2. Ich sehe mir einen guten Film an. 3. Das Kind schläft um 20 Uhr ein. 4. Der Vater wirft den Müll weg. 5. Meine Schwester steht um 6 Uhr auf. 6. Ich mache das Fenster zu. Правильный вариант 1. Die Mutter hat mein Zimmer aufgeräumt. 2. Ich habe mir einen guten Film angesehen. 3. Das Kind ist um 20 Uhr eingeschlafen. 4. Der Vater hat den Müll weggeworfen. 5. Meine Schwester ist um 6 Uhr aufgestanden. 6. Ich habe das Fenster zugemacht. 3. Переведи предложения на немецкий 1. Я вчера позвонила подруге. 2. Мы смотрели интересный фильм. 3. Антон убрал свою комнату. 4. Моя сестра рано уснула. 5. Мы вчера ходили за покупками. 6. Маша вчера поздно встала. Правильный вариант 1. Ich habe gestern meine Freundin angerufen. 2. Wir haben uns einen interessanten Film angesehen. 3. Anton hat sein Zimmer aufgeräumt. 4. Meine Schwester ist früh eingeschlafen. 5. Wir haben gestern eingekauft. 6. Mascha ist gestern spät aufgestanden. |