1.
«Николай I назначил министром финансов Ф.П. Вронченко, и когда вел. кн. Михаил Павлович выразил на этот счет удивление, император сказал: «Полно, брат! Я сам себе министр финансов, мне только нужен секретарь для очистки бумаг». Вронченко совершенно соответствовал этой цели. Но для поддержания заведенного порядка потребовался заместитель, тому — еще один. И —пошло...»
Опираясь на данный анекдот, что вы можете сказать о системе управления Николая I?
Ответ.
При Николае I централизация управления доходила до абсурда. Император был министром не только финансов, но и внутренних и иностранных дел, государственных имуществ, народного просвещения и т.п. Министры действительно рассматривались им как секретари, так же обстояло дело и с церковными иерархами. Конечно, императору должно принадлежать последнее слово при решении важных вопросов; однако при сверхцентрализованной (формализованной) монархии он и его канцелярия пытались решить вообще все проблемы самостоятельно. Это приводило, с одной стороны, к деморализации государственного аппарата, отвечавшего при такой системе только за своевременное прохождение бумаг, с другой — к росту численности бюрократии, поскольку бумажная волокита весьма этому способствует.
2.
«В Гостином дворе Петербурга купцы поздравляют друг друга с отставкой Клейнмихеля. «Что это вздумалось государю?» — спросил один из них. «Простое дело, — отвечал другой. — Времена плохие. Военные дела наши дурно идут... Государь задумался, чем Россию развеселить и утешить? Дай прогоню Клейнмихеля».
I. О каких временах здесь идет речь?
2. Почему с отставкой П. А. Клейнмихеля связывались радостные надежды?
Речь идет о Крымской войне 1853— 1856 гг., так как хуже военные дела России в XIX в. не шли никогда.
Клейнмихель не дорос до «славы» Аракчеева, но все же был ненавидим Россией как олицетворение николаевского режима. Он занимал множество постов и на каждом из них проявлял редкую некомпетентность, повсюду оставаясь взяточником и казнокрадом. К тому же он считался другом царя, т.е. тем «плохим» министром, который, по мнению простых граждан, искажал приказы монарха, желавшего «защитить народ».
3.
«П.А.Клейнмихель, занимавший множество высших постов, объезжая Россию, в каждом городе назначал час для представления подчиненных. Он назначал время по своим часам и был шокирован, что чиновники являлись не вовремя. Ему объяснили, что Петербург и Москва имеют разные меридианы. Однако когда та же история повторилась и в Нижнем Новгороде, разъяренный генерал закричал: «Что это? Кажется, всякий дрянной городишко хочет иметь свой меридиан? Ну, положим, Москва может — первопрестольная столица, а то и у Нижнего Новгорода меридиан!»
Что можно сказать о характере и компетенции Клейнмихеля?
Для генерала законы природы не существовали, не прислушивался он, судя по всему, и к мнению ученых. Для него важнее было чинопочитание и руководство нижестоящих мнением начальства. Клейнмихель заведовал российскими железными дорогами, ничего не понимая ни в подвижном составе, ни в самих путях; стоял во главе строительства моста через Неву, не разбираясь в строительном деле. Это укрепило его в том мнении, что знания и опыт назначенному царем руководителю ни к чему. На любом посту он был вздорным, грубым и жестоким начальником.
4.
«Иркутский губернатор, объезжая губернию, посетил ссыльного декабриста М. С.Лунина. Тот, показывая ему на сорок томов Свода законов Российской империи и на тоненький Кодекс Наполеона, сказал: «Вот, ваше превосходительство, посмотрите, какие смешные эти французы. Представьте, это у них только-то и есть законов. То ли дело у нас, как взглянет человек на эти сорок томов, как тут не уважать наше законодательство!»
1. Говорил декабрист всерьез или шутил?
2. Почему, на ваш взгляд, существовала такая разница в размерах сводов российских и французских законов?
Ответ.
Конечно, шутил, поскольку понимал, что Кодекс Наполеона во Франции работает, по крайней мере, не хуже сорока томов российского Свода законов.
Кодекс Наполеона (Французский гражданский кодекс 1804 г.) уничтожил феодальные привилегии и феодальное деление общества. Он провозгласил свободу собственности и основные права и обязанности граждан. Иными словами, во Франции не было необходимости расписывать правила для сословных
судов (дворянский, городской, крестьянский, церковный), определять меру ответственности за те или иные проступки для каждой из этих категорий граждан и т. п. Естественно, что Кодекс Наполеона по объему был значительно меньше сводов законов феодальных государств.
5.
«В почетные члены Академии наук предложили А.А.Аракчеева. А.Ф.Лабзин поинтересовался, в чем состоят заслуги графа перед наукой и искусством. Президент отвечал, что Аракчеев «самый близкий человек к государю». «Если эта причина достаточна, — сказал Лабзин, — я предлагаю царского кучера Байкова, он не только близок к государю, но и сидит перед ним».
О чем говорят такие выборы в Академию наук?
Ответ.
С одной стороны, подобные выборы свидетельствуют о недостаточном чувстве собственного достоинства академиков, которые были готовы принять в свои ряды вельможу, не имевшего никаких научных трудов и заслуг. С другой стороны, присутствие близкого императору человека в рядах академии могло помочь последней легче решать свои вопросы в «верхах». В любом случае данный анекдот отражает сложившееся отношение властей к Академии наук как к некоему ведомству, подвластному высшему начальству, а потому обязанному удовлетворять капризы этого начальства, вплоть до нарушения устава этого учреждения (законы писаны не для начальства, а для подчиненных).
6.
А.С.Пушкин говаривал: «Если встречу Булгарина где-нибудь в переулке, раскланяюсь и даже иной раз поговорю с ним; на большой улице — у меня не хватает храбрости».
Чем же так «страшен» был Ф.В. Булгарин для Пушкина?
Ответ.
Своей репутацией. Сначала репутацией грубого, корыстного, льстивого человека. Затем — репутацией человека, являвшегося агентом III отделения, провокатором в среде журналистов и писателей. Поэтому разговор с ним на людях мог быть не так понят окружающими, он компрометировал собеседника Булгарина.