Содержание романа английского писателя Олдоса Леонарда Хаксли (1894-1963) «О Дивный Новый мир» созвучно с негативными тенденциями, преобладающими сейчас в Европе и рвущимися оттуда в нашу страну. На художественном материале книги легко показать школьникам, как не нужно жить, что не нужно делать, благо, роман-антиутопия позволяет это сделать. При работе с фрагментами книги привычная школьникам агитация за здоровый образ жизни предстает для них в ином свете.
Книга охватывает широкий спектр вопросов, касающихся непосредственно биологии человека: развитие эмбриона человека в организме матери, телегония, искусственное оплодотворение и ряд других. Это вопросы генетики и биотехнологии, физиологии и эволюции: физиологическое учение Павлова, клонирование человека, однояйцовые близнецы, биогенетический закон.
Книга написана в 1932 году. В ней, как в любом романе-антиутопии, описывается государство, в котором возобладали негативные тенденции развития. Действие романа разворачивается в Лондоне далекого будущего. Согласно сюжету, люди не рождаются традиционным путем, а выращиваются на специальных заводах-человекофабриках. На стадии развития эмбриона они разделяются на пять каст, различающихся умственными и физическими способностями — от альф, обладающих максимальным развитием, до наиболее примитивных эпсилонов. Института брака не существует, слова «отец» и «мать» считаются матерными. И если к слову «отец» примешан оттенок юмора и снисходительности, то «мать», в связи с искусственным выращиванием в колбах, едва ли не самое грязное ругательство.
Выращиванием людей занимается Инкубаторий, в котором разделение на касты происходит еще до рождения. Уже в бутылях зародышей делят на группы и прививают определенные склонности к одному роду деятельности и, наоборот, отвращение к другому. У химиков формируют стойкость к свинцу, каустической соде, смолам, хлору. Горнорабочим прививают любовь к теплу. Низшим кастам прививается отвращение к книгам и нелюбовь к природе.
Альфы ходят в одежде серого цвета и наиболее интеллектуально развиты. Ростом выше представителей других каст. Они выполняют самую высококвалифицированную работу. Это учителя, врачи, управленцы. Беты ходят в красном. Это медсёстры и младший персонал Инкубатория. Генетический материал низшим кастам берут у себе подобных. После оплодотворения зародыши проходят специальную обработку, в результате которой одна зигота почкуется до девяноста шести раз. Это создает стандартных людей. «Девяносто шесть тождественных близнецов, работающих на девяноста шести тождественных станках». Затем зародышам значительно снижают подачу кислорода, отчего снижается умственно-телесный уровень. Низшие касты ниже ростом, их интеллект снижен. Гаммы ходят в зелёном. Это рабочие специальности, требующие небольшого интеллекта. Дельты ходят в хаки. Эпсилоны ходят в чёрном. Это обезьяноподобные полукретины, не умеющие читать и писать, лифтеры, неквалифицированные рабочие.
Отрывок 1
В документальном продолжении романа «Возвращение в Новый Дивный Мир», написанном и опубликованном в 1946 году, Хаксли пишет:
В придуманном мной Дивном Новом Мире систематически применялись методы евгеники и дисгеники. В одних бутылях яйцеклетки, обладающие более ценными биологическими качествами, оплодотворялись спермой высшего качества, и после наилучшего пренаталь- ного ухода на свет появлялись дети класса бета, альфа или даже альфа-плюс. В других многочисленных бутылях менее качественные яйцеклетки, оплодотворенные менее качественной спермой, подвергались процессу Бокановского, в результате которого из одного яйца получалось девяносто шесть идентичных близнецов, и до рождения регулярно получали дозы алкоголя и иных белковых ядов. Получавшиеся в результате существа имели столь низкий уровень развития, что едва могли считаться людьми, однако были способны к неквалифицированному труду. А предоставляя им возможность снимать напряжение при помощи частых и свободных контактов с противоположным полом, обеспечивая постоянный доступ к бесплатным развлечениям и подкрепляя хорошее поведение ежедневными дозами сомы, правительство могло рассчитывать на то, что они не доставят неудобств вышестоящим кастам.
Вопросы к отрывку 1
Почему так важно естественное оплодотворение?
Как и какие факторы влияют на процесс зачатия?
Как в этом контексте следует относиться к ЭКО?
Задание
Соотнесите ваш сегодняшний уровень развития с уровнем развития разных каст из романа Хаксли: кто вы сейчас, кем хотите стать и как вам этого достигнуть. На ваш взгляд, кто и как способствует вашему сегодняшнему развитию — вы сами, родители, государство, школа? Кто помогает, а кто мешает? Как вы обходите «подводные камни», возникающие на пути в ходе достижения желаемого вами и только вами уровня интеллекта?
Отрывок 2
Серое приземистое здание всего лишь в тридцать четыре этажа. Над главным входом надпись «Централь-нолондонский инкубаторий и воспитательный центр»
<...>
Огромный зал на первом этаже обращен окнами на север, точно художественная студия. На дворе лето, в зале и вовсе тропически жарко, но по-зимнему холоден и водянист свет, что жадно течет в эти окна в поисках живописно драпированных манекенов или нагой натуры, пусть блеклой и пупырчатой, — и находит лишь никель, стекло, холодно блестящий фарфор лаборатории. Зиму встречает зима. Белы халаты лаборантов, на руках перчатки из белесой, трупного цвета резины. Свет заморожен, мертвен, призрачен. Только на желтых тубусах микроскопов он как бы сочнеет, заимствуя живую желтизну, словно сливочным маслом мажет эти полированные трубки, вставшие длинным строем на рабочих столах.
— Здесь у нас Зал оплодотворения, — сказал Директор Инкубатория и Воспитательного Центра, открывая дверь.
Склоняясь к микроскопам, триста оплодотворителей были погружены в тишину почти бездыханную, разве что рассеянно мурлыкнет кто-нибудь или посвистит себе под нос в отрешенной сосредоточенности. По пятам за Директором робко и не без подобострастия следовала стайка новоприбывших студентов, юных, розовых и неоперившихся. При каждом птенце был блокнот, и, как только великий человек раскрывал рот, студенты принимались яро строчить карандашами. <...>
— Начнем с начала, — сказал Директор, и самые усердные юнцы тут же запротоколировали «Начнем с начала». — Вот здесь, — указал он рукой, — у нас инкубаторы. — Открыл теплонепроницаемую дверь, и взорам предстали ряды нумерованных пробирок — штативы за штативами, стеллажи за стеллажами — Недельная партия яйцеклеток. Хранятся, — продолжал он, — при 37 градусах; что же касается мужских гамет, — тут он открыл другую дверь, — то их надо хранить при тридцати пяти. Температура крови обесплодила бы их (барана ватой обложив, приплода не получишь).
Задание
Прокомментируйте это утверждение.
Слишком высокая температура нарушает процесс образования сперматозоидов. Температура яичек должна быть ниже температуры тела. Именно поэтому семенники и их придатки вынесены природой наружу и заключены в мошонку.
Отрывок 3
«И, не сходя с места, он приступил к краткому изложению современного оплодотворительного процесса — а карандаши так и забегали, неразборчиво строча, по бумаге; начал он, разумеется, с хирургической увертюры к процессу — с операции, «на которую ложатся добровольно, ради блага общества, не говоря уже о вознаграждении, равном полугодовому окладу».
Вопрос к отрывку 3
Женщинам проводили добровольные операции по удалению яичников. Какую роль играют яичники в организме женщины?
Отрывок 4
...Затем коснулся способа, которым сохраняют жизненность и развивают продуктивность вырезанного яичника; сказал об оптимальных температуре, вязкости, солевом содержании; о питательной жидкости, в которой хранятся отделенные и вызревшие яйца, и, подведя своих подопечных к рабочим столам, наглядно познакомил с тем, как жидкость эту набирают из пробирок; как выпускают капля за каплей на специально подогретые предметные стекла микроскопов, как яйцеклетки в каждой капле проверяют на дефекты, пересчитывают и помещают в пористый яй- цеприемничек; как (он провел студентов дальше, дал понаблюдать и за этим) яйцеприемник погружают в теплый бульон со свободно плавающими сперматозоидами, концентрация которых, подчеркнул он, должна быть не ниже ста тысяч на миллилитр, и как через десять минут приемник вынимают из бульона и содержимое опять смотрят, как, если не все яйцеклетки оказались оплодотворенными, сосудец снова погружают, а потребуется, то и в третий раз.
Вопрос к отрывку 4
Как протекает процесс оплодотворения у человека и каково его биологическое значение?
Отрывок 5
..Как оплодотворенные яйца возвращают в инкубаторы, и там альфы и беты остаются вплоть до укупорки [до рождения], а гаммы, дельты и эпсилоны через тридцать шесть часов снова уже путешествуют с полок для обработки по методу Бокановского. <...>
Одно яйцо, один зародыш, одна взрослая особь — вот схема природного развития. Яйцо же, подвергаемое бокановскизации, будет пролиферировать — почковаться. Оно даст от восьми до девяноста шести почек, и каждая почка разовьется в полностью оформленный зародыш, и каждый зародыш — во взрослую особь обычных размеров. И получаем девяносто шесть человек, где прежде вырастал лишь один. Прогресс!
По существу, — говорил далее Директор, — бо- кановскизация состоит из серии процедур, угнетающих развитие. Мы глушим нормальный рост, и, как это ни парадоксально, в ответ яйцо почкуется. <...>
Он указал направо. Конвейерная лента, несущая на себе целую батарею пробирок, очень медленно вдвигалась в большой металлический ящик, а с другой стороны ящика выползала батарея уже обработанная. Тихо гудели машины.
Обработка штатива с пробирками длится восемь минут, — сообщил Директор. — Восемь минут жесткого рентгеновского облучения — для яиц это предел, пожалуй. Некоторые не выдерживают, гибнут; из остальных самые стойкие разделяются надвое; большинство дает четыре почки; иные даже восемь; все яйца затем возвращаются в инкубаторы, где почки начинают развиваться; затем, через двое суток, их внезапно охлаждают, тормозя рост. В ответ они опять пролиферируют — каждая почка дает две, четыре, восемь новых почек, и тут же их чуть не насмерть глушат спиртом; в результате они снова, в третий раз, почкуются, после чего уж им дают спокойно развиваться, ибо дальнейшее глушение роста приводит, как правило, к гибели. Итак, из одного первоначального яйца имеем что-нибудь от восьми до девяноста шести зародышей — согласитесь, улучшение природного процесса фантастическое. Причем это однояйцевые, тождественные близнецы — и не жалкие двойняшки или тройняшки, как в прежние живородящие времена, когда яйцо по чистой случайности изредка делилось, а десятки близнецов.
Вопросы к отрывку 5
Каковы границы вымысла и реальности в описанном процессе «бокановскизации»?
Что такое пролиферация яйцеклетки? Как она происходит? Почему пролиферация иначе называется почкованием?
Как влияют излучения и яды на человеческий эмбрион?
Однояйцовые близнецы и клонирование человека — близки ли эти понятия?
Отрывок 6
Бокановскизация... дает стандартных людей. Равномерными и одинаковыми порциями. Целый небольшой завод комплектуется выводком из одного бока- новскизированного яйца.
Девяносто шесть тождественных близнецов, работающих на девяноста шести тождественных станках! <...> Миллионы однояйцевых, единообразных близнецов. Принцип массового производства, наконец-то примененный в биологии.
Но, к сожалению, — покачал Директор головой, — идеал недостижим, беспредельно бокановскизировать нельзя.
Девяносто шесть — предел, по-видимому; а хорошая средняя цифра — семьдесят два. Приблизиться же к идеалу (увы, лишь приблизиться) можно единственно тем, чтобы производить побольше бокановскизирован- ных выводков от гамет одного самца, из яйцеклеток одного яичника. Но даже и это непросто.
Ибо в природных условиях на то, чтобы яичник дал две сотни зрелых яиц, уходит тридцать лет.
Задание
Проверьте, насколько достоверны эти цифры.
Отрывок 7
Однако процесс созревания в огромной степени ускорен благодаря методике Подснапа. Она обеспечивает получение от яичника не менее полутораста зрелых яиц в короткий срок — в два года. <...>
Назовите нам, мистер Фостер, рекордную цифру производительности для яичника.
В нашем Центре она составляет шестнадцать тысяч двенадцать, — ответил мистер Фостер без запинки, блестя живыми голубыми глазами. <...> Но, конечно, — продолжал он тараторить, — в некоторых тропических центрах показатели намного выше. Сингапур не раз уже переваливал за шестнадцать тысяч пятьсот, а Момбаса достигла даже семнадцатитысячного рубежа. Но разве это состязание на равных? Видели бы вы, как негритянский яичник реагирует на вытяжку гипофиза!
Вопрос к отрывку 7
Как называется такой процесс?
Отрывок 8
В Укупорочном зале кипела деятельность дружная и упорядоченная. Из подвалов Органохранилища на скоростных грузоподъемниках сюда доставлялись лоскуты свежей свиной брюшины, выкроенные под размер. Вззз! и затем — щелк! — крышка подъемника отскакивает; устильщице остается лишь протянуть руку, взять лоскут, вложить в бутыль, расправить, и еще не успела устланная бутыль отъехать, как уже — вззз, щелк! — новый лоскут взлетает из недр хранилища, готовый лечь в очередную из бутылей, нескончаемой вереницей следующих по конвейеру.
Тут же за устильщицами стоят зарядчицы. Лента ползет; одно за другим переселяют яйца из пробирок в бутыли: быстрый надрез устилки, легла на место морула, залит солевой раствор... и уже бутыль проехала, и очередь действовать этикетчицам. Наследственность, дата оплодотворения, группа Бокановского — все эти сведения переносятся с пробирки на бутыль. Теперь уже не безымянные, а паспортизованные, бутыли продолжают медленный маршрут и через окошко в стене медленно и мерно вступают в Зал социального предопределения.
Восемьдесят восемь кубических метров — объем картотеки! — объявил, просмаковав цифру, мистер Фос- тер при входе в зал.
Здесь вся относящаяся к делу информация, — прибавил Директор.
Каждое утро она дополняется новейшими данными.
И к середине дня увязка завершается.
На основании которой делаются расчеты нужных контингентов.
Заявки на таких-то особей таких-то качеств, — пояснил мистер Фостер.
В таких-то конкретных количествах.
Задается оптимальный темп раскупорки на текущий момент.
Непредвиденная убыль кадров восполняется незамедлительно.
Незамедлительно, — подхватил мистер Фостер. — Знали бы вы, какой сверхурочной работой обернулось для меня последнее японское землетрясение! — Добродушно засмеявшись, он покачал головой.
Предопределители шлют свои заявки оплодотворителям.
И те дают им требуемых эмбрионов.
И бутыли приходят сюда для детального предопределения.
После чего следуют вниз, в Эмбрионарий.
Куда и мы проследуем сейчас.
И, открыв дверь на лестницу, мистер Фостер первым стал спускаться в цокольный этаж.
Температура и тут была тропическая. Сгущался постепенно сумрак. Дверь, коридор с двумя поворотами и снова дверь, чтобы исключить всякое проникновение дневного света.
Зародыши подобны фотопленке, — юмористически заметил мистер Фостер, толкая вторую дверь. — Иного света, кроме красного, не выносят.
И в самом деле, знойный мрак, в который вступили студенты, рдел зримо, вишнево, как рдеет яркий день сквозь сомкнутые веки. Выпуклые бока бутылей, ряд за рядом уходивших вдаль и ввысь, играли бессчетными рубинами, и среди рубиновых отсветов двигались мглисто-красные призраки мужчин и женщин с багряными глазами и багровыми, как при волчанке, лицами. Приглушенный ропот, гул машин слегка колебал тишину.
— Попотчуйте юношей цифрами, мистер Фостер, — сказал Директор, пожелавший дать себе передышку.
Мистер Фостер с великой радостью принялся потчевать цифрами.
Длина Эмбрионария — двести двадцать метров, ширина — двести, высота — десять. Он указал вверх. <...>
Эскалатор этот — из Зала предопределения.
Прибывшая оттуда бутыль ставится на одну из пятнадцати лент, и каждая такая лента является конвейером, ползет неприметно для глаза с часовой скоростью в тридцать три и одну треть сантиметра. Двести шестьдесят семь суток, по восемь метров в сутки. Итого две тысячи сто тридцать шесть метров. Круговой маршрут внизу, затем по среднему ярусу, еще полкруга по верхнему, а на двести шестьдесят седьмое утро — Зал раскупорки и появление на свет, на дневной свет. Выход в так называемое самостоятельное существование.
Но до раскупорки, — заключил мистер Фостер, — мы успеваем плодотворно поработать над ними. О-очень плодотворно, — хохотнул он многозначительно и победоносно. <...>
Он поведал им о зародыше, растущем на своей подстилке из брюшины. Дал каждому студенту попробовать насыщенный питательными веществами кровезаменитель, которым кормится зародыш. Объяснил, почему необходима стимулирующая добавка плацентина и тироксина. Рассказал об экстракте желтого тела. Показал инжекторы, посредством которых этот экстракт автоматически впрыскивается через каждые двенадцать метров по всему пути следования вплоть до 2040-го метра. Сказал о постепенно возрастающих дозах гипофизарной вытяжки, вводимых на финальных девяноста шести метрах маршрута.
Описал систему искусственного материнского кровообращения, которой оснащается бутыль на 112-м метре, показал резервуар с кровезаменителем и центробежный насос, прогоняющий без остановки эту синтетическую кровь через плаценту, сквозь искусственное легкое и фильтр очистки. Упомянул о неприятной склонности зародыша к малокровию и о необходимых в связи с этим крупных дозах экстрактов свиного желудка и печени лошадиного эмбриона.
Показал им простой механизм, с помощью которого бутыли на двух последних метрах каждого восьмиметрового отрезка пути встряхиваются все сразу, чтобы приучить зародыши к движению. Дал понять об опасности так называемой «раскупорочной травмы» и перечислил принимаемые контрмеры — рассказал о специальной тренировке обутыленных зародышей. Сообщил об определении пола, производимом в районе 200-го метра.
Вопросы к отрывку 8
Какова роль желтого тела?
Каково свойство гормонов?
Зачем требовалась добавка тироксина и гормонов гипофиза? Какую роль они играют в организме человека?
Как осуществляется питание зародыша и газообмен между матерью и плодом?
Нужно ли упоминаемое в тексте встряхивание для «приучения» эмбриона к движению? Чем на самом деле оно может обернуться для ребенка?
Как в современных условиях определялся пол ребенка на зародышевой стадии развития?
Отрывок 9
Привел условные обозначения: «Т» — для мужского пола, «О» — для женского, а для будущих «неплод» — черный вопросительный знак на белом фоне.
— Понятно ведь, — сказал мистер Фостер, — что в подавляющем большинстве случаев плодоспособность является только помехой. Для наших целей был бы, в сущности, вполне достаточен один плодоносящий яичник на каждые тысячу двести женских особей. Но хочется иметь хороший выбор. И, разумеется, должен всегда быть обеспечен огромный аварийный резерв плодоспо- собных яичников. Поэтому мы позволяем целым тридцати процентам женских зародышей развиваться нормально. Остальные же получают дозу мужского полового гормона через каждые двадцать четыре метра дальнейшего маршрута. В результате к моменту раскупорки они уже являются неплодами — в структурном отношении вполне нормальными особями (с той, правда, оговоркой, что у них чуточку заметна тенденция к волосистости щек), но неспособными давать потомство...
Вопросы к отрывку 9
Какие мужские половые гормоны и где вырабатываются у человека?
Откуда у неплодов тенденция к волосистости?
Отрывок 10
Остановились далее у ленты 11, на 320-м метре. Молодой техник, бета-минусовик, настраивал там отверткой и гаечным ключом кровенасос очередной бутыли. <...> Убавлено число оборотов, — объяснил мистер Фостер. — Кровезаменитель циркулирует теперь медленнее; следовательно, реже проходит через легкое; следовательно, дает зародышу меньше кислорода. А ничто так не снижает умственно-телесный уровень, как нехватка кислорода.
А зачем нужно снижать уровень? — спросил один наивный студент. <...>
Чем ниже каста, — сказал мистер Фостер, — тем меньше поступление кислорода. Нехватка, прежде всего, действует на мозг. Затем на скелет. При семидесяти процентах кислородной нормы получаются карлики. А ниже семидесяти — безглазые уродцы. Которые ни к чему уж не пригодны, — отметил мистер Фостер.
Вопрос к отрывку 10
Кем выступает мать по отношению к своему будущему ребенку, ведя нездоровый образ жизни во время беременности?
Отрывок 11
А вот изобрети мы только, — мистер Фостер взволнованно и таинственно понизил голос, — найди мы только способ сократить время взросления, и какая бы это была победа, какое благо для общества! Обратимся для сравнения к лошади.
Слушатели обратились мыслями к лошади. В шесть лет она уже взрослая. Слон взрослеет к десяти годам. А человек и к тринадцати еще не созрел сексуально; полностью же вырастает к двадцати. Отсюда, понятно, и этот продукт замедленного развития — человеческий разум.
Вопрос к отрывку 11
В чем отличие человека от животного, и какие «подводные камни» встречает ребенок на пути своего эволюционного развития? Что говорится от этом в антиутопии Хаксли?
Отрывок 12
Но от эпсилонов, — весьма убедительно вел далее мысль мистер Фостер, — нам человеческий разум не требуется. Не требуется, стало быть, и не формируется. Но хотя мозг эпсилона кончает развитие в десятилетнем возрасте, тело эпсилона лишь к восемнадцати годам созревает для взрослой работы.
Задание
Разберите в данном контексте аспекты эволюционного развития человека.
Создавая физическое тело, маленький человек на его создание затрачивает часть своего потенциала. А это означает, что качественные структуры человека переходят на более низкий эволюционный уровень. Для того чтобы восстановиться, мозг ребёнка должен впитать в себя соответствующий объём информации. Полученная мозгом информация даёт возможность развернуться качественным структурам. Только после раскрытия этих структур (нейронов мозга) мозг приобретает новое качество — зачатки разума.
Существует минимальный объём информации, который необходим для того, чтобы возникли зачатки разума. Этот объём информации мозг ребёнка должен получить в первые 3-5 лет своей жизни.
Если к этому времени нейроны мозга ребёнка не завершат эволюцию эфирных структур и не начнётся развитие астральных структур нейронов мозга, тогда мозг такого человека никогда не приобретёт способность мыслить. Хотя чисто физиологически будет абсолютно здоровым. Затем формируются и развиваются ментальные структуры мозга, наличие которых дает возможность мозгу человека осмыслять окружающий нас мир, себя в нём.
Именно поэтому в первые 4-8 лет своей жизни ребенок впитывает в себя информацию как губка, все без разбора. Осмысление этой информации начинается с началом развития астральных структур нейронов мозга человека, формирование которых завершается в возрасте 14-18 лет. Таким образом, эпсилоны в антиутопии Хаксли, развитие которых заканчивалось к 10 годам, навсегда оставались на уровне разумного животного. К 18 годам у них формировалось лишь физическое тело.
К 14-18 годам нейроны мозга подростка проходят эволюцию до ментального уровня. Если к этому времени человек не прошел эту фазу эволюции, тогда он теряет возможность выйти на эволюционный уровень выше, чем он был до входа его сущности в оплодотворённую яйцеклетку. В этом случае жизнь такого человека будет лишь эволюционным пустоцветом. Отсюда так важно не употреблять в подростковом возрасте химические яды (многочисленные лекарства, наркотики, в том числе алкоголь и сигареты), не затуманивать мозги церковью, оболванивающей музыкой, сексом, компьютерными играми, сидением в социальных сетях в интернете.
Для полноценного развития человека необходим баланс потоков воли, сердца и разума. Пока этот баланс существует, человек имеет мощную систему защиты мозга и всего организма. Мозгом такого человека нельзя управлять. Для того чтобы человека сделать управляемым, другими словами, биороботом, необходимо сначала нарушить гармонию этих потоков. При этом человек ничего не почувствует, не увидит, не услышит. Он будет действовать, вроде бы, по своей воле, на самом же деле — выполняя чью-то программу, не замечая при этом никакого навязывания.
Если прикрыть солнечное сплетение, ослабнут потоки сердца. Получится физически сильный, волевой, рационально мыслящий человек, бедный высшими эмоциональными проявлениями, с небольшими творческими способностями. Это будет идеальный для управления человек-биоробот, который с рвением готов выполнять приказы, используя для этого весь свой умственный потенциал, не страдая угрызениями совести. Лучшего нельзя и придумать. Поэтому для роботизации применяют различные способы прикрытия чакры солнечного сплетения. Кроме возможности роботизации, прикрытие чакры солнечного сплетения приводит к остановке эволюционного развития человека.
Отрывок 13
Долгие потерянные годы непроизводительной незрелости. Если бы эволюционное развитие можно было ускорить, сделать таким же незамедленным, как, скажем, у коровы, — какая бы гигантская получилась экономическая выгода для общества! <...>
Он углубился в ученые детали: повел речь об анормальной координации эндокринных желез, вследствие которой люди и растут так медленно, ненормальность эту можно объяснить зародышевой мутацией. А можно ли устранить последствия этой мутации? Можно ли с помощью надлежащей методики вернуть каждый отдельный эпсилон зародыш к былой нормальной, как у собак и у коров, скорости развития? Вот в чем проблема. И ее уже чуть было не решили.
Пилкингтону удалось в Момбасе получить особи, половозрелые к четырем годам и вполне выросшие к шести с половиной. Триумф науки! Но в общественном аспекте бесполезный. Шестилетние мужчины и женщины слишком глупы — не справляются даже с работой эпсилонов. А метод Пилкингтона таков, что середины нет — либо все, либо ничего не получаешь, никакого сокращения сроков. В Момбасе продолжаются поиски золотой середины между взрослением в двадцать и взрослением в шесть лет. Но пока безуспешные. Мистер Фостер вздохнул и покачал головой.
Вопросы к отрывку 13
Что Директор Инкубатория понимает под ненормальностью?
Что здесь понимается под мутацией?
Какая железа внутренней секреции ответственна за процесс роста и развития человека в постэмбриональный период? К чему приводит отклонение в выработке ею гормона? Какой это гормон?
Чем можно объяснить раннее наступление зрелости лошадей, коров, собак по сравнению с человеком?
Отрывок 14
Странствия в вишневом сумраке привели студентов к ленте 9, к 170-му метру. Начиная от этой точки лента 9 была закрыта с боков и сверху; бутыли совершали дальше свой маршрут как бы в туннеле; лишь кое-где виднелись открытые промежутки в два-три метра длиной.
Формирование любви к теплу, — сказал мистер Фостер. — Горячие туннели чередуются с прохладными. Прохлада связана с дискомфортом в виде жестких рентгеновских лучей. К моменту раскупорки зародыши уже люто боятся холода. Им предназначено поселиться в тропиках или стать горнорабочими, прясть ацетатный шелк, плавить сталь. Телесная боязнь холода будет позже подкреплена воспитанием мозга. Мы приучаем их тело благоденствовать в тепле. А наши коллеги на верхних этажах внедрят любовь к теплу в их сознание, — заключил мистер Фостер.
Вопрос к отрывку 14
Вымыслом или реальностью на современном этапе существования цивилизации является приучение на фазе эмбрионального развития?
Отрывок 15
В одном из межтуннельных промежутков действовала шприцем медицинская сестра — осторожно втыкала длинную тонкую иглу в студенистое содержимое очередной бутыли. Студенты и оба наставника с минуту понаблюдали за ней молча.
Привет, Ленайна, — сказал мистер Фостер, когда она вынула, наконец, иглу и распрямилась. <...>
Какие производишь инъекции? — спросил мистер Фостер сугубо уже деловым тоном.
Да обычные уколы, от брюшного тифа и сонной болезни.
Работников для тропической зоны начинаем колоть на 150-м метре, — объяснил мистер Фостер студентам, — когда у зародыша еще жабры. Иммунизируем рыбу против болезней будущего человека.
Вопросы к отрывку 15
Являются ли «обычными уколами» прививки протии брюшного тифа и сонной болезни?
Делают ли прививки на эмбриональной фазе развития человека, как описано у Хаксли?
Отрывок 16
У грядущего поколения химиков — у длинной вереницы бутылей на ленте 10 — формировалась стойкость к свинцу, каустической соде, смолам, хлору. На ленте 3 партия из двухсот пятидесяти зародышей, предназначенных в бортмеханики ракетопланов, как раз подошла к тысяча сотому метру. Специальный механизм безостановочно переворачивал эти бутыли.
Чтобы усовершенствовать их чувство равновесия, — разъяснил мистер Фостер. — Работа их ждет сложная: производить ремонт на внешней обшивке ракеты во время полета непросто. При нормальном положении бутыли скорость кровотока мы снижаем, и в это время организм зародыша голодает; зато в момент, когда зародыш повернут вниз головой, мы удваиваем приток кровезаменителя. Они приучаются связывать перевернутое положение с отличным самочувствием, и счастливы они по-настоящему бывают в жизни лишь тогда, когда находятся вверх тормашками.
Вопрос к отрывку 16
Возможно ли с биологической точки зрения формирование качеств будущего взрослого на эмбриональной стадии развития?
Отрывок 17
А теперь, — продолжал мистер Фостер, — я хотел бы показать вам кое-какие весьма интересные приемы формовки интеллектуалов альфа-плюс. Сейчас пропускаем по ленте 5 большую их партию. Нет, не на нижнем ярусе, на среднем, — остановил он двух студентов, двинувшихся было вниз.
Это в районе 900-го метра, — пояснил он. — Формовку интеллекта практически бесполезно начинать прежде, чем зародыш становится бесхвостым.
Задание
Обратившись к биогенетическому закону, выясните, есть ли в этом утверждении биологическая достоверность.
Биогенетический закон Геккеля — Мюллера гласит, что каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом (филогенез). Закон сыграл важную роль в истории развития биологической науки. Своё новое звучание получил в трактовке А. Северцова, согласно которой в онтогенезе происходит повторение признаков не взрослых особей предков, а их зародышей.
Интересное толкование биогенетического закона применительно к человеку дает Н. Левашов. Согласно его концепции, зигота является простейшим живым организмом. Качественные структуры одноклеточного организма и сущности человека согласоваться между собой не могут, так как качественная структура последней отражает качественную структуру сложноорганизованного многоклеточного организма.
На первой стадии происходит количественный рост зиготы до тех пор, пока численность клеток не станет достаточной для входа эфирного тела многоклеточного организма — рыбы. После согласования начинается развитие сущности рыбы в биомассе, имеющей генетику человека. Поэтому в начале своего развития зародыш человека напоминает рыбу.
Скорость развития клеток зародыша человека значительно больше скорости развития сущности рыбы. Поэтому примерно в месячном возрасте из эмбриона человека выходит сущность рыбы и входит эфирное тело вида, имеющего большую скорость развития — земноводного. После входа биомасса эмбриона перестраивается под эфирную структуру земноводного. На третьем месяце развития эмбриона человека эфирное тело земноводного по тем же причинам выходит из эмбриона. Возникает новый качественный всплеск, и в эмбрион входит сущность пресмыкающегося. Снова биомасса эмбриона перестраивается под эфирную структуру пресмыкающегося.
После этого перестраивания эмбрион человека похож на эмбрион пресмыкающегося, и продолжается дальнейший рост биомассы эмбриона человека. На четвёртом месяце развития эмбриона человека сущность пресмыкающегося выходит и входит в эфирное тело млекопитающего. Эмбрион перестраивается под сущность млекопитающего.
На пятом месяце развития эмбриона человека качественная структура его становится такой, что возникает возможность согласования и входа в эмбрион эфирного тела сущности человека. Эмбрион начинает перестраиваться под эфирное тело сущности человека. Только на пятом месяце развития эмбриона эфирное тело сущности получает возможность согласования и входа в свой эмбрион.
На шестом месяце развития у эмбриона человека рассасывается зачаток хвоста. Далее продолжается формирование эмбриона по образу и подобию эфирного тела сущности человека, и к моменту рождения этот процесс завершается. Рождается здоровый, нормальный ребёнок.
Таким образом, утверждение Директора Инкубатория о том, что формовку интеллекта практически бесполезно начинать прежде, чем зародыш становится бесхвостым, оказывается биологически состоятельным. Другой вопрос, можно ли формовать интеллект так, как описано у Хаксли. В этой ипостаси мы имеем дело уже с художественным вымыслом.
Отрывок 18
Оставив мистера Фостера в Зале раскупорки, Директор и студенты вошли в ближайший лифт и поднялись на шестой этаж.
«Младопитомник. Залы неопавловского формирования рефлексов», — гласила доска при входе.
Директор открыл дверь. Они очутились в большом голом зале... <...> Пять или шесть нянь... были заняты тем, что расставляли на полу цветы. <...>
Директор вошел — няни встали смирно.
Книги по местам, — сказал он коротко.
Няни без слов повиновались. Между вазами они разместили стоймя и раскрыли большеформатные детские книги, манящие пестро раскрашенными изображениями зверей, рыб, птиц.
Привезти ползунков.
Няни побежали выполнять приказание и минуты через две возвратились: каждая катила высокую, в четыре сетчатых этажа, тележку, груженную восьмимесячными младенцами, как две капли воды похожими друг на друга (явно из одной группы Бокановского) и одетыми все в хаки (отличительный цвет касты «дельта»).
Снять на пол.
Младенцев сгрузили с проволочных сеток.
Повернуть лицом к цветам и книгам.
Завидя книги и цветы, детские шеренги смолкли и двинулись ползком к этим скопленьям цвета, к этим красочным образам, таким празднично-пестрым на белых страницах. А тут и солнце вышло из-за облачка. Розы вспыхнули, точно воспламененные внезапной страстью; глянцевитые страницы книг как бы озарились новым и глубинным смыслом. Младенцы поползли быстрей, возбужденно попискивая, гукая и щебеча от удовольствия.
Превосходно! — сказал Директор, потирая руки. — Как по заказу получилось.
Самые резвые из ползунков достигли уже цели. Ручонки протянулись неуверенно, дотронулись, схватили, обрывая лепестки преображенных солнцем роз, комкая цветистые картинки. Директор подождал, пока все дети не присоединились к этому радостному занятию.
Следите внимательно! — сказал он студентам. И подал знак вскинутой рукой.
Старшая няня, стоявшая у щита управления в другом конце зала, включила рубильник.
Что-то бахнуло, загрохотало. Завыла сирена, с каждой секундой все пронзительнее. Бешено зазвенели сигнальные звонки.
Дети трепыхнулись, заплакали в голос; личики их исказились от ужаса.
А сейчас, — не сказал, а прокричал Директор (ибо шум стоял оглушительный), — сейчас мы слегка подействуем на них электротоком, чтобы закрепить преподанный урок.
Он опять взмахнул рукой, и Старшая включила второй рубильник. Плач детей сменился отчаянными воплями. Было что-то дикое, почти безумное в их резких судорожных вскриках. Детские тельца вздрагивали, цепенели; руки и ноги дергались, как у марионеток.
Весь этот участок пола теперь под током, — проорал Директор в пояснение. — Но достаточно, — подал он знак Старшей.
Грохот и звон прекратился, вой сирены стих, иссяк. Тельца перестали дергаться, бесноватые вскрики и взрыды перешли в прежний нормальный перепуганный рев.
Предложить им снова цветы и книги.
Няни послушно подвинули вазы, раскрыли картинки; но при виде роз и веселых кисок-мурок, петушков- золотых гребешков и черненьких бяшек дети съежились в ужасе; рев моментально усилился.
Видите! — сказал Директор торжествующе. — Видите!
В младенческом мозгу книги и цветы уже опорочены, связаны с грохотом, электрошоком; а после двухсот повторений того же или сходного урока связь эта станет нерасторжимой. Что человек соединил, природа разделить бессильна.
Они вырастут, неся в себе то, что психологи когда- то называли «инстинктивным» отвращением к природе. Рефлекс, привитый на всю жизнь. Мы их навсегда обезопасим от книг и от ботаники.
Вопросы к отрывку 18
Что здесь представляет собой промывка мозгов с точки зрения биологии?
Что в современном обществе является суррогатом природы и книг?
Отрывок 19
Директор терпеливо стал объяснять. Если младенцы теперь встречают розу ревом, то прививается это из высоких экономических соображений. Не так давно (лет сто назад) у гамм, дельт и даже у эпсилонов культивировалась любовь к цветам и к природе вообще. Идея была та, чтобы в часы досуга их непременно тянуло за город, в лес и поле, и, таким образом, они загружали бы транспорт.
И что же, разве они не пользовались транспортом? — спросил студент.
Транспортом-то пользовались, — ответил Директор. — Но на этом хозяйственная польза и кончалась.
У цветочков и пейзажей тот существенный изъян, что это блага даровые, подчеркнул Директор. Любовь к природе не загружает фабрик заказами. И решено было отменить любовь к природе — во всяком случае, у низших каст; отменить, но так, чтобы загрузка транспорта не снизилась. Оставалось существенно важным, чтобы за город ездили по-прежнему, хоть и питая отвращение к природе. Требовалось лишь подыскать более разумную с хозяйственной точки зрения причину для пользования транспортом, чем простая тяга к цветочкам и пейзажам. И причина была подыскана.
Мы прививаем массам нелюбовь к природе. Но одновременно мы внедряем в них любовь к загородным видам спорта. Причем именно к таким, где необходимо сложное оборудование. Чтобы не только транспорт был загружен, но и фабрики спортивного инвентаря. Вот из чего проистекает связь цветов с электрошоком, — закруглил мысль Директор.
Вопрос к отрывку 19
Как влияет на эволюционное развитие индивидуума поставленное во главу угла потребление?
Отрывок 20
Директор заговорил опять:
В давние времена... жил-был мальчик по имени Рувим Рабинович. <...> Как-то вечером отец и мать... забыли выключить в комнате у Рувима радиоприемник. <...> Мальчик спал, а в это время неожиданно в эфире зазвучала передача из Лондона; и на следующее утро, к изумлению его отца и матери... проснувшийся Рувим- чик слово в слово повторил переданную по радио длинную беседу Джорджа Бернарда Шоу. <...>
Так открыли принцип гипнопедии, то есть обучения во сне. — Директор сделал внушительную паузу.
Открыть-то открыли; но много, много еще лет минуло, прежде чем нашли этому принципу полезное применение. <...>
Малыш, спящий на правом боку; правая рука свесилась с кроватки. Из репродуктора, из сетчатого круглого отверстия, звучит тихий голос:
Нил — самая длинная река в Африке и вторая по длине среди рек земного шара. Хотя Нил и короче Миссисипи — Миссури, но он стоит на первом месте по протяженности бассейна, раскинувшегося на 35 градусов с юга на север...
Утром, когда малыш завтракает, его спрашивают:
Томми, а какая река в Африке длиннее всех, ты знаешь?
Нет, — мотает головой Томми.
Но разве ты не помнишь, как начинается: «Нил — самая...»?
Нил-самая-длинная-река-в-Африке-и-вторая-по-длине-среди-рек-земного-шара. — Слова льются потоком. — Хотя Нил-и-короче...
Так какая же река длиннее всех в Африке?
Глаза мальчугана ясны и пусты.
Не знаю.
А как же Нил?
Нил-самая-длинная-река-в-Африке-и-вторая...
Ну, так какая же река длинней всех, а, Томми?
Томми разражается слезами.
Не знаю, — ревет он.
Этот горестный рев обескураживал ранних исследователей, — подчеркнул Директор. Эксперименты прекратились. Были оставлены попытки дать детям во сне понятие о длине Нила. И правильно сделали, что бросили эти попытки. Нельзя усвоить науку без понимания, без вникания в смысл.
Но вот если бы они занялись нравственным воспитанием, — говорил Директор, ведя студентов к двери, а те продолжали поспешно записывать и на ходу, и пока поднимались в лифте. — Вот нравственное-то воспитание никогда, ни в коем случае не должно основываться на понимании.
Тише... Тише... — зашелестел репродуктор, когда они вышли из лифта на пятнадцатом этаже... <...>
Пройдя на цыпочках шагов сто, Директор осторожно открыл дверь. Они вошли и оказались в сумраке зашторенного спального зала. У стены стояли в ряд восемьдесят кроваток. Слышалось легкое, ровное дыхание и некий непрерывный бормоток, точно слабенькие голоса журчали в отдалении.
Навстречу вошедшим встала воспитательница и застыла навытяжку перед Директором.
Какой проводите урок? — спросил он.
Первые сорок минут были уделены началам секса, — ответила она. — А теперь переключила на основы кастового самосознания.
Директор медленно пошел вдоль шеренги кроваток. Восемьдесят мальчиков и девочек тихо дышали, разрумянившись от сна. Из-под каждой подушки тек шепот. Директор остановился и, нагнувшись над кроваткой, вслушался.
Основы, говорите вы, кастового самосознания? Дадим-ка чуть погромче, через рупор.
В конце зала, на стене укреплен был громкоговоритель. Директор подошел, включил его.
...ходят в зеленом, — с полуфразы начал тихий, но очень отчетливый голос, — а дельты в хаки. Нет, нет, не хочу я играть с детьми-дельтами. А эпсилоны еще хуже. Они вовсе глупые, ни читать, ни писать не умеют. Да еще ходят в черном, а это такой гадкий цвет. Как хорошо, что я бета.
Дети-альфы ходят в сером. У альф работа гораздо трудней, чем у нас, потому что альфы страшно умные. Прямо чудесно, что я бета, что у нас работа легче. И мы гораздо лучше гамм и дельт. Гаммы глупые. Они ходят в зеленом, а дельты в хаки. Нет, нет, не хочу я играть с де- тьми-дельтами. А эпсилоны еще хуже. Они вовсе глупые, ни...
Директор нажал выключатель. Голос умолк. Остался только его призрак — слабый шепот, по-прежнему идущий из-под восьмидесяти подушек.
До подъема им повторят это еще разочков сорок или пятьдесят, затем снова в четверг и в субботу. Трижды в неделю по сто двадцать раз в продолжение тридцати месяцев. После чего они перейдут к другому, усложненному уроку.
Розы и электрошок, дельты в хаки и струя чесночной вони — эта связь уже нерасторжимо закреплена, прежде чем ребенок научился говорить. Но бессловесное внедрение рефлексов действует грубо, огульно; с помощью его нельзя сформировать более тонкие и сложные шаблоны поведения. Для этой цели требуются слова, но вдумывания не нужно. Короче, требуется гипнопедия.
Величайшая нравоучительная сила всех времен, готовящая к жизни в обществе.
Студенты записали это изречение в блокноты. Прямехонько из мудрых уст.
Директор опять включил рупор.
...страшно умные, — работал тихий, задушевный, неутомимый голос. — Прямо чудесно, что я бета, что у нас...
Словно это падает вода, капля за каплей, а ведь вода способна проточить самый твердый гранит, или, вернее, словно капает жидкий сургуч, и капли налипают, обволакивают и пропитывают, покуда бывший камень весь не обратится в ало-восковой комок.
Покуда наконец все сознание ребенка не заполнится тем, что внушил голос, и то, что внушено, не станет в сумме своей сознанием ребенка. И не только ребенка, а и взрослого — на всю жизнь. Мозг рассуждающий, желающий, решающий — весь насквозь будет состоять из того, что внушено.
Вопросы к отрывку 20
С чем мы имеем дело здесь в биологическом аспекте?
Какие социальные последствия имеет такое психическое внушение в данном контексте?
Отрывок 21
За зданием, в парке, было время игр. <...> В траве на лужайке среди древовидного вереска двое детей — мальчик лет семи и девочка примерно годом старше — очень сосредоточенно, со всей серьезностью ученых, углубившихся в научный поиск, играли в примитивную сексуальную игру. <...>
Из соседних кустов вышла няня, ведя за руку плачущего мальчугана. Следом семенила встревоженная девочка.
Что случилось? — спросил Директор Няня пожала плечами.
Ничего особенного, — ответила она. — Просто этот мальчик не слишком охотно участвует в обычной эротической игре. <...> — И теперь, — продолжала она, обращаясь к Директору, — веду его к помощнику старшего психолога, чтобы проверить, нет ли каких ненор- мальностей.
Правильно, ведите, — одобрил Директор, и няня направилась дальше со своим по-прежнему ревущим питомцем. <...> — То, что я вам сообщу сейчас, возможно, прозвучит как небылица. <...> В течение долгих столетий... эротические игры детей считались чем-то ненормальным (взрыв смеха) и, мало того, аморальным («Да что вы!») и были поэтому под строгим запретом.
Студенты слушали изумленно и недоверчиво. Неужели бедным малышам не позволяли забавляться? Да как же так?
Даже подросткам не позволяли, — продолжал Директор, — даже юношам, как вы...
Быть того не может!
И они... не имели ровно ничего.
Ни-че-го?
Да, в большинстве случаев ничего — до двадцатилетнего возраста.
Двадцатилетнего? — хором ахнули студенты, не веря своим ушам.
Двадцатилетнего, а то и дольше.
Вопросы к отрывку 21
Раннее сексуальное развитие в постэмбриональный период — хорошо это или плохо? Почему?
Как обойти в жизни «подводные камни» раннего секспросвета?
Отрывок 22
Ленайна удивленно подняла брови.
В последнее время я как-то не так себя чувствую, — объяснила Фанни. — Доктор Уотс прописал мне курс псевдобеременности.
Но, милая, тебе всего только девятнадцать. А первая псевдобеременность не обязательна до двадцати одного года. <...>
Знаю, милочка. Но некоторым полезно начать раньше. Мне доктор Уотс говорил, что таким, как я, брюнеткам с широким тазом следует пройти первую псевдобеременность уже в семнадцать лет. Так что я не на два года раньше времени, а уже с опозданием на два года.
Открыв дверцу своего шкафчика, Фанни указала на верхнюю полку, уставленную коробочками и флаконами.
Сироп желтого тела, — стала Ленайна читать этикетки вслух. — Оварин, свежесть гарантируется; годен до 1 августа 632 г. э Ф. Экстракт молочной железы; принимать три раза в день перед едой, разведя в небольшом количестве воды. Плацентин; по 5 миллилитров через каждые два дня внутривенно... Брр! — поежилась Ленайна. — Ненавижу внутривенные.
И я их тоже не люблю. Но раз они полезны... Фанни была девушка чрезвычайно благоразумная.
Вопросы к отрывку 22
Состоятельно ли биологически утверждение о невозможности беременности до двадцати одного года?
Зачем здоровой девушке генеративного возраста принимать все эти медикаменты? Следствием чего это является?
Что вы знаете о телегонии у человека? Почему так важна культура добрачных половых отношений?
Насколько реально в нашей сегодняшней жизни все то, что описано в романе Хаксли?
Какой вывод о жизни в современном обществе вы сделали?
ОТВЕТЫ
Ответы к отрывку 1
При слиянии яйцеклетки и сперматозоида в процессе естественного полового акта возникает энергетический всплеск, от которого, собственно, и зависит, каким будет рожденный ребенок.
Помимо генетики родителей, уровня интеллектуального развития, наличия или отсутствия в их организме ядов (алкоголя, никотина, наркотиков), экологического состояния окружающей среды и прочих факторов, на амплитуду всплеска влияет эмоциональное состояние на момент зачатия. Если в момент зачатия родители испытывают глубокие и сильные чувства, то их любовь создаёт мощный всплеск положительных эмоций, которые, в свою очередь, увеличивают амплитуду всплеска. Если у родителей нет глубоких и сильных чувств, а присутствует только физиологическое влечение, то возникающий при слиянии половых клеток всплеск не изменится. Если зачатие произошло как следствие развратной сексуальной жизни родителей, то при этом амплитуда всплеска будет ещё более низкой. Наркотики, алкоголь, никотин и другие яды, присутствующие в организме родителей, создают мощное отрицательное поле, которое подавляет всплеск. И если организмы родителей долгое время подвергались действию этих ядов, то всплеск при зачатии возникает до того слабый, что родившийся ребёнок будет умственно неполноценным.
Исключительно негативно. Дети, рожденные в любви, талантливы и красивы. Нельзя этого сказать о детях из пробирки, зачатых практически в отсутствие энергетического всплеска.
Ответ к отрывку 3
В эмбриональный период в яичниках размножаются первичные половые клетки, будущие яйцеклетки.
Ответ к отрывку 4
На первом этапе сперматозоид активно передвигается в сторону яйцеклетки и пробуравливает ее защитные оболочки. После этого происходит изменение свойств оболочки яйцеклетки, что мешает проникновению других сперматозоидов. На следующем этапе происходит слияние ядер и образование диплоидной зиготы. Процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида приводит к образованию нового организма. В результате оплодотворения происходит объединение хромосомных наборов яйцеклетки и сперматозоида, то есть соединение наследственных признаков обоих родителей.
Ответы к отрывку 5
1. Реальностью является то, что однояйцевые близнецы действительно образуются на ранних стадиях дробления зиготы, когда из двух и, реже, из большего числа бластомеров развиваются полноценные организмы. Вымысел заключается в образовании от 8 до 96 зародышей из одной оплодотворенной яйцеклетки.
Пролиферацией (почкованием) яйцеклетки называется процесс многократных быстро сменяющих друг друга митотических делений зиготы, приводящий к образованию многоклеточного зародыша. При этом суммарный объем зародыша не изменяется, а размеры составляющих его клеток уменьшаются (зародыш дробится). Сами клетки не растут, как бы почкуются.
Отрицательно. Их влияние приводит к нарушению физического, умственного, психического развития будущего ребенка.
Да. Так же как и клоны, однояйцевые близнецы обладают одинаковым генотипом.
Ответ к отрывку 7
Суперовуляция — индуцированная овуляция большего, чем обычно, числа зрелых яйцеклеток.
Ответы к отрывку 8
Желтое тело выделяет гормон прогестерон, который задерживает созревание следующего фолликула и подготавливает слизистую матки для принятия зародыша.
Гормоны обладают высокой биологической активностью и в малых дозах дают большой физиологический эффект.
Тироксин наряду с другими гормонами, выделяемыми щитовидной железой, стимулирует окислительные процессы в клетках, регулирует водный, жировой, белковый, углеводный и минеральный обмены, рост и развитие организма. Оказывает действие на функции центральной нервной системы и высшую нервную деятельность. При его гипофункции в детском возрасте возникает кретинизм (задержка роста, психического и полового развития). Соматотропный гормон, выделяемый передней долей гипофиза, регулирует рост человека. Его гипофункция в детском возрасте приводит к карликовости. Гипофизарные карлики характеризуются нормальным развитием психики, правильными пропорциями тела. Фолликулостимулирующий гормон, также выделяемый передней долей гипофиза, способствует росту половых клеток. Лютеинизирующий гормон усиливает образование половых гормонов и рост желтого тела. Лю- теотропный способствует образованию желтого тела и синтезу прогестерона. Пролактин усиливает выработку молока молочными железами. Тиреотропный гормон стимулирует функцию щитовидной железы. Адренокортикотропный гормон усиливает синтез гормонов коры надпочечников. Промежуточная доля гипофиза выделяет интермидин, влияющий на пигментацию кожи. Вазопрессин, выделяемый задней долей гипофиза, влияет на гладкую мускулатуру артериол, увеличивая их тонус и повышая артериальное давление, угнетает мочеобразо- вание. Окситоцин, также выделяемый задней долей гипофиза, действует на гладкую мускулатуру матки, усиливая ее сокращение в конце беременности, стимулирует выделение молока.
Питание зародыша и газообмен осуществляются через плаценту, которая начинает образовываться на 14-й день и формируется к концу второго месяца внутриутробного развития. Ворсинки (части хориона), обращенные к стенке матки, разрастаются, разветвляются, погружаются в слизистую матки, обильно снабженную кровеносными сосудами. За счет этой части матки образуется материнская часть плаценты, за счет ворсинчатого хориона — ее детская часть. Ветвящиеся ворсинки хориона погружены в лакуны, заполненные материнской кровью. Кровь матери и плода не смешивается, а питание и выделение продуктов диссимиляции, газообмен происходят диффузно.
Это может привести к повреждению плода.
С помощью ультразвуковой диагностики.
Ответы к отрывку 9
У мужчин в семенниках вырабатываются андрогены — тестостерон и андростерон.
Мужские половые гормоны стимулируют развитие вторичных половых признаков.
Ответ к отрывку 10
Врагом, деспотом, убийцей. Недостаток кислородного питания зародыша приводит к недостатку развития будущего ребенка, вплоть до умственной отсталости, недоразвитию органов и тканей. Это влияние на организм матери загрязненного атмосферного воздуха, образование оксигемоглобина вместо гемоглобина при активном или пассивном курении матери, употреблении алкоголя и наркотиков, посещении душной, наполненной благовониями церкви.
Ответ к отрывку 11
Отличие человека от животного в его человеческой разумности. Шимпанзе, если с ней специально заниматься, приобретает интеллект только двухмесячного ребенка. Собаки, кошки и на это не способны. Другие животные имеют лишь коллективный разум. Другое дело — человек. Поэтому и развитие его длится долго. Развитие человека разумного сопряжено с рядом кризисов. Если в эти кризисные годы на ребенка, подростка, юношу воздействовать алкоголем, секспросветом, лекарствами, религией, то он может совсем не стать человеком разумным, а остановить свое развитие лишь на уровне разумного животного. Современная цивилизация научилась делать из молодежи биороботов, оставляя их на всю жизнь на уровне разумных животных. В книге Хаксли говорит о том, что это желательно делать уже на уровне эмбрионального развития.
Ответы к отрывку 13
Ненормальностью Директор Инкубатория называет нормальное развитие человека во времени, которое со временем нужно побороть. То есть осуществить регресс, искусственно понизив интеллект человека до уровня разумного животного, стадного и коллективного разума.
Под мутацией имеется в виду появление у человека интеллекта на определенной ступени эволюции.
Передняя доля гипофиза, выделяющая соматотропный гормон. Его гиперфункция в детском возрасте приводит к гигантизму, у взрослого человека возникает акромегалия (увеличение размеров носа, нижней челюсти, кистей рук и стоп ног). При гипофункции в детском возрасте происходит задержка роста — карликовость. Гипофизарные карлики характеризуются нормальным развитием психики и правильными пропорциями тела. Гипофункция у взрослых приводит к изменению обмена веществ: либо к общему ожирению, либо к резкому похуданию.
Перед тем как произойдет созревание, человек должен получить разум. Это происходит в первые 3-5 лет жизни. Животным получение разума не требуется, поэтому созревание их происходит раньше, чем человека.
Ответ к отрывку 14
В реальности специального приучения не проводят, но неизменно важно для плода и будущего ребенка остается в каких условиях проходила беременность матери.
Ответы к отрывку 15
Предохранительные прививки против брюшного тифа и паратифов являются средством, дополняющим общую систему мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения этих заболеваний. Вакцины против сонной болезни не существует. Но если бы она была, такие прививки делали бы уже взрослым людям, выезжающим в эндемичные по заболеваемости районы. Например, так, как их делают против клещевого энцефалита.
Нет.
Ответ к отрывку 16
Возможно, но не так, как пишет Хаксли. Прослушивание матерью во время беременности классической музыки, частое нахождение на природе, проветриваемые помещения, отсутствие рядом с матерью ругающихся людей благодатно влияют на ребенка, находящегося в утробе. А это и есть формирование его будущих качеств: хорошего слуха, врожденной культуры поведения и прочее.
Ответы к отрывку 18
Мы имеем дело с вторжением в высшую нервную деятельность человека в раннем детском возрасте. В работе Младопитомника акцент сделан на сенсорную сигнальную систему человека. Основным актом поведения человека является условный рефлекс, реализуемый корой больших полушарий головного мозга и ближайшей подкоркой. Внешние стимулы выступают в роли сигналов. Сигналы носят системный характер, причем они образуют две системы: сенсорную (в психологическом плане ей соответствуют чувственные образы — ощущения, представления) и вербальную (ей соответствуют слова и письменные знаки). Благодаря второй сигнальной системе в результате анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенные умственные образы (или понятия). Этим определяется качественное различие между поведением животных и человека. У животных поведение регулируется только нервной сигнальной системой, а у человека обе системы связаны.
Гаджеты, компьютерные игры, социальные сети, виртуальный мир в целом, религия и церковь.
Ответ к отрывку 19
Отрицательно. Человек получает развитие в течение всей жизни. Потребление же не способствует и всячески препятствует этому. Природа ценна по своей сути, а не потому, что в ней можно заниматься разными видами спорта с дорогостоящим инвентарем. Важно созерцание, нахождение себя в природе, естественное успокоение и расслабление.
Ответы к отрывку 20
С подсознательным внушением как средством воздействия на человека в постэмбриональный период развития.
Прививание ясенщинам отвращения к мужчинам и любви к самим себе. В итоге — феминизация общества, следствием которой является падение рождаемости, уничтожение института семьи и нравственное вырождение.
Ответы к отрывку 21
1. Однозначно плохо, потому что противоречит законам психического развития. Маленький ребёнок — существо, наполненное импульсивными желаниями и почти неспособное их контролировать. Если ему позволить жить так, как хочется, он будет смотреть мультики сутки напролёт и питаться только конфетами. Всё детство, особенно до школьного возраста — это трудный путь очеловечивания, овладение искусством контроля над своими импульсами. Если у ребёнка на пути его инстинктивных желаний не будет преград, то он никогда не станет зрелым, а останется инфантильным. Ранний секспросвет взрывает эмоциональный мир ребенка. Ранняя сексуальная стимуляции ребенка препятствует его развитию.
2. Не заходить на порнографические сайты Интернета, не читать абы какую литературу по секс- просвету, учиться и развиваться. В сексуальном просвещении довольствоваться рассказами родителей и информацией из школьного учебника биологии.
Ответы к отрывку 22
Нет, не состоятельно. Пубертатный период у девочек происходит в возрасте от 12 до 16 лет.
Чтобы поддерживать капиталистов-производителей. Прямое следствие легкой внушаемости населения и раннего секспросвета.
Телегония является образным параметром передачи наследственности из поколения в поколение. Хромосомы могут запоминать информацию не только вещественным, но и волновым путем. Попавшие сперматозоиды способны излучать как фотоны, так и радиоволны. В организме женщины весь запас прогамет закладывается еще в эмбриональном периоде. При многочисленных половых контактах все яйцеклетки окольцовываются энергетикой мужчин, с которыми эти контакты были. Когда женщина рожает уже в браке, то ребенок становится биологически от этого мужа. Но энергетика всех ее мужчин переходит в ребенка, который родился в соответствующей биополевой структуре. И этот муж воспитывает не только своего ребенка, но и детей тех парней, которые были у его жены до него.
Документальное продолжение «Возвращение в Дивный Новый Мир» О. Хаксли писал в 1946 году. Но в США и Европе почти все произошло уже значительно раньше, чем он предполагал. Сейчас эта фальшь пришла оттуда в нашу страну. Экстракорпоральное оплодотворение, иначе оплодотворение в пробирке, широко и повсеместно используется. До человекофабрик дело не дошло, но искусственное вмешательство в интеллект человека на разных стадиях онтогенеза уже имеет место быть.
Нельзя растрачивать свой интеллектуальный потенциал в развлечениях посредством ночных клубов и гаджетов, принимать алкоголь, сигареты и другие наркотики, становиться жертвами телегонии.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/