logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Упражнение.  Найдите в приведенных предложениях слова, которые употреблены в переносном значении. Укажите значение данного слова.

1. Густо засеяна людьми благодатная земля Украины. (М. Горький.) 2. Испуганно жмутся друг к другу дома; в  застывшие ставни стучится зима. (М. Исаковский.) 3. Угрюмый замок с его тремя башнями, с мрачными узкими окнами, с железными воротами и зеленоватой, обильно поросшей мхом стеной выглядел странно... (В. Закруткин.) 4. Где-то над  головами ходили «кукурузники», эти неутомимо мурлыкающие друзья пехотинцев... получили от бойцов свое  сельскохозяйственное прозвище. (О. Гончар.) 5. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска. (А. Пушкин.) 6. Что ты жадно глядишь на дорогу, в стороне от веселых подруг? (Н. Некрасов.) 7. Дремлет, скорчившись,  пехота, сунув руки в рукава. (А. Твардовский.)

 

Упражнение. Отнесите к соответствующим лексическим группам выделенные в предложении слова (I. Синонимы; II. Омонимы; III.  Паронимы; IV. Антонимы).

1. Волна восторга охватила Глеба. (Ф. Гладков.) Золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче, словно  вымытая расчесанная волна. (И. Тургенев.) 2. Охота за дикими оленями представляла основной промысел охотников саами. (И. Соколов-Микитов.) Мне как раз пожить охота, я и не жил-то еще. (А. Твардовский.) 3. Сквозь окна разбитые смотрит луна, сквозь окна разбитые мутно глядит. (А. К. Толстой.) 4. Вот старая сказка, которой быть юной всегда суждено. (В. Брюсов.) 5. Вообрази, что гимнастерка и шинель  погребены под нафталином, что в мире мир. (А. Сурков.) 6. Ваше оружие, ваш острый меч — правда, оружие ваших врагов — ложь. (М. Горький.) 7. ...В этот самый тяжелый период жизни Олег вошел в самую счастливую пору расцвета своих  юношеских сил. (А. Фадеев.) 8. Робкая лань торопливо пробирается в чащу. (К. Батюшков.) Но, шевеля пугливым ухом, конь  упирается, дрожит. (А. Пушкин.)

 

Упражнение. Проанализируйте приведенные ниже примеры и  выясните, в чем проявляется совпадение в словах (I. Только в написании; II. Только в произношении; III. Лишь в отдельных грамматических формах; IV. В  написании и в произношении всех форм).

1. Зенитная батарея — батарея для отопления. 2.  Старожил—.сторожил. 3. Острота — острота. 4. Точка в конце  предложения— точка бритвы. 5. Залом—залом. 6. Пила острая — пила воду. 7. Горячая печь — печь пироги. 8. Кругом — кругом. 9. Разредить — разрядить. 10. Музыкальный такт — чувство такта. И. Пострижен под бокс — помещен в бокс. 12. Парная — парная. 13. Компания — кампания.

 

Упражнение. Проанализируйте приведенные примеры и отнесите их к соответствующей группе (I. Лексические омонимы; II. Омоформы; III. Омофоны; IV. Омографы).

1. Роз — рос. 2. Детская пища — пища от боли. 3.  Географический атлас—атлас на платье. 4. Орган слуха — звучащий орган. 5. Водяной пар — земля под пар. 6. Посидел — поседел. 7. Средневековый замок — дверной замок. 8. Выращивать  хлопок— раздался хлопок. 9. Частота выстрелов — чистота  помещения. 10. Пою больного — пою песню. 11. Корма корабля — грубые корма. 12. Объявить шах — восточный шах. 13. Выпали дожди — выполи грядку.

 

Упражнение. Проанализируйте приведенные примеры и отнесите к  соответствующей группе выделенные слова (I. Омофоны; II. Омографы; III. Лексические омонимы; IV. Омоформы)

1. И объясняли долго, что значит чувство долга. (А. Барто.) 2. И сбежала лиса в леса, схоронили ее леса. (С. Островой.) 3. Мост стоит на быках, и дорогой старой через речку на быках едет бабка с тарой. (Я. Козловский.) 4. —Ты не восточный бей! Кричать кричи, а по столу ты кулаком не бей. (Я. Козловский.). 5. От удивленья ахнул кок и почесал затылок:  капустный бросился вилок вскачь от ножей и вилок. (Я. Козловский) 6. Если спор не очень спор, доведет до ссоры спор. (Я.  Козловский.) 7. И тот получает пятерку по чтению, кто с детства любитель большой почитать и книжки, как старших, привык почитать. (Я. Козловский.) 8. На траве, что мягче байки, Влас рассказывает байки. (Я. Козловский.) 9. Это кто стрелой из лука прострелил головку лука? (Я. Козловский.) 10. Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка. (Я. Козловский.) 11. Я, не  жалея мыла, нос терпеливо мыла. (Я. Козловский.) 12. Род мой крепок и под стать мне морским канатом стать. (Козловский.) 13. Вода стекла со стекла. 14. У дома рос куст душистых роз. 15. Закрыт замок на замок. 16. А я на этом берегу лодки берегу. 17. Платье уже стало уже.

 

Упражнение. Найдите в приведенных примерах синонимы.

1. Сад был засыпан падающими с деревьев листьями. Сад был засыпан листьями, падающими с деревьев. Сад был  засыпан листьями, которые падали с деревьев. 2. Белеет парус  одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов.) Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А. Пушкин.) 3. Ты и сейчас, наверно, не понимаешь, отец, через какие болота и топи пробирался я к счастью жить. (А. Жернаков.) 4. Мы получили квартиру в новом доме на  седьмом этаже. (М. Булгаков.) Жил я в то время в плохой, но отдельной комнате в седьмом этаже в районе Красных ворот. (И. Катаев.) 5. Спустя лето по малину не ходят. Снявши голову, по волосам не плачут. После драки кулаками не машут; 6. Подруга хотела подарить мне свою книгу. Подруге хотелось  подарить мне свою книгу. 7. Тогда поэты взлетели на небо, чтоб сверху стрелять, как с аэроплана бы... (В. Маяковский.) О, если б в небо хоть раз подняться, врага прижал бы я к  ранам груди. (М. Горький.) 8. А я обучался азбуке с вывесок, листая страницы железа и жести. (В. Маяковский.) 9. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. 10. Нет безобразья в природе: и кочи, и моховые болота, и пни — все хорошо под сиянием лунным. (Н. Некрасов.) Много внимания уделял он (Куинджи) работе на природе. (В. Гапеева и Э. Кузнецова.)

 

Упражнение. Из приведенных ниже четырех вариантов примеров  выберите наиболее подходящий антоним к выделенному слову.

1. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться. (И.  Крылов.) [холодный день, пасмурный день, зимний день, мрачный день] 2. Всякое тело стремится сохранить состояние  относительного покоя или прямолинейного равномерного движения.  [успокоение, застой, неподвижность, инертность] 3. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика, [короткие, близкие, тихие, быстрые] 4. Песня слышится и не слышится в эти тихие вечера. (М. Матусовский.) [оживленные, громкие, звучащие, гремящие] 5. Статика является самой древней частью механики, [новая, обновленная, нужная, последняя] 6. Если Волга разольется, трудно Волгу переплыть, [свободно, облегченно, легко, возможно] 7. Человек склонился над водой... (А. Сурков.) [выпрямился, отклонился, расправился, уклонился] 8. Нас в семействе двое только, но нетрудно спутать нас. (Н. Кончаловская.) [узнать, запомнить, различить,  объединить].

 

Упражнение. Укажите, в каком словосочетании имеется наиболее  подходящий антоним к выделенному слову. Подберите антонимы к словам,  обозначающим признаки в трех других примерах.

I. Байкал — самое глубокое озеро в России. [мелкие людишки, мелкий ручеек, мелкое дело, мелкая рыбка] 2. Судороги и резь в животе прекратились и перешли в постоянную тупую боль. [острый нож, острое слово, острое ощущение, острая шутка] 3. Черты лица его стали еще резче, черствее и  неприятнее. (А. Чехов.) [мягкая подушка, мягкий характер, мягкий подход, мягкое движение] 4. Она чуткой, любящей душой  поняла то, в чем я не смел себе сознаться. [холодное отношение, холодное сердце, холодная вода, холодное обращение] 5.  Доклад о состоянии медицины обстоятелен, серьезен, содержателен. (Скиталец.) [краткое содержание, поверхностное изложение, примерный перечень, краткое оповещение] 6. Сдержанный, смутный говор толпы раздавался в сиверском, мглистом  воздухе. (Г Данилевский,) [светлые мысли, светлая даль, светлые желания, светлый путь] 7. Из этого рва поднимается горе, горе без берегов. (И. Сельвинский.) [проходит горе, игнорируется горе, забывается горе, не замечается горе].

 

Упражнение. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой ПРИ-, во вторую – с приставкой ПРЕ-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

 

Упражнение.  Вставьте пропущенные буквы.

1. Понятна мне времен пр...вратность, не пр...кословлю, право, ей. 2. Никакие мольбы не могли пр...клонить его к отсрочке или уменьшению платежа. 3. Я решился пр...доставить все выгоды Грушницкому. 4. Есть камень пр...ткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец. 5. Все мальчики засмеялись и опять пр...умолкли на мгновение.  6. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день пр...ставился. 7. Пр...имущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы пр...пятствовать. 8. Словно ребенок, я плескался в воде, пр...даваясь наивысшему наслаждению. 9. Наши детские  выходки и пр...грешения он воспр...нимал очень остро.  10. Пока дошли до стана, знания Артемки пр...умножились во много раз.

Упражнение. Укажите лексическое значение фразеологизмов.

    Авгиевы конюшни –

    Строить на песке –

    Запретный плод –

    Опускать крылья –

    Кот наплакал –

    Валом валить –

    Не в своей тарелке –

    Зажать в кулак –

    Крутить хвостом –

    Переменить декорации –

 

Упражнение.  Определите, к какой сфере жизни общества относятся слова, появившиеся относительно недавно: 1)политика, государственное устройство, идеология, 2) экономика, 3) наука, техника, 4) медицина, 5) религия, 6) быт.

Аудитор, аудит, импичмент, клипмейкер, слаксы, спикер, леггинсы, караоке, факс, драйвер, модем, сканер, гербалайф, шоу­мен, хит, спонсор, топ-модель, плоттер, принтер, парламент, стагнация,  брокер, дилер, клиринг, лизинг, менеджер, дистрибьютор, госструктура, досоветизация, бартер, иридология, гамбургер, адидасы, чакра, антиспидовый, конвертация, авторитаризм, клон, биз­нес-центр, кармический, видео-кассета, картридж, инаугурация, ква­зиденьги, квотирование, килобайт, файл, иеговизм, исламизация, директория, йогурт, кейс, Интернет, дискхоспис, иммунодефицит, конвертация, иглорефлектотерапия, клановость, инвалюта, кейс-метод, интерактивный.

 

Упражнение. Укажите слова, относящиеся к книжной лексике.  Выясните, к каким лексико-стилистическим группам относятся другие выделенные слова.

1. Вы чуете слово «пролетариат»? Ему грандиозное надо. (В. Маяковский.) 2. Ежегодно у нас выходят в свет сотни  поэтических сборников. (Из газет.) 3. Нелегко ориентироваться читателю в этом литературном море. (Из газет.) 4. Голубизна пронзает высь. На север тучи понеслись, слепые вестники  ненастья. Я знаю, что такое жизнь, и что такое счастье. (А. Жаров.) 5. Никаких новых конкретных обстоятельств я не выяснил, но не то чтобы колебнулся в нашей правоте, а всю дорогу владело мною беспокойство. (Г Николаева.) 6. Правда, уже с того  времени начали появляться у меня такие размышления, которыми я не делился с Аркадием. (Г Николаева,) 7. Перед самым  севом произошло такое событие: приехал к нам в район первый секретарь обкома. (Г Николаева.)

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.