Практикум представляет собой систему заданий, направленных на изучение геометрического понятия, свойств. Выполнение практических работ связано с измерением различных физических величин, последующей обработкой их результатов и выводом.
Практические работы можно проводить индивидуально, группами, фронтально, в качестве домашнего задания. Эффективны они как на уроках изучения нового материала, так и при обобщении и повторении учебного материала.
В результате выполнения практических работ развивается самостоятельная познавательная деятельность учащихся, что способствует повышению качества знаний.
Практическая работа №1: «Сумма углов выпуклого многоугольника»
Цель: Вывести формулу, выражающей сумму углов выпуклого многоугольника.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик.
Задания:
Постройте 5 выпуклых многоугольников.
Из одной вершины проведите диагонали.
Сравните число сторон многоугольника с числом получившихся треугольников, заполните таблицу.
Выразите сумму углов каждого многоугольника через сумму углов треугольника.
многоугольник |
Число сторон |
Кол-во получившихся треугольников |
Разница между сторонами и треугольниками |
Сумма углов многоугольника |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
Сделайте вывод.
Практическая работа № 2: «Сумма углов выпуклого четырехугольника»
Цель: Найти сумму углов выпуклого четырехугольника.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, транспортир.
Задания:
Постройте 3 выпуклых четырехугольника АВСD.
Измерьте углы А, В, С, D.
Результаты измерений занесите в таблицу.
АВСD |
A |
B |
C |
D |
Сумма |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
Сделайте вывод.
Практическая работа №3: «Свойства параллелограмма»
Цель: Сравнить противоположные углы параллелограмма.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, транспортир.
Ответе на вопросы:
1. Какая фигура называется параллелограммом?
Задания:
Постройте 3 параллелограмма, обозначьте углы цифрами 1, 2, 3, 4.
Измерьте углы, результаты измерения внесите в таблицу.
Сравните градусные меры противолежащих углов.
Параллелограмм |
Угол 1 |
Угол 2 |
Угол 3 |
Угол 4 |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
Сделайте вывод.
Практическая работа №4: «Свойства равнобедренной трапеции»
Цель: Сравнить углы при основании равнобедренной трапеции.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, транспортир.
Ответе на вопросы:
Какая фигура называется равнобедренной трапецией?
Назовите все стороны трапеции.
Задания:
Постройте 3 равнобедренные трапеции, обозначьте углы цифрами 1, 2, 3, 4.
Измерьте углы при основании, результаты измерения внесите в таблицу.
Сравните результаты измерений.
Трапеция |
Угол 1 |
Угол 2 |
Угол 3 |
Угол 4 |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
Сделайте вывод.
Практическая работа №5: «Теорема Фалеса: деление отрезка на n равных частей»
Цель: Научиться делить отрезок на равные части, применяя теорему Фалеса.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, циркуль.
Задания:
Постройте отрезок АВ.
Постройте луч АК, не совпадающий с АВ.
На луче АК отложите п равных отрезков.
Через точку В и последнюю проведите прямую.
Через концы отрезков, отложенных на луче АК проведите прямые, параллельные первой прямой.
Сравните отрезки, получившиеся на отрезке АВ.
Сделайте вывод.
Практическая работа №6: «Свойство ромба»
Цель: проверить перпендикулярность диагоналей ромба
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, транспортир.
Ответе на вопросы:
Какая фигура называется ромбом?
Задания:
Постройте 3 ромба и проведите диагонали, обозначьте углы при пересечении диагоналей цифрами 1, 2, 3, 4.
Измерьте углы, результаты измерения внесите в таблицу.
Сравните результаты измерений.
Ромб |
Угол 1 |
Угол 2 |
Угол 3 |
Угол 4 |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
Сделайте вывод.
Практическая работа №7: «Подобие треугольников»
Цель: Сравнить углы подобных треугольников.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, транспортир.
Ответе на вопросы:
1. Какие треугольники называются подобными?
Задания:
Постройте 3 пары подобных треугольников ABC и NMK.
Измерьте углы у данных треугольников.
Результаты измерения внесите в таблицу, сравните полученные данные.
|
∆ABC |
∆NMK |
||||
|
A |
B |
C |
N |
M |
K |
1 пара |
|
|
|
|
|
|
2 пара |
|
|
|
|
|
|
3 пара |
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод.
Практическая работа №8: «Средняя линия треугольника»
Цель: Сравнить среднюю линию треугольника с его основанием.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, циркуль.
Задания:
Постройте 3 треугольника АВС.
Постройте все средние линии в каждом треугольнике, обозначьте их.
Измерьте стороны треугольника и средние линии.
Результаты измерений занесите в таблицу.
|
стороны |
Средние линии |
||||
|
АВ |
ВС |
СА |
1 |
2 |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод.
Практическая работа №9 «Касательная к окружности»
Цель: Определить угол, который образует касательная с радиусом проведенным в точку касания.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, циркуль, транспортир.
Задания:
Постройте 3 окружности.
Проведите к ним касательные.
К точкам касания проведите радиус.
Измерьте углы, образованные радиусом и касательной.
Сделайте вывод.
Практическая работа №10: «Вписанный и центральный угол»
Цель: Сравнить градусные меры вписанного и центрального углов, опирающихся на одну и ту же дугу.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, циркуль, транспортир.
Задания:
Постройте 3 окружности с центрами в точке О.
Отметьте на каждой из них точки А, В, С.
Образуйте вписанный угол АВС и центральный угол АОС.
Измерьте градусные меры этих углов.
Результаты занесите в таблицу.
|
АВС |
АОС |
1 окружность |
|
|
2 окружность |
|
|
3 окружность |
|
|
Сделайте вывод.
Практическая работа №11: «Свойство биссектрисы угла»
Цель: Сравнить расстояние от биссектрисы до сторон угла.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, циркуль.
Задания:
Постройте угол.
Постройте биссектрису этого угла.
На биссектрисе отметьте 3 точки и от них опустите перпендикуляры к сторонам угла.
Измерьте полученные расстояния, результат занесите в таблицу.
|
1 перпендикуляр |
2 перпендикуляр |
1 точка |
|
|
2 точка |
|
|
3 точка |
|
|
Сделайте вывод.
Практическая работа №12: «Описанный четырехугольник»
Цель: Сравнить суммы противоположных сторон в описанном четырехугольнике.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, циркуль.
Задания:
Постройте 3 окружности, опишите вокруг них четырехугольники.
Измерьте стороны четырехугольника.
Результаты измерений занесите в таблицу.
|
1 сторона |
2 сторона |
3 сторона |
4 сторона |
1+3 |
2+4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод.
Практическая работа №13: «Вписанный четырехугольник»
Цель: Определить сумму противоположных углов вписанного четырехугольника.
Инструменты: Карандаш, линейка, ластик, циркуль, транспортир.
Задания:
Впишите в окружность четырехугольник АВСD.
Рассмотрите 3 случая.
Измерьте углы четырехугольника.
Результаты измерений занесите в таблицу.
|
A |
B |
C |
D |
A +C |
B +D |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод.