logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Вариант 1

В обществе существует отклоняющееся (девиантное) поведение, которое представляет собой социальное явление, выраженное в формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

А) Роберт Мертон считал причиной девиантного поведения разрыв между ценностями, диктуемыми людям обществом, и социально одобряемыми средствами их достижения. Люди-де­вианты прокладывают путь к цели неодобренными обществом средствами. Он выделял пять видов девиантов: инноватор, ритуалист, ретреат, бунтарь, конформист. К какому виду дивиантов Вы бы отнесли:

наркомана,

бюрократа,

самоубийцу,

преступника,

радикального оппозиционера.

Обоснуйте свой ответ, основываясь на положениях концеп­ции Роберта Мертона.

Ответ. Инноватор. Ценности общества признаются и жизненная цель принимается, но так как законными средствами цели не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор — это преступник.

Ритуалист. Ценности общества и диктуемые ими цели жизни от­вергаются, а законные методы и средства признаются. В результате девиации перед нами портрет ревностного бюрократа, для которого выполнение повседневных норм, ритуал, полностью заслоняет зна­чимые жизненные цели.

Ретреат (отступник). Этот тип отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик).

Бунтарь. Он не только отвергает ценности, цели и средства этого несовершенного мира, но и хочет заменить его своими идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это ре­волюционер, отстаивающий свой социальный идеал.

Конформист. Такой тип считает необходимым приспособиться к господствующим социальным ценностям, вписаться в систему соци­альных норм, выбрать в жизни цель «как у всех», пользоваться только одобряемыми обществом средствами, постепенно и последовательно добиваться поставленной цели. Это тип, олицетворяющий подавля­ющее большинство людей в каждом обществе.

Б) Как в социологии обозначают:

1. поведение, когда на определённые отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие прави­ла, не считает себя нарушителем;

2. поведение, когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признаётся на­рушителем норм морали или права, что всегда связано с опре­делённой реакцией на его действия.

Ответ: 1. первичная девиация; 2. вторичная девиация.

 

 

Вариант 2

Какие фундаментальные потребности общества удовлетворя­ют основные социальные институты:

Социальный институт

1.

Институт семьи и брака

2.

Экономический институт

3.

Образовательный институт

4.

Политический институт

5.

Институт религии

6.

Ответ:

Фундаментальные потребности общества.

Потребности в воспроизводстве.

Потребности в добывании средств к существованию.

Потребность в передаче знаний, социализации.

Потребность в безопасности и социальном порядке.

Потребности в решении духовных проблем, поиска смысла жизни.

 

 

Вариант 3

Одной из характеристик социальной роли является способ её получения.

А) Приведите пример предписанной роли, дайте пояснения своему ответу.

Ответ: пол, национальность и тому подобные роли, которые при­обретаются по факту рождения.

Б) Приведите пример достигаемой (приобретённой) роли, укажите, в каких сферах жизнедеятельности они чаще всего встречаются.

Ответ: уровень образования, профессия и тому подобное то, что достигается человеком в процессе жизни.

 

 

Вариант 4

По данным, представленным Федеральной службой государственной статистики совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), за последние 15 лет количество учащихся в ПТУ, техникумах и вузах возросло почти в два раза с 6,8 млн до 10,8 млн человек. При этом доля выпускников ПТУ в 2009 году составляла 80 человек на 10000 населения, а выпускников средне специальных и высших учебных заведений соответственно 151 и 523 человека на 10000 населения. А за последние два года в Санкт- Петербурге сложилась ситуация, когда количество выпускников

школ равняется количеству мест в вузах, т. е. практически каждый выпускник школы может стать студентом.

А) В чём специфика ситуации, сложившаяся в системе образо­вания в России, по сравнению с европейскими странами?

Ответ: преобладание в профессиональной структуре населения людей с высшим образованием, хотя экономика не может предоста­вить всем специалистам с высшим образованием соответствующие их квалификации рабочие места.

Б) Насколько выполняется в этих условиях роль системы об­разования по социальной селекции и мобильности?

Ответ: роль образования в процессах социальной дифферен­циации в российском обществе в настоящее время двояка. С од­ной стороны, образование объективно способствует повышению социального статуса. С другой стороны, довольно значительная часть населения с высоким уровнем образования вынужденно по­нижает его.

 

 

Вариант 5

«Маскулинность подразумевает под собой следование нормам сообщества, которые он чувствует кожей, подражает, но дей­ствует при этом автономно».

Какой социальный процесс здесь описан? В чём он состоит? Приведите три примера формирования «маскулинности» в рамках этого процесса.

Ответ: Гендерная социализация. Состоит в усвоении социальных ролей (мужчины).

Примеры:

Молодой человек следит за весом, посещает спортивный зал, покупает модную одежду, стремясь походить на мужских персонажей кинематографа.

Учащийся 7 класса К. тайком курит, потому что с сигаретой в руках он кажется себе похожим на старшеклассников своей школы.

Старшеклассник Р. никогда не уступает в споре, а если оказы­вается уличённым в неправоте, то злится и грубит собеседникам, по­скольку прочитал приключенческий роман и решил, что «настоящий мужчина» никогда не уступает.

Могут быть приведены иные уместные примеры.

 

 

Вариант 6

Известный социолог П.Л. Бергер писал, что «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придётся выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки». Согласно П. Бергеру, человек стоит в центре, в точке максимального давления разных кругов социального контроля.

А) Как вы считаете, какие шесть кругов социального контроля давят на индивида?

Ответ:

политико-юридическая система, представленная мощным ап­паратом государства;

мораль, обычаи и нравы;

контроль со стороны профессиональной системы ограничения, инструкции, профессиональные обязанности, деловые обязательства;

общественная среда;

круг семьи и личных друзей;

интимные отношения мужа и жены.

Б) Социальные санкции — это система вознаграждений за вы­полнение норм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них. Выделяют позитивные и негативные, формальные и неформальные санкции. Какие типы сочетаний санкций мож­но выделить? Приведите примеры

Ответ.

Формальные позитивные санкции публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы и т. д.

Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, ком­плименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почёт, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств.

Формальные негативные санкции наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, администра­тивными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, разжалование, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции наказания, не предусмо­тренные официальными инстанциями: порицание, замечание, на­смешка, издёвка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку и т. д.

 

 

Вариант 7

Под социальной стратификацией понимают существование в обществе структурированного неравенства между различными группами людей по уровню их богатства, престижа, образова­ния или власти.

А) В социологии выделяют несколько типов стратификацион­ных систем по различным основаниям дифференциации.

Продолжите таблицу, помятуя о том, что в социологической литературе, как правило, выделяют девять таких типов.

 

Тип системы

Основа дифференциации

Физико-генетическая

Пол, возраст, физические данные

Рабовладельческая

Права гражданства и собственности

Ответ:

Тип системы

Основа дифференциации

Физико-генетическая

Пол, возраст, физические данные

Рабовладельческая

Права гражданства и собственности

Кастовая

Религиозное и этническое разделение труда

Сословная

Обязанности перед государством

Этакратическая

Ранги во властной иерархии

Тип системы

Основа дифференциации

Социально- профессиональная

Род занятий и квалификация

Классовая

Размеры доходов и собственности

Культурно-символическая

Сакральное знание

Культурно-нормативная

Нормы поведения, стили жизни

Б) Классик мировой социологической теории Макс Вебер рас­сматривал собственность, власть и престиж как три отдельные, взаимодействующие фактора, лежащие в основе иерархий в любом обществе.

Какие три «автономные измерения стратификации» он выделял в этой связи?

Ответ: различия в собственности порождают экономические клас­сы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии; престижные различия дают статусные группировки, или страты.

 

 

Вариант 8

Под социальной группой понимают объединение людей, связан­ных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого осознают свою принадлежность к данной группе и считаются её членами с точки зрения других.

А) Какие группы можно выделить по способу организации? По степени частоты социальных контактов?

Ответ: формальные и неформальные; первичные и вторичные.

Б) Кроме понятие «группа» существует понятие «квазигруп­па». Какие объединения людей можно отнести к квазигруппе?

Ответ: Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокуп­ность людей, объединённая, как правило, одним или очень немноги­ми типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм.

В) Назовите основные свойства квазигруппы.

Ответ:

анонимность: индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязви­мым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;

внушаемость: члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за её пределами;

социальная заражаемость квазигруппы: заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;

бессознательность квазигруппы.

 

 

Вариант 9

Задания подобного типа направлены на выявление владения об­ществоведческими понятиями, умения узнавать и интерпретировать даваемые в тексте категории, классификации.

Известный французский социолог, основатель позитивистской традиции в обществознании Огюст Конт (1798-1857) писал: «...я должен... напомнить вкратце великий закон, который в моей Системе положительной философии я установил, о пол­ной интеллектуальной эволюции человечества. Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как инди­видуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последова­тельно через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименовани­ями: теологическая, метафизическая и научная, по крайней мере для тех, которые хорошо поймут их истинный общий смысл. Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предваритель­ная; вторая представляет собой в действительности только видо­изменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй челове­ческого мышления является в полном смысле окончательным». Исходя из представленного фрагмента текста, дайте ответы на следующие вопросы:

Как называется закон, сформулированный О. Контом?

Какие стадии эволюции выделил этот социолог?

Как он их охарактеризовал?

Ответ:

Закон интеллектуальной эволюции человечества.

Теологическая, метафизическая и научная стадии.

Это «теоретические» стадии, стадии интеллектуального раз­вития человечества. Теологическая стадия — предварительная, мета­физическая стадия — обладает разрушительным характером, научная стадия единственно «нормальная» стадия.

 

 

Вариант 10

Задания подобного типа направлены на выявление знаний и пониманий особенностей методов эмпирических исследований и включает умение обобщать данные, выделять общие существенные признаки, сравнивать опросные данные для конкретной группы со средними значениями для выборки в целом, корректно излагать получаемые выводы.

По результатам российского социологического мониторинга Института социально-политических исследований РАН «Как живёшь, Россия?», отражающего динамику восприятия основ­ными группами и слоями населения социально-политической ситуации в России, россиянам был задан вопрос об их мнении о том, насколько значительны сегодня противоречия, непри­язнь в современном российском обществе. Проанализируйте представленные данные и дайте описание изменения мнения россиян о том, насколько значительны сегодня противоречия, неприязнь в современном российском обществе:

Мнение респондентов о том, насколько значительны сегодня противоречия, неприязнь в современном российском обществе

 

Год 20..

05

06

08

10

10

11

11

12

12

13

13

14

14

15

Младшим и стар­шим поколениями

59

47

51

49

54

55

49

50

58

55

54

51

51

61

Верующими и не­верующими

64

54

59

55

61

59

54

58

52

54

50

51

49

57

Начальниками и подчиненными

45

35

45

34

37

35

33

37

45

40

43

40

38

40

Народом и властью

22

18

32

24

28

25

20

18

27

23

22

36

34

39

Предпринимателя­ми и чиновниками

32

32

36

30

38

35

32

35

42

36

36

38

37

37

Верующими различных религий

44

35

40

41

42

42

39

41

36

35

31

37

31

36

Работодателями и работниками

39

30

43

30

35

33

28

34

40

37

37

39

35

34

Год 20..

05

06

08

10

10

11

11

12

12

13

13

14

14

15

Людьми различных национальностей

29

34

32

30

28

26

28

28

24

29

22

29

27

32

Бедными и богатыми

18

10

16

16

20

19

14

15

22

18

19

19

14

15

Низшими и высшими классами

19

13

18

18

21

20

13

14

22

18

21

21

14

13

Примерный ответ. Российское гражданское общество тревожит высокий уровень противоречий и неприязни между гражданами. За десять лет измерений снизились противоречия и неприязнь между народом и властью (с 62 до 43%), но ухудшились отношения между верующими и неверующими (с 13 до 21%) и верующими различных конфессий (с 25 до 34%). Далее сравнение данных 2005 и 2015 годов показывает: в российском обществе «значительны противоречия и неприязнь между бедными и богатыми» соответственно 72 и 74%, «между низшими и высшими классами» — 60 и 70%, «работодателями и работниками» — 44 и 46%, «людьми различных национальностей» — 44 (июль 2008) и 41% и «начальниками и подчиненными» 37 и 40%. Наименьших значений достигли индикаторы противоречий между «народом и властью», «людьми различных национальностей», «пред­принимателями и чиновниками» и «младшим и старшим поколени­ями» (Левашов В.К. «Российское общество: 25 лет неолиберальных реформ // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 45-54).

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.