Цель работы:
Научиться решать задачи разных видов с величинами “скорость”, “время”, “расстояние”, “масса”.
Составить сборник задач по сказке “Колобок”.
Для составления задач ученики разделились на 5 групп по 4 чел. Каждая группа составила и оформила 4 задачи с разными величинами.
Решение составленных задач было организовано на последующих уроках.
Вариант 1
Масса Колобка 1 кг 200 г, а масса Лисы 7 кг. На сколько килограммов Лиса тяжелее Колобка?
От избушки до Медведя 1 км 395 м, от Медведя до Волка 596м, от Волка до Зайца 431 м, а от Зайца до Лисы 300 м. Какое расстояние должен пройти Колобок?
Колобок выпрыгнул из окна в 11 ч 20 мин. На весь путь он потратил 1 ч 45 мин и на 5 мин он остановился отдохнуть. В котором часу Колобок прибыл в пункт назначения?
Колобок катился от Зайца до Лисы 6 мин со скоростью 5 м/мин. Какое расстояние прошел Колобок?
Вариант 2
Когда баба испекла Колобок, его масса была 5 кг, а когда он добежал до Лисы, его масса стала 3 кг 5 г. Какую часть своей массы потерял Колобок?
От избушки до Зайца 500 м, а от Зайца до Волка на 300 м больше. Какое расстояние от избушки до Волка?
Колобок отправился в путь в 9 ч 15 мин, а вернулся в 12 ч 48 мин. Сколько времени Колобок был в пути?
От дома до Медведя Колобок пробежал 320 м за 6 мин. С какой скоростью бежал Колобок?
Вариант 3
Когда Колобок был тестом, он весил 3 кг, а когда его испекли, его масса стала на 300 г меньше. Какова масса Колобка?
Когда Колобок прошел 8 м, ему осталось пройти в 3 раза больше. Какое расстояние должен пройти Колобок?
Баба поставила Колобок в печь в 11 ч 9 мин, а достала в 12 ч 40 мин. Сколько времени Колобок был в печи?
Колобок пробежал 32 м за 8 мин. С какой скоростью бежал Колобок?
Вариант 4
Когда баба испекла Колобок, он весил 3 кг 200г. В пути он похудел на 1 кг 500 г. Какова масса Колобка в конце путешествия?
Расстояние от дома до Медведя 5 км 9 м, а от Медведя до Лисы 3 км 7 м. Какое расстояние от дома до Лисы?
Колобок выпрыгнул из окна в 8 ч 15 мин. У Зайца он был 3 мин 15 с. ,у Волка 5 мин, у Медведя 2 мин, а у Лисы 15 мин. Сколько времени потратил Колобок на весь путь?
Колобок прошел 4 км за 2 часа. За какое время он пройдет 12 км?
Вариант 5
Масса Колобка 3 кг, а масса Волка в 4 раза больше. Сколько они весят вместе? На сколько килограммов масса Волка больше массы Колобка?
Колобок пробежал от дома до Медведя 50 м, до Волка 80 м, до Зайца 40 м и 90 м до Лисы. Какое расстояние пробежал Колобок?
Колобок выпрыгнул из окна в 8 ч 30 мин. Домой он вернулся в 15 час. Сколько времени Колобок путешествовал?
Колобок пробежал 12 км за 3 часа. С какой скоростью он бежал?
Математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств и приспособлений – иначе называются устным счетом.
Нужно ли ребенка учить считать устно? На этот вопрос нельзя ответить отрицательно. С устным счетом ребенок знакомится задолго до поступления в школу. В детском саду, на занятиях по математике, детей знакомят с такими математическими действиями, как сложение и вычитание. У маленьких детей абстрактное мышление еще не развито, поэтому им показывают все примеры на конкретных примерах: 2 машинки плюс 1 машинка и т.д. Так дети постепенно запоминают примеры на сложение и вычитание в пределах 10, присчитывая по одному, затем по два т.д.
Дошкольник постепенно освобождается от узкой конкретности мышления и приобретает способность к абстрактному мышлению. Тем самым достигается уровень развитого интеллекта, для которого в возрасте от 7 до 12 лет характерен еще конкретный подход к проблеме, а начиная с 13 лет и абстрактный.
Сложение и вычитание изучается на протяжении всего обучения в начальной школе. Формирование понятий об арифметических действиях начинается с первых уроков математики. Формирование вычислительных умений и навыков – одна из основных задач математики в начальной школе. Учитель отрабатывает вычислительный навык на каждом уроке, а вычислительное умение является развернутым выполнением действия, в котором каждая операция осознается и контролируется.
Особое место занимает в начальной школе доведение до автоматизма навыков устного счёта. Это является одной из главных задач на начальном этапе обучения математике. Основы устных вычислений закладываются в первые годы обучения. Они активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают память, речь, повышают внимание и быстроту реакции. Каждый учитель знает, как важно выучить ребенку таблицу сложения и вычитание в пределах 10. Для лучшего запоминания учитель использует различные формы заданий: увеличить (уменьшить) числа на 2,3,4 …; решить «круговой» пример; вспомнить состав числа. Опыт и тренировка играют важнейшую роль в развитии любых способностей. На первом этапе ребенка надо научить концентрировать внимание и удерживание в краткосрочной памяти пример. На следующем этапе детей следует познакомить со специальными алгоритмами вычислений, умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации. Постоянные упражнения в устных вычисления позволят учащимся улучшить качество устного счета.
Обычно данный вид работы проводится ежедневно. Приведу примеры варианты устного счета для 2, 3, 4 классов.
2 класс
1. Сколько копеек в 1 рубле? |
1. Самое большое двузначное число уменьшить на 58. |
1. Найти произведение чисел 0 и 8. |
1. Произведение 2 и 3 увеличить на число 56. |
3 класс
Тренажер Можно использовать для повторения различных случаев сложения, вычитания, умножения, деления. |
1. Объем бидона 8 л, а бочки в 7 раз больше. Каков объем бочки? |
Повторение случаев табличного умножения и деления |
|
1. Найти произведение чисел 30 и10 |
|
4 класс
1. Уменьшаемое 63 |
1. Написать самое маленькое двузначное число. |
1. 1 множитель – 20; 2 множитель – 6. Найти произведение. |
1. Из произведения чисел 95 и 3 вычесть 95 |
Оксана Шарапова
ПЕРВЫЕ ШАГИ
КОРОЛЕВСТВО ЧИСЕЛ
Рассказ мудрой Девяточки о родословной числовых знаков
Королева Единичка предлагает интересные задачи
Устный счет на уроках математики в начальной школе
МАТЕМАТИКА В СТИХАХ
Таблица умножения в забавных стихах
Занимательные стихотворения про дроби
ЗАДАЧИ
Составные задачи по математике. 2 класс
Тематические задачи по математике. 3 класс
"Сказочный задачник" (по сказке "Колобок")
Математические задачи в стихах
Задачи на повторение курса математики за 1 - 4 классы
Задания по математике "Реши и пиши"
Визуальные опоры по теме "Дроби"
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
Занимательная математика: задачки и викторина. 1 - 2 классы
Занимательная математика. 3 класс
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольные работы по математике. 1 класс
Контрольные работы по математике. 2 класс
Контрольные работы по математике. 3 класс
Контрольные работы по математике. 4 класс
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Итоговое тестирование по математике в 4 классе. Вариант 1
Итоговое тестирование по математике в 4 классе. Вариант 2
Итоговое тестирование по математике в 4 классе. Вариант 3
Итоговое тестирование по математике в 4 классе. Вариант 4
Итоговое тестирование по математике в 4 классе. Вариант 5
УЧИТЕЛЮ
Основы начального курса математики в примерах и задачах
На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны.
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась.
Криком радостным двенадцать
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько, ты мне скажешь,
Обезьян там было в роще?
* * *
Есть кадамба-цветок;
На один лепесток
Пчелок патая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету симендга,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды возьми,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла себе места нигде,
Все летала то взад, то вперед и везде
Ароматом цветов наслаждалась.
Назови теперь мне,
Подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?
* * *
Когда Гераклом Герион
Был в жаркой битве сокрушен,
То победителю в награду
Быков отличных было стадо;
Быков на луг отправил он
И погрузился в крепкий сон.
Но сын Вулкана Какус смелый
К быкам, как вор, подполз умело
И зделал все, что он хотел:
Он отобрать себе успел
Одну шестнадцатую стада;
Теперь добычу спрятать надо.
В пещеру он быков загнал,
Куда свет дня не проникал,
И вход туда прикрыл надежно:
Найти быков здесь невозможно!
Когда Геракл пришел на луг,
Он насчитал сто двадцать штуг.
И не осталось в нем сомненья,
Что состоялось похищенье.
В нем сердце закипело злобой,
Быков он ищет, смотрит в оба,
И вдруг как бы из-под земли
Услышал, что ревут они.
К пещере бросился он в гневе,
Все разметал он в этом хлеве
И Какуса убил в мгновенье,
Быков добыл из заточенья;
И стадо он угнал скорей, —
Все получил царь Эвристей.
Теперь скажи мне, вычислитель,
Скольких быков злой похититель
Из стада увести сумел,
И сколько всех быков имел
Геракл могучий и отважный, —
Все это знать нам очень важно?
* * *
Видя, что плачет Эрот,
Киприда его вопрошает:
"Что такое тебя огорчило,
ответствуй немедля".
"Яблок я нес с Геликона немало, —
Эрот отвечает, —
Музы, отколь не возьмись,
Напали на сладкую ношу.
Частью двенадцатой вмиг овладела Эвтерпа,
А Клио патую долю взяла,
Талия - долю восьмую.
С частью двадцатой ушла Мельпомена,
Четверть взяла Терпсихора,
С частью седьмою Эрато
Стремглав от меня убежала.
Тридцать плодов унесла Полигимния.
Сотня и двадцать взяты Уранией.
Триста плодов понесла Каллиопа.
Я возвращаюсь домой
Почти что с пустыми руками:
Только полсотни плодов
Мне оставили музы на долю"
Сколько плодов было у Эрота?
* * *
У меня в одной коробке есть жуки
И еще в другой коробке пауки.
Мало их, в одну минуту можно счесть:
Пауков с жуками вместе - только шесть.
Стал считать я в двух коробках, сколько ног.
Очень долго сосчитать я их не мог
Оказалось, ног немало - сорок две,
Ну, скажи теперь мне, сколько тут жуков?
И еще сочти отдельно пауков.
* * *
Гуси с юга к нам летели
На зеленом лугу сели.
Их увидел Елисей:
— Добрый день вам, сто гесей.
— Нас не сто, - сказал вожак,
Уважаемый гусак.
— Сколько ж вас, - он вопрошает.
— Кто сметливый, - отгадает.
Если к нам добавить столько ж
И полстолько с четверть столько
Да гуся, что сел на стог,
То нас будет ровно сто.
Вот скажите-ка, друзья,
Какова гусей семья?
* * *
Как-то рано поутру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей.
Уток было восемь пар-
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей?
* * *
Если Грушам дать по груше,
То одна в избытке груша.
Если дать по паре груш,
То не хватит пары груш.
Сколько Груш? И сколько груш?
* * *
Птицы, звери и жуки
Покупали башмаки:
Скуповатые фламинго
Взяли каждый по батинку,
Леопард и ягуары
Надевали по две пары,
А когда являлся жук,
Сразу требовал шесть штук.
Всяк, кто был в тот день на рынке,
Приобрел себе ботинки.
И довольный прдавец
Расщедрился под конец:
Птице, зверю и жуку
Подарил по колпаку.
Возвращаясь, стар и млад
Был своей обновке рад.
Опустел в момент базар:
Раскупили весь товар.
Запирая свой ларек,
Продавец подвел итог:
Продал сорок башмаков,
Выдал десять колпаков.
Сколько ж было на базаре
Птиц, животных и жуков?
* * *
На дне глубокого сосуда
Лежит спокойно эн шаров.
Попеременно их оттуда
Тоскают двое дураков.
Занятье это им приятно,
Они тоскают тэ минут,
И каждый шар они обратно,
Его исследовав кладут.
Ввиду занятия такого
Как вероятность велика,
Что был один глупей другого
И что шаров там было ка?
* * *
Их было десять дураков,
Тех путников усталых,
Что в дверь решились постучать
Таверны "Славный малый".
— Пусти, хозяин ночевать,
Не будеш ты в убытке,
Нам только ночку переспать,
Промокли мы до нитки.
Хозяин тем гостям был рад,
Да вот беда некстати:
Лишь девять комнат у него
И девять лишь кроватей.
Восьми гостям я предложу
Полстели честь по чести,
А двум придется ночь проспать
В одной кровати вместе.
Лишь он сказал, и сразу крик,
От гнева красны лица:
Никто из всех десятерых
Не хочет потесниться.
как охлодить страстей тех пыл,
Умерить те волненья?
Но старый плут хозяин был
И разрешил сомненья.
Двух первых путников пока,
Чтоб не судили строго,
Просил пройти он в номер "A"
И подпждать немного.
Спал третий в "Б", четвертый в "В",
В "Г" спал всю ночь наш пятый,
В "Д","Е","Ж","З" нашли ночлег
С шестого по девятый.
Потом, вернувшись снова в "А",
Где ждали его двое,
Он ключ из "И" вручить был рад
Десятому герою.
Хоть много лет с тех пор прошло,
Неясно никому,
как смог хозяин разместить
Гостей по одному.
Иль арифметика стара,
Иль чудо перед нами,
Понять, что, как и почему,
вы постарайтесь сами.
1. Алексею 30 лет. Сергей моложе его на 25 лет. Во сколько раз Алексей старше Сергея?
2. Лена за 6 минут успевает раскрасить 60 капелек, а ее младшая сестра за 8 часов — 72 капельки. На сколько больше капелек в час раскрашивает Лена?
3. В трех бидонах 24 литра молока, в банке — 2 литра. Во сколько раз в банке молока меньше, чем в одном бидоне?
4. В первый день Хрюша съел 16 желудей. Во второй — в 2 раза больше. Всего у него было 100 желудей. На сколько меньше количество съеденных желудей, чем не съеденных?
5. В бидоне 32 л молока, а в 3 одинаковых кувшинах — 24 л. Во сколько раз больше молока в бидоне, чем в одном кувшине?
6. Степан слепил из пластилина 40 колбасок. Из них 8 колбасок синего цвета, а остальные — красного. Во сколько раз больше колбасок красного цвета, чем синего?
7. Володя решил прочитать книгу из 72 страниц за 6 дней, а прочитал за 4 дня. На сколько больше страниц в день читал Володя?
8. В шкафу лежали 12 коробочек с бусинками, по 8 бусинок в каждой. Утром Лена достала 4 коробочки. Во сколько раз больше бусинок осталось, чем взяла Лена?
9. В ящик положили 14 кг яблок, а в корзину — в 2 раза меньше. На сколько килограммов яблок меньше в корзине, чем в ящике?
10. Дети посадили 9 лип, а берез посадили в 4 раза больше. На сколько лип меньше, чем берез?
11. Один мальчик весит 36 кг, а другой - 29 кг. На сколько килограммов один из них меньше другого?
12. Ястреб живет 100 лет, а лошадь - 40. На сколько лет ястреб живёт больше лошади?
13. Мальчики сделали 15 флажков, а девочки 5 флажков. Во сколько раз больше флажков сделали мальчики, чем девочки?
14. У Пети 40 значков, а у Димы 8 значков. Во сколько раз меньше значков у Димы, чем у Пети
15. Утром на одном кусте распустилось 14 роз, а на другом на 5 роз меньше. Сколько роз распустилось на двух кустах?
16. Во дворе гуляло 7 кур и 4 петуха. Когда несколько птиц ушло, то осталось 5. Сколько птиц ушло?
17. Для украшения класса купили 8 красных шаров, а зелёных на 4 больше. Сколько всего шаров купили?
18. В одной вазе было 12 слив, а в другой 18 слив. 15 слив съели. Сколько слив осталось?
19. На одной полке было 40 книг, а на другой на 5 книг меньше. Сколько книг было на двух полках?
20. Мама испекла пироги. Когда сыну дала 7 пирогов, дочке 8 пирогов, то осталось 6 пирогов. Сколько пирогов испекла мама?
21. В одном доме живут 30 человек, а в другом на 6 человек больше. Сколько человек живут в двух домах?
22. В автобусе ехали 30 человек. На остановке из автобуса вышли 5 человек, а вошли 12 человек. Сколько человек стало в автобусе?
23. У Саши 26 машин. 9 из них – легковые, 7 – тракторы, а остальные – грузовые машины. Сколько грузовых машин у Саши?
24. На верхней полке шкафа 4 чашки, на средней – 6 чашек, а на нижней столько, сколько на верхней и средней вместе. Сколько чашек на нижней полке?
25. В цирке 5 пантер, 7 львов, а тигров столько, сколько пантер и львов вместе. Сколько тигров в цирке?
26. В первом классе 20 учеников, во втором – 30 учеников, а в третьем 15 учеников. Сколько всего учеников в трёх классах?
27. К Новому году Наташа купила 15 ёлочных шариков, а снежинок - на 5 меньше. Сколько шариков и снежинок купила Наташа?
28. В магазине продали 30 кг картофеля, а моркови – на 5 кг больше. Сколько всего килограммов овощей продали?
29. В саду 48 деревьев. Из них 13 яблонь, 9 груш, а остальные – сливы. Сколько слив в саду?
30. Велосипедист в первый день проехал 32 км, во второй день – на 18 км больше. Сколько всего километров проехал за 2 два дня велосипедист?
31. В двух забегах участвовали 80 спортсменов. В первом забеге с дистанции сошли 10 спортсменов, а во втором – ещё 20 спортсменов. Сколько спортсменов осталось участвовать в забегах?
32. Во дворе гуляли 17 кур, две курицы убежали на улицу, а во двор прибежали 4 петуха. Сколько птиц стало во дворе?
33. На горке катались 12 детей, трое ушли домой, а пришли 6 человек. Сколько детей стали кататься на горке?
34. Даша угостила подруг конфетами. Когда она дала Лене 6 конфет, Тане 8 конфет, у неё осталось 4 конфеты. Сколько конфет было у Даши?
35. У бабушки на тарелке было 11 блинчиков. Она отдала 5 блинчиков Ане, а сама испекла ещё 8 блинчиков. Сколько блинчиков стало на тарелке?
36. В трёх коробках 38 карандашей. В первой коробке 12 карандашей, во второй 9. Сколько карандашей в третьей коробке?
37. В парке посадили 23 липки, а дубков на 7 больше. Сколько всего деревьев посадили в парке?