logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Задания этого модуля, как правило, состоят из экономических задач и текстовых вопросов.

Задача 1

Рента с участка земли составляет 2000 долл. в год. Данный участок предлагают купить за 15000 долл. Определить, выгодна ли такая покупка, если ставка банковского процента составляет 8%?

Решение:

1. Формула для определения цены земли:

р=R i ,

где Р цена земли, R земельная рента, i ставка банковского процента.

2. Используя данную формулу, определим расчётную цену пред­лагаемого участка земли:

Р = R = 2000 = 25000 i 0,8

Так как расчётная цена земельного участка выше, чем та цена, за которую предлагают приобрести этот участок, то покупка выгодна.

 

 

Задача 2

Известны функции спроса и предложения на некоторый товар:

= 100 - 20Р; = -60 + 80Р. Рассчитайте равновесную цену и равновесный уровень про­даж товара, а также определите, что произойдёт на рынке дан­ного товара, если правительство страны установит на данный товар фиксированную цену в размере 2 ден. ед.

Решение:

1. Рыночное равновесие определяется равенством объёмов спроса и предложения при данной равновесной цене. Если известны функции спроса и предложения, то путём их приравнивания можно определить равновесную цену товара:

100 - 20Р = -60 + 80Р ^ РЕ = 1,6 ден. ед.

2. Подставляя найденную равновесную цену в функцию спроса (или предложения) находим равновесный объём продаж товара:

100 - 20 х 1,6 = 68 ед.

3. Чтобы определить рыночную ситуацию при введении прави­тельством страны фиксированной цены на данный товар, равной 2 ден. ед., необходимо подставить значение этой цены в каждую из функций и определить объём спроса и предложения при этой цене:

объём спроса при цене 2 ден. ед.: QD = 100 - 20 х 2 = 60 ед.

объём предложения при цене 2 ден. ед.: QS = -60 + 80 х 2 = 100 ед. Поскольку объём спроса ниже, чем объём предложения при цене в 2 ден. ед., на рынке возникнет избыток товара.

 

 

Задача 3

Спрос и предложение некоего товара описываются уравнениями: ра = 20-2Р; = -4 + 2Р.

Найдите равновесные цену и объём на рынке данного товара. Определите налоговые поступления государства и распреде­ление налогового бремени между продавцом и покупателем товара при введении налога с продаж в размере 2 руб. за единицу товара.

Решение:

1. Определение равновесной цены и равновесного объёма про­даж определяется аналогичным способом, как это было показано в решении задачи 2:

рЕ = 6; QE= 8.

2. Для того чтобы найти налоговые поступления государства, необходимо изменить функцию предложения, т. к. налог введён на продавцов товара. Поскольку продавцы выплачивают налог из полу­ченной цены за каждую проданную единицу товара, то необходимо в функции предложения из цены вычесть размер налога:

Qs= -4 + 2(P - 2) = -8 + 2Р.

3. Найдём равновесную цену и равновесный объём продаж после введения налога:

20- 2P = -8 + 2Р ^ РЕ4 = 7; Q£' = 6.

4. Налоговые поступления государства равны произведению рав­новесного объёма продаж после введения налога на величину налога:

Т = 6 х 2 = 12.

5. Налоговое бремя на покупателя — это разница между ценой, которую покупатель уплачивает за единицу товара после ведения налога и ценой, которую он уплачивал за товар до введения налога:

AQd = 7 - 6 = 1 руб.

Оставшаяся часть налога: 2 руб - 1 руб. = 1 руб. — это налоговое бремя продавца.

 

 

Задача 4

Имеются следующие данные о деятельности фирмы (за год): оплата труда производственных рабочих-сдельщиков — 500 тыс. руб.; оплата труда управленческого персонала — 200 тыс. руб.; расходы на сырьё и материалы — 750 тыс. руб.; транспортные расходы — 25 тыс. руб.; аренда помещения — 15 тыс. руб.; стоимость оборудования — 5 млн руб., срок его службы — 10 лет с пропорциональной амортизацией; объём выпуска — 25 тыс. единиц.

Задание:

1) Вычислите средние общие, средние переменные и средние постоянные издержки.

2) Определите величину прибыли, если цена продукции со­ставляет 90 руб.

Решение:

1) FC = 715 000; VC = 1 275 000; TC = 1 990 000; AC = 79,6; AVC = 51; AFC = 28,6.

2) п = TR TC = Q х (P - AC) =2 250 000 - 1 990 000 = = 25 000 х (90 - 79,6) = 260 000.

 

 

Задача 5

Номинальный ВВП 2006 года был равен 480 млрд руб.; дефля­тор ВВП — 1,2; темп экономического роста — 2%. Определите реальный ВВП 2005 года.

Решение:

Реальный ВВП2ооб = 480 - 1,2 = 400. Реальный ВВП2005 = 400 ^ 1,02 = 392,16.

 

 

 

Вариант 1

Одним из прикладных аспектов современной экономической теории стало обоснование издержек и выгод от приватизации в сфере социальных услуг, заказчиком которых выступает госу­дарство: здравоохранение, школьное образование, содержание под стражей и т. п. Математически доказано, что поставка такого рода услуг частными агентами принесёт больше вреда, чем пользы.

А) Опуская математические выкладки, приведите основной аргумент теории.

Ответ: В частных фирмах преобладают стимулы к снижению затрат над стимулами к повышению качества услуг. Частная фирма принимает решение о снижении затрат без учёта заинтересован­ности заказчика в качестве продукции — получается «чрезмерное» снижение затрат за счёт качества. Государство не имеет возможности ограничить решения фирмы, чтобы сбалансировать эффективность и качество услуг.

Б) Какой фактор снижает остроту проблемы?

Ответ: Конкуренция.

В) Почему этот аргумент не распространяется на сферу ЖКХ?

Ответ: качество услуг ЖКХ государство может чётко пропи­сывать в контракте, например, температура горячей воды, перио­дичность вывоза мусора и т. п. В сфере здравоохранения и образо­вания качество услуг труднее прописать (как определять качество услуг, качество лекарств, используемой аппаратуры, процедур, проведения контрольных работ, проверки тетрадей и домашних заданий и т. п.?).

 

 

Вариант 2

В период, предшествовавший мировому финансовому кризису 2008 года Банк России проводил политику сдерживания укрепления валютного курса рубля, которое было вызвано фундаментальными факторами валютного курсообразования.

А) Какое влияние оказывает на экономику укрепление и/или ослабление рубля?

Ответ: укрепление рубля сдерживает экспорт и стимулирует им­порт, что ведёт к сокращению ВВП. Ослабление, наоборот, стимули­рует экспорт и сдерживает импорт, что при прочих равных условиях ведёт к росту ВВП.

Б) Какое влияние оказывает изменение курса рубля на финан­совые рынки?

Ответ: изменение курса рубля вызывает отток или приток капи­тала, что, в свою очередь, приводит к изменению процентных ставок. Укрепление рубля снижает доходность иностранных инвестиций и сдерживает отток капитала из страны. Ослабление рубля, наоборот, повышает рублёвую доходность иностранных инвестиций и при про­чих равных условиях стимулирует отток капитала из страны.

 

 

Вариант 3

«Даже тот банкир, который предоставляет ссуду реальными деньгами, вложенными в его банк, делает больше, чем просто собирает их из бесчисленных „луж", где они застаиваются, для передачи их людям, которые этими деньгами воспользуются. Он вновь и вновь ссужает те же самые суммы, прежде чем рас­платится первый заёмщик, т. е. не только находит вверенным ему деньгам последовательные применения, но и заставляет одну сумму употребляться одновременно в нескольких приме­нениях». (Й.А. Шумпетер, «История экономического анализа») Раскройте смысл высказывания.

Ответ: Банки — посредники между теми, кто сберегает, и теми, кто расходует средства, заставляя деньги «работать» на экономику. Но не только это. Получая вклады, банки выдают кредиты в гораздо больших объёмах, чем объём полученных средств. Таким образом, они не просто посредники между кредиторами и заёмщиками, что тоже важно. Они есть создатели денег.

 

 

Вариант 4

В 1865 году английский экономист Уильям Стэнли Джевонс об­наружил, что технологические усовершенствования, которые увеличивают эффективность использования угля, ведут к увеличению потребления угля в различных сферах промыш­ленности. Он утверждал: «Ошибочно думать, что экономичное использование топлива означает снижение его потребления. Верно как раз обратное».

Объясните этот «парадокс». Какие меры необходимы, чтобы технологические улучшения снижали потребление топлива и стимулировали энергосбережение?

Ответ. Во-первых, рост энергоэффективности делает использо­вание энергии относительно более дешёвым, поощряя рост энерго­потребления (обратный эффект). Во-вторых, рост энергоэффектив­ности ведёт к ускоренному экономическому росту, который влечёт за собой рост потребления энергии в масштабах экономики в целом. Эффект наблюдается только в том случае, если спрос на продукцию высокоэластичен. В случае неэластичности спроса эффекта может не быть. Необходимо, чтобы выгоды от эффективности сопровождались правительственными мерами по снижению спроса (например, эколо­гическими налогами, программами по ограничению использования энергии или повышением налогов на топливо).

 

 

Вариант 5

Один из парадоксов экономической науки — парадокс береж­ливости известен в такой формулировке: «Чем больше мы откладываем на чёрный день, тем быстрее он наступит». Лау­реат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман привёл парадокс бережливости в качестве одного из аргументов в поль­зу политики увеличения государственных расходов в период кризиса 2007-2008 годов.

Раскройте суть данного «парадокса». Покажите связь «пара­докса» с политикой наращивания государственных расходов.

Ответ. Сбережения, то есть отказ от потребления нынешних благ в пользу большего потребления в будущем, является основой экономического развития. Сбережения — источник инвестиций. В классической модели экономики сбережения автоматически пре­вращаются в инвестиции.

Из кейнсианской модели следовало, что для экономического роста необходимо увеличивать совокупные расходы, которые действуют по­добно инъекциям, обусловливая рост совокупного дохода с эффектом мультипликатора. А всё изъятое из потока расходов мультипликатив­но сокращает совокупный доход, подталкивая экономику к рецессии или депрессии. Отсюда следовал парадоксальный вывод: чем больше в экономике аккумулируется сбережений, тем беднее она становится.

Если во время экономического спада все начнут экономить, то совокупный спрос уменьшится, что повлечёт за собой уменьшение зарплат и, как следствие, уменьшение сбережений. То есть можно ут­верждать, что когда все экономят, то это неизбежно должно привести к уменьшению совокупного спроса и замедлению экономического роста. Если домохозяйства вынуждены уменьшать расходы, то эко­номике для оживления потребуется замена обычных потребителей программами государственных органов.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.