logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Бессоюзное предложение

I. Задание.  Прочитайте  текст, назовите  тему и основную мысль. Объясните орфограммы в словах. Найдите бессоюзные сложные предложения,  определите смысловые отношения между частями сложного предложения. Составьте  схемы.

Луговка

Л..тят по весне  журавли – я плуг налаживаю.  В нашем краю  стари(н, нн)ая   примета: на двенадцатый день после  журавлей  начинается пахота под  яровое.  Пробежали вешние воды –  вы..зжаю  пахать. Моя полоса  л..жит в виду озера. Видят меня  белые чайки – мгнове(н,нн)о  слетаются.  Грачи,  галки – все  соб..раются  на  мою борозду клевать  червя. Спокойно так идут  за  мной  во всю  пол..су  белые  и  чёрные птицы;  только чибис один,  по..нашему,  дер..венскому.  Луговка, вот вьётся надо мной, вот кричит, бе..покоится.

                                                                                                                            (По М.Пришвину)

                                                                                                                                                       

 

                                                    

Самки у луговок очень рано садятся на яйца.  «Где..нибудь  у них  тут  гн..здо»,- подумал я. Лошадь  вдруг  пок..силась   и в сторону, плуг вышел из борозды. П..глядел я туда и вижу: сидит  луговка, и прямо на ходу у лошади. Я тронул  коня, луговка  сл..тела. И показались на земле  четыре яйца. Вот ведь как у них: прямо на земле  л..жат яйца, чисто как на столе. Жалко мне стало губить гн..здо: безобидная птица. П..днял я плуг, обнёс  и яйца не тронул.

                                                                                                                        (По М.Пришвину)

 

 

Тайна белого гриба

Что  за  хитрость  в  (с,з)боре грибов. Нашёл съедобный гриб – вытаскивай  его побыстрей из земли и клади в корзинку.  Но такой  (с,з)бор грибов  в..дёт  к полному его и(з,с)чезновению: грибы выр..ждаются. Чтобы этого не произошло, грибы необходимо обрезать осторожно, с умом. Нельзя ра(с,з)брасывать лё(х,г)кий листве(н,нн)ый покров, состоящий из хвои, листьев и веточек, нельзя ра(з,ск)апывать землю около р..стущих грибов.

                                                                                                                         (По Н.Пичугину)

 

 

Самое важное, не надо  выкручивать и вытаскивать  мелкие  грибы, выро(з,с)шие на лё(х,г)кой   листве(н,нн)ой  по..стилке: вместе с таким грибом открыва..(т,ть)ся  и  погибает  часть  грибницы. Исполнишь  эти условия - на будущий год  можно снов(о,а)  приходить  за  урождаем. Об этом ра(с,сс)казал мне грибной народец  в лесу. А один белый гриб  дов..рительно  добавил: «Когда мы только наб..раемся сил, нас нельзя выкручивать из земли – погибнет вся гробница!   Рядом с малышом нет старших грибов – остав..те его р..сти, а вот, когда  подр..стёт, приходите!  Грибница тогда уже не пострадает».     

                                                                                                                         (По Н.Пичугину)

 

 

Град

Первые капли дождя п..л..снули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами,  лозняк  выв..рнуло   (на)изнанку.  Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным и косым ливнем. Гуси,  ра(з,с)топырив крылья, пол..гли в траву. Под ними  спрятались  выводки.  По всему лугу  были  видны  тр..вожно поднятые головы.

Вдруг по козырьку кепки что..то  ж..стко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные  спицы,  к моим ногам скатилась белая горошина. Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились с..дые космы града. Исчезла деревня, пропал из виду недалёкий лесок. Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась. С треском лопались просечё(н,нн)ые лопухи кувшинок. Гуси зам..рли в траве, тревожно перекликаясь.

                                                                                                                                 (По Е.Носову)

 

 

Туча свирепствовала с нар..стающей силой. Гуси не  выд..ржали и  побежали. То  (с,з)десь, то там в траве, перемеша(н,нн)ой с градом, м..лькали  взъероше(н,нн)ые  головки гусят, слышался их жалобный   призывный  писк.

Белый гусь сидел, высоко выт..нув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Особенно крупная  градина попадала в темя – он   (з,с)гибал  шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и поглядывал на тучу, осторожно склоняя голову (на)бок.  Под его широко раскинутыми  крыльями  тихо копошилась  дюжина  гусят.  

                                                                                                                                   (По Е.Носову)

 

 

Тестовое  задание

II. Отделим    ошибочную   информацию  от    правильной  (укажи  верно / неверно)

1

БСП – это сочетание  двух  и  более  простых, не  зависящих  друг от  друга, связанных  сочинительной  связью  предложений.

2

БСП – это сочетание предложений, в которых  одно  подчиняется  другому, связанных  подчинительным  союзом.

3

БСП – сложное  предложение,  состоящее  из  простых   частей, связанных  бессоюзной связью.

4

БСП – это сложное  предложение с  различными  видами  союзной  связи

5

 Между частями БСП  ставится  тире, если вторая дополняет смысл первой,  распространяя  один  из  её членов.

6

 В  БСП  со  значением  противопоставления   обычно  ставится  тире.

7

Между  частями  БСП  могут  ставиться  знаки: запятая, точка с запятой,  двоеточие, тире.

8

Межу частями БСП  ставится  двоеточие, если  вторая  указывает  на  причину  того,  о чём  говорится  в первой.

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

неверно

неверно

верно

неверно

неверно

верно

верно

верно

III. Укажите  бессоюзное   сложное    предложение  (знаки не расставлены)

(Выбор одного или нескольких ответов из  предложенных)

1

Выше берёзки начинались сплошные заросли  шиповника  ягоды  на  нём висели длинные и большие.  (По О.Куваеву.)

2

Вот и солнце  ушло на берега легла сплошная  густая тень только у самой воды  узкой полоской  желтел  каменишник.  (По В.Распутину.)

3

Во  второй  половине  августа  ярко горят бесчисленные  звёзды и  длинны прохладные ночи  а в лесу  уже появились  верные  приметы  близкой  осени  волнушки  грузди  рыжики.   (По Т.Горовой)

4

Широко  и ярко гуляла над землёй  ясная  майская  ночь  но на  востоке  там где  заниматься  заре  начинал  слабеть край  неба.  (По В.Распутину.)

5

Каждого  кто  встретит  в  осеннем  лесу семью  рыжиков  можно  поздравить с находкой бесценного клада.  (По Т.Горовой.)

6

Перед вами обширный  луг   несколько  шагов  вперёд   вы тонете в море  зелени. (По Е.Спангенбергу.)

7

 Поднимитесь  чуть выше  в горы  вы  в   ином мире   мире  суровой хвои  тишины  и  молчания.  (По Е.Спангенбергу.)

8

Встречный  ветер  треплющий  освещённый прожектором  флаг  теплохода дул  поверху и не тревожил речную гладь.  (По В.Распутину.)

                     Ответы

 

1

2

6

7

БСП

БСП

БСП

БСП

         

IV.

В бессоюзном сложном предложении могут ставиться разные  знаки препинания. Вспомните, чем  нужно  руководствоваться, чтобы  правильно  их  выбрать.

Установите  соответствия  (знаки препинания пропущены):

А. Выйдя из балагана, я принуждён  был  на  время  совсем  закрыть  глаза  так  ослепительно светило солнце,  стоявшее  над головой. (По А.Куприну.) 

а) запятая;                                                                                

б) тире;                                                  

в) двоеточие;

г)  точка с запятой.     

        

Б. Вскоре  совсем  стемнело  громады  скал слились в  одну  непроглядную  массу  чёрное  беспросветное небо  сомкнулось  с горами.  (По В.Быкову.)

В. Погода  утихла  тучи    расходились  перед  ним лежала  равнина,  устланная  белым  волнистым ковром.  (По А.Пушкину)

Г. Внизу и по сторонам стремительно нёсся, клубился, рвался промозглый туман  кругом ничего не стало видно. (По В.Быкову)

 Ответы

А - в

Б - а

В - г

Г - б

       

V. Установите   соответствие:                                      

1

Теперь (в сентябре) самое лучшее время для сборов орехов – луганцев.  Чуть  тряхни  куст -  сами  посыплются.

А.  Перечисление

2

Жди   ясного   на  завтра   дня:  стрижи  мелькают и звенят.

Б. Быстрая смена

     действий

3

Для  рыбы   нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.

В.  Условия

4

Подули осенние ветры, полетела, закружилась в воздухе позолота,  легла у подножья деревьев шуршащим ковром     лету  конец.

Г.  Перечисление 

5

Станешь робкой ногой на ледок -  из-под   ледка брызнет вода, звонкая,  весенняя.

Д.  Противопоставление

6

Узкая  тропинка   вела  между  кустами  на крутизну;  обломки скал  составляли  шаткие ступени  этой  природной  лестницы;   цепляясь  за кусты,   мы стали  карабкаться.

Е.  Следствие

7

Были   листья,   стали  почки,    почки   стали  вновь  листвой.

Ж.  Время

8

Взглянешь в сторону моря  -   там  тихо  и  темно.

З.   Причинные отношения

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

Б

З

Е

В

Д

Г

А

Ж

                       

 

        

VI.  Соотнесите    условие   постановки    двоеточия  в   предложении:

а) пояснительные отношения;

б) причинные отношения;

в) дополняющие отношения.

1

Дневные  звёзды  никогда  не  видны  в  небе: их  затмевает  солнце.

2

В Ольховке  было  ещё  совсем  светло и нарядно:  и берёзы, и кустарники  на склонах, и  крыши  домов, и  стёкла  окон - всё было в багрянце.

3

Всё прекрасно в природе:  каждый листик, каждая зверушка полезны и важны.

4

В мае  два  холода: черёмуха цветёт  и  дуб   распускается.

5

Утром я вышел  на крыльцо постоялого двора: из серого неба  лил холодный дождь,  поля  и  небо  вдали сливались  в серую муть.

6

Прожив  в Каракумах  неделю, делаете вывод:  пустыня  не так уж безжизненна.

7

Глянуло  неприветливо  осенью: с утра  пошёл  дождь,  низкие    бежали по  небу, дул  сильный ветер, сад  выл и шумел, в воздухе   кружились  мокрые  жёлтые   листья,  в аллеях стояли   лужи.

чёрные  тучи

8

С приближением к воде  менялась  растительность: показал из воды свою яркую малиновую башенку  чистец  лесной, выбросила пурпурные стрелы  плакун – трава,  остро  запахло  мятой,  мелькнули  в  кустах  белые  цветы.

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

б

а

б

а

б

в

б

а

 

 

VII.    Соотнесите    условия   постановки   тире   в   сложном   бессоюзном  предложении:

а) противопоставление;

б) быстрая  смена  действий;

в) условие;

г) время;

д) следствие.

1

Ехал  сюда – рожь  начинала  желтеть.

2

Растопит  солнце  лёд на реках – на полыньях   сидят уже  утки.

3

Вы  раздвинете  куст – вас  так и обдаст накопившимся  тёплым запахом  ночи.

4

Лето  припасёт - зима  поедает.

5

Глубже   вспашешь – больше  хлеба  возьмёшь.

6

Ночь тянется  медленно – кажется, ей  не  будет  конца.

7

Ландыши уже созрели – меж  широких  листьев  висели твёрдые  оранжевые  ягоды.

8

Приходит  время  обзаводиться   гнездом – птицы прилетают  к  родному городу.

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

г

в

б

а

в

д

д

г

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.