Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии. Хочу рассказать о том, как организовать такое обучение для учеников и как сделать такой процесс обучения эффективным.
Роль учителя
Учитель всегда играет решающую роль в смешанном обучении.
Он умело создаёт такие учебные ситуации, где смешанное обучение было бы оправданным и целесообразным.
Учитель должен иметь возможность контролировать все формы и уровни взаимодействия с учащимися.
Необходимо создать условия для мотивации учеников к другим (кроме классно-урочной) формам обучения, где предполагается значительная самостоятельность познавательного процесса.
Очная работа в классе
Уроки в классе не похожи на обычные. Прежде всего, они призваны помочь детям в решения проблем, которые возникли при работе над проектами.
На уроках ученики могут участвовать в защите проектов, задавать вопросы, участвовать в обсуждении.
Очная встреча необходима и для каких-либо инструкций, требующих личного контакта. Такие уроки полезны, когда смешанное обучение имеет смысл и применяется в контексте. Дети должны понять связь всех форм обучения.
Ставьте перед учениками конкретные цели, задачи и контрольные точки
Составьте дорожную карту, по которой ученики должны идти.
Сформулируйте требования к конечному продукту обучения.
Чётко обозначьте моменты работы онлайн или в автономном режиме.
Поясните каждый из этапов обучения и то, как он связан с общими конечными целями.
Предложите ученикам проследить свои успехи, выявить и описать возникшие проблемы. Организуйте конструктивную систему поддержки учащихся.
Цели должны быть максимально конкретными и связанными с познавательными потребностями учеников.
Работа учеников в интернете должна быть максимально индивидуализирована
Обеспечить действенное дифференцированное обучение можно в режиме онлайн.
Перед сильными учениками можно ставить самые высокие учебные задачи и ожидать от них учебные продукты высшего уровня.
Тем же ученикам, которые испытывают трудности в обучении, учитель ставит учебные задачи, направленные на ликвидацию пробелов, освоение минимума знаний по определённой теме.
Дифференцированное обучение в смешанной среде позволяет всем учащимся учиться с присущим для каждого индивидуальном темпе усвоения учебного материала.
Предложить ученикам соответствующие обучающие онлайн-среды
Главное для учителя: обеспечить не большое количество инструментов, а их качественную подборку и эффективное применение. А это требует от учителя хорошее знание используемых ресурсов.
Основные принципы управления смешанным обучением
Смешанное обучение требует строгой регламентации деятельности.
Чётко сформулируйте инструкцию ученикам.
Обеспечьте регулярный доступ к ней для ознакомления и напоминания.
Обеспечьте как можно больше число онлайн контактов с учениками.
Предоставьте возможность ученикам работать в тесном взаимодействии с вами.
Поощрять учеников к использованию активных методов обучения, требующих от них самостоятельной работы.
Обеспечьте инструменты своевременной обратной связи, позволяющей следить за работой учащихся.
Продумайте оптимальное время для решения учениками учебных задач.
Установите чёткие стандарты для условий работы учащихся в дистанционном режиме.
Проверьте, имеются ли условия работы для каждого ученика. Лишь тогда можно требовать от них выполнения поставленных задач.
Ознакомьте родителей со смешанной формой обучения.
И самое главное - не гонитесь за модой
Если вы не готовы, не до конца освоили инструменты дистанционного обучения, а может банально «нет времени», то стоит задуматься о правомерности такой формы педагогического взаимодействия.