Уважаемые ученики!
Вы изучаете факультативный курс математики, который предполагает более высокий уровень овладения учебным материалом, чем на уроках математики в 10-11 классах. Для вас важно научиться: точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения (определения, теоремы, правила и т. д.); правильно пользоваться математической терминологией и символикой; решать стандартные и нестандартные задачи; использовать общие и частные эвристические приемы по поиску решения новых задач; рассуждать и доказывать.
Для достижения данных целей возрастает роль теоретических знаний, становятся весьма значимыми такие их качества, как полнота и глубина, оперативность и гибкость, конкретность и обобщенность, системность и осознанность, прочность.
Важное место в процессе изучения факультативного курса будет занимать самостоятельная математическая деятельность. Ее успешность зависит от овладения обобщенными способами самостоятельной учебной деятельности.
Вы должены стремиться к тому, чтобы ваши умения и навыки по выполнению тех или иных алгебраических действий удовлетворяли таким требованиям, как: правильность (без ошибок и недочетов выполнять все операции, входящие в действие); осознанность (уметь указывать или формулировать правило, теорему, формулу, в соответствии с которой действуешь); автоматизм (каждую операцию выполнять быстро, свернуто); рациональность (выбирать наиболее короткий, «экономный» путь действия); обобщенность (уметь выполнить действие в различных ситуациях); прочность (сохранять в течение длительного времени приобретенные умения или навыки).
Процесс решения задач включает следующие взаимно связные этапы: анализ задачи (стандартной или нестандартной); принятие решения относительно способа деятельности, соответствующего этой задаче:
а) однозначный способ деятельности;
б) выбор более результативного из возможных альтернативных способов;
в) конструирование способа деятельности в отношении нестандартной ситуации; исполнение решения; контроль и самоконтроль.
Учебное пособие представлено в модульной программе, которая позволяет приобрести определенный опыт самостоятельной учебной деятельности, самоопределиться и оценить свои возможности овладения учебным материалом.
Рассмотрим основные структурные элементы модульной программы
Модуль учебной программы. Вся программа состоит из модулей. Их число определяется целями обучения, содержанием и объемом учебного материала. Наименование модулей рассматриваемой программы следующее.
Учебные элементы (УЭ). Каждый модуль разбит на учебные элементы. Их число определяется содержанием, объемом материала учебного модуля и логикой изложения. Так, полный перечень учебных элементов представлен в содержании данного учебного пособия.
В предлагаемой модульной программе каждый учебный элемент включает целевую установку, теоретическую и практическую части.
Цель. Она формулируется для каждого учебного элемента и адресована учащимся.
Теоретическая часть. Она, как правило, содержит учебный материал, с которым вы познакомились на уроке. Поэтому он представлен кратко: или в виде учебного приема, или логических схем, или в виде сущности некоторых теоретических фактов, которые напоминаются посредством примеров.
В этой части модульной программы, как правило, представлено достаточное количество решенных алгебраических задач, которые могут служить примерами оформления решения задач в самостоятельных и контрольных (экзаменационных) работах.
Практическая часть. Здесь посредством системы задач идет углубление и расширение учебного материала, изученного на уроках математики. Она состоит из заданий, направленных на:
систематизацию и обобщение знаний;
выработку алгебраических умений и навыков, удовлетворяющих таким требованиям, как правильность, осознанность, рациональность, автоматизм, обобщенность и прочность;
формирование интеллектуальных умений;
коррекцию усвоенных знаний, способов деятельности, контроль за их усвоением.
Каждый модуль завершается рубрикой «Математическая мозаика». В ней вы найдете исторические сведения, интересные факты, связанные с математикой, софизмы, шутки.
Технология модульного обучения позволяет кардинально поменять вашу роль и роль учителя в учебном процессе. Вы учитесь самостоятельно (или с определенной дозой помощи), а учитель организует, координирует, консультирует, контролирует вашу учебную деятельность.
В каждом учебном элементе вы встретитесь с рубрикой «Ваш помощник». В ней имеются ответы к некоторым заданиям, краткие указания или полное решение (в случае, если они отсутствуют, учитесь самоконтролю; обращайтесь за помощью к товарищу, за консультацией к учителю).
Ищите материалы для 10 и 11 классов в высыпающемся меню.