Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как в конкурентоспособном человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности: активной, самостоятельной, логически мыслящей, имеющей целостное представление о картине мира. Личности, которая умеет достойно жить в настоящем, благодарить за прошлое, с надеждой смотреть в будущее. Бурные социальные события, преобразования, продолжающиеся сейчас, вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции.
Цель образования воспитывать мыслящего, эмоционального, смелого человека, не боящегося проблем, которые ставит перед ним жизнь. И пусть нельзя решить их все, можно решить часть. Рынок труда требует от человека деловитости, практичности, способности преодолевать сложные ситуации и, вместе с тем, он должен быть высоконравственным человеком. Отсюда, возникают задачи, которые должен решить педагог. Это, прежде всего создание условий для индивидуального развития и формирования личности учащегося. Во-вторых, социальная защита подростка и социальная адаптация его в современном обществе. В-третьих, создание оптимальных условий для формирования конкурентоспособного специалиста, т.е. развивать у учащихся способность адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям и активно осваивать ситуации социальных перемен.
Переходя из детского мира во взрослый, подросток не может принадлежать полностью ни к тому, ни к другому. Возникают проблемы. Мы сталкиваемся так же с различным уровнем воспитанности, разной степенью общественной активности. Многие из них приходят с желанием «отдохнуть от школы», от постоянного дискомфорта, который испытывали, находясь рядом с хорошо успевающими одноклассниками. Этот стереотип «детей – неудачников» можно изменить. В свое время Сухомлинский сказал: «В наших школах не может быть несчастных детей, детей, душу которых гложет мысль, что они не способны». Решение данной задачи достаточно трудно и одним из факторов является введение на уроках математики дидактических игр.
Игра – модель конфликта.
Математическое понятие игры необычайно широко. Под игрой можно понимать, вообще, всякий вид соревнования с определенной системой правил, условий и ограничений, в соответствии с которыми действуют участники игры, добиваясь выигрыша. Теория игр представляет собой раздел математики, занимающийся исследованием вопросом проведения и разработкой оптимальных правил (стратегий) поведения каждого из участников в конфликтной ситуации. В России, при построении математической модели конфликта, делают различие между коалицией действия и коалицией интересов. Коалицией действия называют те или иные коллективы, участвующие в игре и принимающие решения. Коалицией интересов называют коллективы, участвующие в игре и отстаивающие некоторые общие интересы. Кроме того, вводится понятие ситуации – результат выбора всеми коалициями действия своих стратегий. Игра представляется как модель любого конфликта, то есть такой ситуации, в которой задействованы несколько участников с различными интересами, мотивами, установками. Привлекательность игр состоит в значительной степени в неопределенности результата. Эта неопределенность побуждает людей вступать в конфликтные ситуации, участвовать в игре не только в качестве игроков, но и в качестве болельщиков». Конфликт должен закончиться определенным результатом: чьим–то выигрышем, или проигрышем, или же ничейным результатом. Итак, в теории игр в качестве базового признака игры принят признак – конфликт. Конфликт может разворачиваться на внутри личностном уровне, межличностном, между социальными группами, государствами и коалициями государств. Тем самым, логично вытекает вывод о широкой распространенности конфликтов и последующей необходимости их разрешения, хотя бы в рамках математической теории игр. Математическая теория игр накопила значительный познавательный потенциал теоретического разрешения конфликтных ситуаций. Игра как бы подготавливает труд, создает для него условия, служит основой. То, что сначала осваивается в игре и как игра, далее переходит в обыденное трудовое действие
Функции и структура дидактических игр.
В системе школьного курса математики дидактическая игра – эффективное средство развития интереса к предмету. Дидактическая игра – современный метод воспитания , обладающая образовательной, развивающей и воспитывающей функциями; современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса, а также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Дидактическая игра – не самоцель, а средство обучения. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дидактическая игра включает в себя следующие структурные компоненты:
Игровой замысел – выражен в название игры, часто выступает в виде вопроса или загадки;
Правила – определяют порядок действий и поведение учащихся;
Игровые действия – способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, умения и навыки;
Познавательное содержание – усвоение тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы;
Оборудование урока;
Результат – решение поставленной учебной задачи.
Итак, дидактическая игра позволяет не только поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, но и рассматривается как незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
Приемы составления.
Основными способами составления дидактических игр является способ составления их по аналогии. Суть его заключается в следующем: преобразуем дидактическую игру с некоторыми изменениями. Нередко, сформулированная учителем проблема позволяет учащимся высказывать самостоятельно математические идеи, соответствующие их уровню развития.
Все приемы составления игр можно разбить на три группы:
а) приемы, связанные с подачей задания;
приемы этой группы дают возможность то или иное задание облечь в занимательную форму. К ним относятся:
-математический герой.
-задумай.
Учитель (ученик) задумывает математический объект, а ученики (учитель) должны отгадать то , что задумано, или то, что связано с задуманным.
-логический каркас.
Путем логических рассуждений требуется выявить из нескольких утверждений одно (несколько) верное (неверное) утверждение.
-задание с продолжением.
Новое задание получается из предыдущего путем дописывания к формулировке старого задания одного или нескольких слов (символов).
-соответствие.
Даны два (и более) ряда математических объектов. Для каждого объекта из одного ряда требуется найти соответствующий из другого. Критерий соответствия может быть самым разнообразным.
б) приемы, связанные со структурой задания;
-обращение.
В обычных упражнениях требуется по указанным компонентам и действиям получить результат. Они необходимы в обучении. Но иногда эффективны обратные упражнения: по указанным компонентам и результату отыскивать действия или по указанным действиям и результату найти компоненты. Подобные обращения можно провести практически на любом математическом материал
-противоречие.
В одном и том же математическом объекте или утверждении два (или более) свойства противоречат друг другу. Ученику надо выявить противоречие и устранить его.
-запрет.
При каком-либо задании ученику предлагается пользоваться только определенными объектами или запрещается пользоваться заранее оговоренными объектами (числом, символом, операцией, свойством, рассуждением, инструментом ... и т.д.)
-найдите ошибку.
Ученику предлагается отыскать ошибку (ошибки) в решении (ответе) одного или нескольких заданий.
в) приемы, связанные с организацией и процессом решения задания;
Использование игровых моментов целесообразно при закреплении учебных навыков.
-«игра с числами».
-тестовые вопросы.
-зашифрованные примеры.
-с одного взгляда.
-выбор.
-восстановление.
Виды дидактических игр.
В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема. Так как дидактическая игра может носить и репродуктивный, и творческий характер, то выделяют два вида таких игр:
- игровая ситуация, когда ученика форма задания:
в игровых ситуациях внимание учеников привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики.
- математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания:
Это такая игра, исход которой может быть предопределен предварительным теоретическим анализом. Математическая игра чаще всего состоит в поочередном выполнении играющими определенных действий – ходов с целью решения поставленной задачи.
Задания с сочетанием этих двух видов:
-круговые задания;
-математическая эстафета;
-цепочка;
- математический турнир;
- математическое лото;
- урок контроля знаний.
Условия использования дидактических игр на уроках математики.
Таким образом, органическое включение дидактических игр в структуру урока позволяет стереть явную границу занимательным и учебным материалом, достичь положительных результатов в обучении. Использование игровых ситуаций целесообразно тогда, когда:
- есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания;
-при прохождении сложных тем или постановке трудных дидактических задач урока;
-при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;
-при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.
Дидактическая игра позволяет осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний. Дидактическая игра является одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться, создает условия, обеспечивающие ребенку переживание успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Участие в этом процессе позволяет ученику приобретать и развивать целый комплекс умений, которые необходимы каждому члену общества. В игре ученик все время действует: читает, вычленяет главное, фиксирует его в виде опорной схемы, высказывается, задает вопросы, отвечает на вопросы. Эти активные действия, обеспечивающие умственное развитие подростков, гармонически сочетаются с практическими, активными действиями. Один из активности переходит в другой, вступая в противоречия. Именно на этом переходе к активной практической деятельности возникает реальная возможность помочь каждому ученику найти свое призвание, индивидуальное выражение личных интересов. Выстраиваются определенные взаимоотношения учитель – ученик. Суть заключается в сопровождении учащегося в процессе самого обучения. Сопровождать (русский словарь) – значит, идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение подростка – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Педагог внимательно приглядывается, прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем его мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытаться контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. Обращаясь к учителям, В.А.Сухомлинский писал: <... если ты видишь ученика только из-за своего стола в классе, если он идет к тебе только по вызову, если весь его разговор только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогу. Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы, горечь утраты>.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/