logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Вариант 1

Сциентизмом называют позицию, согласно которой наука среди всех источников знаний занимает ведущее положение, так что во всех сферах человеческой деятельности именно наука долж­на быть ведущим инструментом. Сциентизму противостоит антисциентизм, утверждающий необоснованность тотального доминирования науки.

А) Назовите три области практической или духовной жизни и деятельности людей, где научное знание не может претендовать на доминирование. В каждом случае объясните, почему это так.

Ответ. Могут быть названы: сфера морали: моральные ценности нельзя обосновать строго доказательно, они достаточно изменчивы, к моральным ценностями приходят не в ходе исследования, а в ходе социальной практики;

сфера эстетики и искусства: невозможно строго и объективно установить критерии прекрасного, они субъективны и относительны;

вопросы о сущности и смысле существования человека и чело­вечества: ответ на эти вопросы связан с культурно-цивилизационным контекстом жизни общества, он является предметом выбора, а не доказательства или открытия;

вопросы целей политической организации общества: они ре­шаются, исходя из доктрины понимания человека и человечества;

вопросы религии: для науки религиозный опыт есть лишь со­вокупность субъективных переживаний, лишённых объективного коррелята (Бога).

Б) Некоторые антисциентисты утверждают, что наука может даже вредить человечеству, поскольку её узкий взгляд на чело­века превращает его в совокупность механических, электриче­ских и химических взаимодействий.

Приведите три конкретных примера влияния науки на социальную практику, которые можно использовать для подтверждения этой точки зрения.

Ответ:

клонирование, суррогатное материнство;

попытки оправдать преступника, доказывая, что неблагопри­ятное воздействие окружения превратило его в существо, которое не может не совершать преступлений;

понимание человека как потребителя лишает его цели суще­ствования;

распространение этического релятивизма.

 

 

Вариант 2

А) Социальный психолог и когнитолог Д. Спербер определяет культуру как широко распределённые устойчивые ментальные и публичные репрезентации, подавляющие социальную группу. Социологи Н. Смелзер и Э. Гидденс, со своей стороны, харак­теризуют культуру как инструмент социализации и идентифи­кации, включающий понятия, отношения, ценности, правила. Они описывают культурные универсалии — формы, общие для всех культур.

Приведите три примера и пояснения к ним, иллюстрирующие позицию Спербера. Для каждого из этих примеров укажите также, какие из элементов, упомянутых Смелзером и Гидденсом, обеспечивают эффект подавления. (Таким образом, требуются пример, пояснение и указание элементов.)

Ответ:

Пример: дети перестали играть при появлении на детской площадке мужчины солидного вида в костюме и галстуке.

Пояснение: его внешность репрезентирует источник власти, конт­роля и наказания.

Элементы: действует отношение подчинения старшему, ценность послушания.

Пример: бурная избирательная компания завершилась по­бедой кандидата N после чего эмоции в обществе быстро улеглись, хотя никаких обещанных N политических решений ещё не было при­нято. N впоследствии не оправдал ожиданий, и вскоре стало ясно, что волнения и возбуждение были напрасны.

Пояснение: эмоциональные реакции запрограммированы культу­рой как достигающие максимума в моменты принятия решений, пере­ломных событий и пр. и редко распространятся на их последствия.

Элементы: действует культурная универсалия форма воспри­ятия процесса, предполагающая начало, развитие и завершение.

Пример: в регионе произошли межэтнические столкновения с человеческими жертвами. Религиозный лидер, стремясь успокоить жителей, принял участие в похоронах жертв, побеседовал с семьями погибших, произнёс речь на траурном митинге. Удалось достичь по­ложительного эффекта, хотя проблемы, приведшие к столкновению, решены не были.

Пояснение: воздействие оказал культурно значимый статус лица. Элементы: религия рассматривается как ценность, отношение к религиозному лидеру предполагает уважение и почтение.

Пример: захватившая власть в государстве группа военных не встретила никакого сопротивления и утвердила своё господство.

Пояснение: большая часть общества следует религиозному уче­нию и негативно относится к насильственным действиям, даже если интересы людей ущемлены.

Элементы: религиозные ценности и нормы.

Б) Сформулируйте два предположения о том, при каких усло­виях происходит кризис культуры.

Ответ:

Регулирующие поведение людей ценности входят в противо­речие с тем, как они вынуждены вести себя на деле.

Общества, культура которых отличается от культуры данного общества, выигрывают в экономической, политической или военной конкуренции.

В обществе растёт число людей, разделяющих иную культуру, которые оказываются более успешными.

Следование имеющимся культурным ценностям начинает ме­шать значимой части в общества обретать желаемые статусы.

 

 

Вариант 3

По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор, применив его к людям, стремящимся к мудрости и правильно­му образу жизни. Историк Диодор Сицилийский говорил, что Пифагор не назвал своё учение мудростью потому, что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего.

А) В чём отличие между мудростью и философией? Ответ. Философия стремится объяснить мир, опираясь не на чувства, а на разум, оперирующий теоретическими обобщениями и логическими доказательствами. Философская мудрость связана с познанием не отдельных вещей и явлений, а мира как единого в сво­ей основе. Однако познанием единой первоосновы мира, открытием закона, который управляет его развитием, «любовь к мудрости» не ограничивается. Её интересует не тот мир, который существует вне, до и независимо от человека, а мир, в котором живёт и действует че­ловек. Поэтому философия неотделима от размышлений о природе человека, его судьбе, целях и смысле жизни.

Б) Завершите дефиницию раздела философии соответствую­щим понятием.

Учение о том, что существует в мире, где существует и как долго существует ... .

Ответ: онтология.

Учение об условиях, в силу которых возможно познание человеком окружающего мира — . .

Ответ: гносеология.

Учение о том, каким должен быть мир с точки зрения потреб­ностей, целей, интересов человека и чем ему следует руковод­ствоваться в своей жизнедеятельности — . .

Ответ: аксиология.

 

 

Вариант 4

В 1486 году была написана книга двух домениканских монахов- инквизиторов «Молот ведьм», в которой с опорой на богослов­ские источники подробно описывалось, кто такие ведьмы, как они себя ведут, чем опасны, как их разоблачать, как их судить и как наказывать. В ХVVII веках в Южной, Западной и Центральной Европе шла так называемая «охота на ведьм», в ходе которой были казнены (в основном, заживо сожжены на костре) около 50 тысяч женщин. Последняя казнь ведьмы состоялась в конце XVIII века.

Как правило, ведьм арестовывали по доносу, поводом для кото­рого становились неприятности: заморозок, град, падёж скота, болезнь, порча продуктов и т. п.

А) Охарактеризуйте мировоззрение людей, связывавших эти явления с действиями нечистой силы. Приведите не менее трёх характеристик.

Ответ:

в их мировоззрении смешаны религиозные и мифологические представления;

в нём очень слабы или отсутствуют знания, позволяющие объ­яснять те или иные явления естественными причинами;

всё негативное люди склонны связывать с чьей-то враждебной волей; человек представляется очень слабым и уязвимым, жизнь про­ходит в постоянном страхе.

Б) Помимо ведьм предполагалось и существование колдунов. Однако среди жертв охоты на ведьм их число ничтожно. Кроме того, ведьмами были женщины из простонародья, многие из которых действительно верили в то, что они ведьмы.

Какие черты социального и культурного статуса женщины в традиционном обществе сделали её главным объектом подо­зрения в колдовстве? Приведите два объяснения.

Ответ:

женщина в традиционном обществе, если только она не при­надлежит к привилегированным классам, занимает на социальной лестнице самую низкую ступень, выполняет самую грязную и уни­зительную работу, не имеет никаких прав;

такие женщины не имели возможности получить какое бы то ни было образование, что делало очень лёгким распространение среди них предрассудков, лжеучений, панических настроений и пр.;

женщины как социальная группа с низким статусом обладали своей субкультурой, плохо понятной и подозрительной для домини­рующих групп.

 

 

Вариант 5

Римский философ Сенека (4 до н. э. — 65) писал: «Пусть же наш дух научится понимать и терпеть свой жребий и знает, что фортуна отважится на всё; у неё столько же прав над державами, сколько над самодержцами, столько же власти над городами, сколько над людьми. На это нельзя негодовать: ведь мы пришли в мир, где живут по этим законам. Нравится подчиняйся, не нравится убирайся любой дорогой! Негодуй, если несправед­ливое установление метит только в тебя, но если одна необходи­мость опутывает стоящих и высоко, и низко, примирись со всё разрешающим роком!»

Стоик Эпиктет (50-138) говорил: «Помни, что ты актёр в пьесе, которую ставит её режиссёр. Если он пожелает сделать её корот­кой — ты актёр короткой драмы, а если пожелает сделать её долгой, то долгой. Если он хочет, чтобы ты играл роль нищего, сыграй её хорошо, равно как роль хромого, начальника, плебса. Твоё дело хорошо исполнить данную тебе роль, а выбрать её для тебя волен другой».

Наконец, ещё один философ-стоик, римский император Марк Аврелий Антонин (121-180) писал: «Природа целого устреми­лась к миропорядку. И теперь, что ни происходит, либо про­исходит последственно, либо лишено всякого смысла, даже и самое главное, к чему собственно устремляется всемирное ведущее. Вспомнишь это, и много тише будет у тебя на душе».

А) Как можно охарактеризовать общее умонастроение стои­ков? Сформулируйте краткие предположения, что они думали по следующим вопросам:

 

свобода и необходимость

высшее благо

счастье

богатство

власть

слава

семья

честь и достоинство

смерть

Ответ:

свобода и необходимость

свобода — это иллюзия, мы во власти рока

высшее благо

разумность

счастье

состоит в недоступности страстям, в следовании добродетели, в независимости

богатство

может быть полезно для добродетельных поступков

власть

ложный соблазн, но и долг

слава

только ложный соблазн, абсолютно тщетное

семья

пытается захватить нас привязанностями

честь и достоинство

относятся к разуму и добродетели

смерть

не страшнее, чем жизнь

Б) До распространения христианства стоицизм был распространён среди элиты римского общества. При каких культурных и социально-исторических условиях представители элиты приходят к таким умонастроениям? Приведите три объяснения.

Ответ:

Общество и огромное государство были почти неуправляемы, неожиданные события могли потрясать его до основания, было не­понятно, как бороться с теми или иными вызовами.

Накопленный исторический опыт показывал, что почти ничего в жизни не меняется, что изменения к лучшему уравновешиваются изменениями к худшему.

Богатая духовная сфера не предлагала средств утешения, не располагала концепциями исторического оптимизма.

Роль религии сводилась к отправлениям ритуалов, высшие су­щества не сулили ничего нового по сравнению с тем, что уже было от них получаемо.

Бытовало общее представление о предопределённости будущего и бессмысленности попыток действовать наперекор замыслу божества.

В) Чем современные умонастроения отличаются от умона­строений стоиков? Приведите три отличия и для каждого и них сформулируйте обоснование, которое современный человек может привести.

Ответ:

Мы верим в нашу свободу. Не существует рока и судьбы, мы в состоянии делать свободный выбор, определять своё будущее. Это подтверждается как биографиями многих знаменитых людей, так и повседневной практикой, в которой мы постоянно поступаем по соб­ственному произволу.

Мы верим в улучшение жизни, в прогресс. В истории челове­чества изменения к лучшему представляются нам большими, нежели обратные изменения. Это подтверждается достигнутым уровнем бо­гатства, продолжительности жизни и пр.

Счастье состоит не в независимости и отстранённости, а в совокуп­ности социального признания и комплексного удовольствия от жизни. Мы верим в то, что социальная жизнь может оказаться интересной и при­нести нам счастье. Подтверждение находим во мнении большинства.

4. Слава, богатство и власть это признаки современного со­циального успеха, подтверждающие востребованность человека со стороны других. В большом числе случаев мы обнаруживаем спра­ведливость этого.

Г) Каково отношение философа-стоика к смерти?

Чем оно отличается от современного отношения к смерти?

Какие представления лежат в основании этого различия?

Ответ:

Стоик принимает смерть как должное, как то, что сообразно ми­ровому порядку настигает его в положенное время, поскольку иначе и быть не может. Поэтому он безмятежен.

Для современного человека смерть — это самое плохое, что с ним может случиться.

Причина отличия позиций: для стоика мир никуда не движется, всё в нём происходит законосообразно, а потому правильно. Совре­менному человеку будущее сулит что-то лучшее, то, чего ещё не было, а, умирая, он теряет его.

 

 

Вариант 6

Древнегреческий философ Аристотель писал: «У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают; эта цель, коротко говоря, есть счастье... Определим счастье, как благосостояние, соединенное с добродетелью, <...> или как приятнейший образ жизни, соединённый с безопасно­стью, или как избыток имущества и рабов в соединении с воз­можностью охранять их и пользоваться ими... <...> счастье или высшее благо есть «деятельность души, согласно добродетели, а если добродетелей несколько, то согласно наилучшей и наи­более полной <... > за полную жизнь», «счастье... — это высшее и самое прекрасное, доставляющее величайшее удовольствие, причём всё это нераздельно... »

Объясните, почему, по мнению Аристотеля, перечисленные ниже люди счастливы или несчастливы.

 

Счастлив

Несчастлив

1. Воин, павший в войне за свой город, поскольку ...

2. Воин, сбежавший с поля боя и сдавшийся в плен, поскольку .

Счастлив

Несчастлив

3. Политик, который был неспра­ведливо осуждён, провёл годы в тюрьме, но не изменил своих взглядов, поскольку ...

4. Преуспевающий чиновник- взяточник, поскольку .

5. Бизнесмен, направляющий часть своих доходов на благотво­рительность, культурные и эколо­гические программы, поскольку .

6. Криминальный бизнесмен- богач, поскольку .

Ответ:

он проявил себя как добродетельный гражданин и заслужил почёт и уважение сограждан;

проявил себя как человек порочный, заслужил бесчестье;

не изменил принципам добродетели, остался честен и справедлив;

порочен, презираем согражданами, которые ждут повода для его разоблачения и наказания;

он добродетелен и благодаря богатству имеет возможность ак­тивно действовать;

не может открыто пользоваться своим богатством, опасаясь разоблачения и наказания; он будет презираем обществом, если оно узнает о происхождении его богатств.

 

 

Вариант 7

В работе «Антихрист» (1895) философ Фридрих Ницше писал: «Что хорошо? — Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? — Всё, что происходит из слабости. Что есть счастье? Чувство растущей власти, чувство преодо­леваемого противодействия.

Не удовлетворённость, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей... Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом. Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым — христианство... Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят.

«Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фаль­шивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения, поступательное развитие решительно не представляет собою какой-либо необходимости повышения, усиления...

Не следует украшать и выряжать христианство: оно объявило смертельную войну... высшему типу человека, оно отреклось от всех основных инстинктов этого типа; из этих инстинктов оно выцедило понятие зла, злого человека: сильный человек сделал­ся негодным человеком, «отверженцем». Христианство взяло сторону всех слабых, униженных, неудачников, оно создало идеал из противоречия инстинктов поддержания сильной жиз­ни; оно внесло порчу в самый разум духовно-сильных натур, так как оно научило их чувствовать высшие духовные ценности как греховные, ведущие к заблуждению, как искушения ... » В чём Ницше упрекает христианство? Приведите три мотива.

Ответ:

христианство одобряет деятельное сострадание к слабым и не­удачникам;

христианство сдерживает творческие способности;

христианство искажает естественный порядок ценностей, объ­являя человека сильного злым;

христианство объявляет греховными искушениями ценности силы, власти, борьбы.

 

 

Вариант 8

Древнегреческому философу Гераклиту принадлежат следую­щие изречения:

А. «Этот-вот сущий вечно логос люди не понимают и прежде, чем услышат о нём, и выслушав однажды. Ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этим логосом, они подобны незнаю­щим его, даром, что узнают на опыте точно такие слова и вещи, какие описываю я, когда разделяю их согласно природе и выска­зываю их так, как они есть. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому, как этого не помнят спящие».

Б. «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из бо­гов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

В. «На входящего в одну и ту же реку всегда притекают новые воды».

В изречении А под «логосом» Гераклит имеет в виду правя­щие всем бытием общие законы.

Почему большинству людей они неизвестны, хотя они и жи­вут в мире и каждодневно сталкиваются с проявлениями этих законов? Почему, услышав о них от мудреца, они всё равно их не понимают? Приведите три объяснения.

Ответ:

люди не умеют правильно употреблять слова; люди не пони­мают подлинной природы вещей, т. к. обращают внимание только на внешнее;

люди не могут обобщить явления и прийти от них к общим законам мира;

общие законы бытия имеют теоретический характер, они от­крываются только уму, их нельзя непосредственно распознать в вещах и явлениях;

познавательная активность людей скована их повседневными делами, потребностями и аффектами;

люди не доверяют мудрецу, считая его далёким от жизни.

На каких свойствах сознания и мышления основана наша способность понимать, что река «одна и та же», хотя «воды» в ней всякий раз разные? Укажите три свойства.

Ответ:

сознание имеет дело с идеальными образами вещей;

мышление схватывает существенные признаки вещей;

мышление отражает предмет вместе с характеристиками про­странства и времени, в которых он дан;

мышление имеет дело с формой предмета, а не с его материей;

мышление способно образовывать понятия об изменении и движении, так что река понимается как объект, в котором «воды» всегда новые.

 

 

Вариант 9

Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) сформулиро­вал принцип нравственного поведения, позволяющий отделить нравственные поступки от безнравственных категорический императив. Он известен в трёх формулировках:

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Б. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

Опираясь на формулировки А и В, обоснуйте безнравствен­ность воровства, лживости, лицемерия.

Ответ:

если воровство будет всеобщим правилом поведения, то оно не будет ни для кого желательно;

если лживость станет всеобщим правилом поведения, то никто не сможет извлечь из лжи выгоду;

если лицемерие станет общим правилом поведения, то это ни­кому не позволит узнать подлинное отношение к себе окружающих.

 

 

Вариант 10

Одним из важных разделов современной философии являет­ся философия языка. Этот раздел исследует происхождение и функционирование языка и составляющих его знаков. Возмож­но, самая подробная классификация знаков в философии при­надлежит знаменитому американскому философу и математику Чарльзу Сандерсу Пирсу (1839-1914). Он выделял следующие типы знаков:

знаки-иконы (icon, от греч. eikon образ);

знаки-индексы (лат. index — указательный палец);

знаки-символы (symbol), в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности.

Распределите приведённые ниже знаки по классификации Пирса и обоснуйте свой ответ

1. Дорожный знак пешеходного перехода (изображает двоих детей).

Дорожный знак с названием населённого пункта на въезде в этот населённый пункт.

Дым от костра за холмом.

Живописный портрет.

Зелёный сигнал светофора.

Национальный флаг.

Орёл в гербе Университета.

Табличка с номером аудитории.

Ответ:

знаки-иконы: изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию. 1, 4.

знаки-индексы: означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во времени и/или пространстве. 2, 3.

знаки-символы: означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности. 5, 6, 7, 8.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.