В. Маяковский вошел в историю литературы как поэт, художественно отразивший в своем творчестве богатырский подъем революционного энтузиазма масс, выступивший певцом «атакующего класса» - пролетариата, воспевший достижения и завоевания молодого социалистического государства.
Поэт-новатор, он воплотил небывалые пласты жизненного содержания в новой художественной форме. Его новаторство глубоко содержательно.
Со дня опубликования «Руслана и Людмилы» имя Пушкина неизменно было в центре не только идейной и общеэстетической борьбы, но и споров вокруг проблем стиля. И дело тут не только в генеральном значении Пушкина для нашей культуры. Дело еще и в том, что среди русских писателей Пушкин являет собою тип художника прежде всего. В классическом нашем искусстве, надо сказать, была сильна мысль о внутреннем единстве духовной деятельности, порой сквозило пренебрежение ко всякой специализации, дифференциации ее, в частности к эстетическому началу как таковому. Недаром же одна из самых громких статей XIX века называлась «Разрушение эстетики». Когда-то В. М. Жирмунский писал о «врожденном руссоизме» нашего читателя и литератора - ниспровергателя «самоценных», слишком специальных духовных категорий. В этом было много здорового, позитивного, в этом - один из секретов расцвета нашей классической культуры.
План
Профильное обучение - важный фактор экономического роста и обновления экономики.
Задачи учителя, работающего в профильном классе.
Основные задачи обучения русскому языку и литературе в профильном гуманитарном классе.
Роль элективных курсов.
Условия перехода к всеобщему профильному обучению.
Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию.
Конфуций говорил, что учитель и ученик растут вместе. Мне кажется, что именно эти слова отражают суть технологии творческого пространства урока литературы. Системный подход по проблеме сотрудничества и сотворчества на уроках литературы применяет немало учителей.
Все, что создано на земле не природой, а человеком, создано человеком творческим. На мой взгляд, из всех способностей личности самая главная – это способность к творчеству. Она необходима в любой работе. Но, чтобы развить в себе способность к творчеству, нужен труд с постоянным поиском элементов нового, с подключением фантазии к любому процессу. Современный творческий человек должен уметь не только нестандартно мыслить, но и обладать определенными знаниями, уметь добывать и усваивать нужную информацию.
В системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест и претерпевает в настоящее время значительные изменения.
Одна из основных задач учителя русского языка и литературы - обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность, образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.
Учитывая современные подходы к творческим работам обучающихся, я разработала методические рекомендации для написания сочинений различных жанров:
эссе
рецензия
путешествие
дневниковые записи
Словарная работа занимает важнейшее место при анализе художественного произведения на уроках литературного чтения. Если наиболее важные слова из прочитанных текстов не поступают в активный словарь ученика и не служат ему в повседневной речи, уроки литературы оказываются по существу бесполезными для формирования живой разговорной речи.
В связи с перестройкой школьной программы усиливается внимание к вопросам культуры речи на уроках литературы. Развитие письменной и устной речи у учащихся тесно связано с обогащением их словарного запаса. На уроках литературного чтения можно показать сложную интересную жизнь слова, его способность, то в одном, то в другом значении, его различные стилистические и экспрессивные оттенки.
Устаревшие слова - общее название для историзмов и архаизмов, это пассивный слой лексики, который, однако, часто используется в художественных произведениях для создания исторического колорита и атмосферы описываемого времени. Такие слова характеризуются
1) низкой частотностью употребления в современном общелитературном русском языке;
2) ограниченной сферой употребления;
3) периферийной позицией в словаре.
Модернизация общеобразовательных средних учебных заведения подразумевает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися конкретного минимума знаний, но и на становление личности обучающегося, его познавательных и творческих способностей. В прогрессивной реальности популярна интеллектуально и творчески развитая личность.
Как раз вследствие этого становление творческих способностей учеников на уроках литературы можно считать приоритетным в современной школе.
Инновационные процессы, происходящие в обществе и во всём мире, диктуют педагогу необходимость профессионального роста и самосовершенствования, ибо «…учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
Одним из механизмов, побуждающих учителя к саморазвитию, является инновационная деятельность, т.к. мотивирует педагогов, активизирует самосознание, самообразование, развивает креативные, коммуникативные, рефлексивные и прогностические способности, то есть приводит в состояние напряженной активности педагога-исследователя.
Методическая наука развивается не обособленно, не изолированно, а в совокупности с философией, психологией, педагогикой, лингвистикой и другими смежными науками. Именно поэтому изучением важнейших для образования вопросов развития мышления, речи и коммуникативных способностей личности занимаются и современные учёные-философы, и психологи, и лингвисты, и педагоги, и методисты. Исследования в смежных с методикой преподавания русского языка областях служат ориентиром для обогащения методики новыми подходами к обучению, технологиями, методами, средствами.
Большинство методистов уверены, что работа с лирическими произведениями в школе - одна из самых сложных. Язык поэзии часто для учащихся остается чуждым из-за неразвитости культуры чтении лирических текстов. Поэтому задачей учителя становится развивать эту культуру. В.Г.Маранцман и О.Ю.Богданова предлагают такой метод: начинать каждый урок литературы с поэтической пятиминутки, на которой учащиеся рассказывают прочитанное недавно или полюбившееся им стихотворение. Таки образом, каждый ученик хотя бы один раз в месяц будет практиковать навыки чтения лирического текста и расширять свой эстетический и духовный кругозор.
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс–методом. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс средней школы и приносит свои результаты. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся, в которых ими приобретаются коммуникативные умения.
Известно, что современное школьное преподавание литературы должно базироваться на знании учащимся ряда литературоведческих терминов, а также умении ими пользоваться. Это умение нужно как для анализа литературного произведения, так и в более широком смысле для формирования общего языка культуры, на котором человек мог бы обсуждать произведения искусства вообще. Между тем именно изучение теории литературы ведётся в нашей школе зачастую не на должном уровне. Возможно, происходит это потому, что сами преподаватели в студенческое время были не в восторге от курса теории — в советских вузовских учебниках он излагался сухо и наукообразно. До сих пор многими учителями (а как следствие, и детьми) литературоведческие понятия воспринимаются как какие-то ненужные довески к разговору о произведении, внимание на которых стоит акцентировать разве что для экзамена.
Нет человека, которому не принесла бы радости великая сила искусства. В песне, в народной поэзии, этом неисчерпаемом источнике творческого вдохновения великих поэтов, композиторов, живописцев сказывается душевное богатство, талантливость народа. Каждый человек, как заметил М. Горький,- художник в душе. Искусство выражает самые сокровенные мечты и переживания человека, воспитывает в нём гуманные, добрые чувства, вдохновляет на труд и борьбу за высокие идеалы.
Интерактивные формы обучения… Что это – хорошо забытое старое или нечто принципиально новое? В переводе с английского языка «интер» - взаимный, «акт» - действовать, то есть действовать сообща на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включённый в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии беседы, диалога с кем—либо, с чем-либо. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
Интерактив называют и технологий, и методом, и формой. Но чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Ученик не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость.
Проблема внедрения современных педагогических технологий в преподавание русского языка и литературы в вечерней школе при исправительной колонии сегодня особенно актуальна.
В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством пенитенциарная система России сегодня ориентирована на решение основной задачи: ресоциализация личности осужденного, отбывающего наказание, то есть исправление и полноценное включение в жизнь общества после отбытия наказания, предупреждение рецидивной преступности.
Основной целью детской литературы всегда было воспитание нравственной личности, формирование понятий справедливости, чести, добра и зла. Данная цель обусловила выбор писателей, к творчеству которых мы обращаемся в нашем материале.