logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Разберём несколько фрагментов текста.

1. В социальных науках выделяют разные типы социализации. Приведите примеры из жизни для каждого из перечисленных ниже типов.

Типы социализации

Примеры

Первичная социализация

Ресоциализация

Обратная социализация

Предвосхищающая социализация

Для выполнения этого задания надо иметь представление об ука­занных здесь типах социализации.

Первичная социализация. Термин «первичное» в социологии чаще всего подразумевает отношения в непосредственном окружении ин­дивида. Соответственно, первичная социализация — это первона­чальное представление о нормах, ценностях общества, к которому он принадлежит. Основным институтом первичной социализации является семья.

Ресоциализация. Приставка «ре-», очевидно, говорит о прохожде­нии чего-то заново, приобретении нового взамен старого. В данном случае индивид по тем или иным причинам (например, попав в новую для себя социальную среду) чувствует потребность устранить устояв­шиеся у него стереотипы поведения и приобрести новые, адекватные изменившейся действительности.

Обратная социализация. Процесс социализации в современных источниках толкуют не просто как однонаправленное воздействие старших на младших, но как двусторонний процесс, когда наряду с передачей младшим предыдущего социального опыта наблюдается и инновационное воздействие молодых на социальную систему. Обрат­ная социализация является частным случаем такого инновационного воздействия и означает желание молодого поколения приобщить стар­ших к неким новым тенденциям.

Предвосхищающая социализация. Наряду с термином «предвос­хищающая» в научной литературе встречается термин «опережающая социализация». В классической схеме принадлежность к определён­ной социальной группе запускает процесс социализации. В случае с предвосхищающей социализацией человек усваивает нормы и ценно­сти некой социальной группы, не будучи её членом, а только стремясь в неё попасть.

Имея представление о каждом из указанных типов социализации, можно заполнить предложенную таблицу, например, так:

 

Типы социализации

Примеры

Первичная социализация

Учитель учит первоклассников вставать, приветствуя учителя; сидеть тихо во время уроков и т. п.

Ресоциализация

Человек усваивает новые традиции при переезде в другую страну

Обратная социализация

Сын обучает отца делать покупки в интернет-магазине

Пр едв о схищающая социализация

Подросток курит, чтобы показать, что он взрослый

 

 

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследование с целью выяснить, каким рос­сияне представляют себе уважаемого и достойного человека и какими качествами должен обладать наш современник, чтобы заслужить уважение других. Ниже представлены данные опроса.

 

Качества уважаемого и достойного человека

1997

2007

Порядочный, живущий по совести, а не ради выгоды и удовольствий

53

57

Хороший семьянин, верный супруг, заботливый сын/дочь и родитель

46

45

Терпимый к другим людям, умеющий считаться с другой точкой зрения

40

38

Профессионал, достигший высокого мастерства в своём деле

34

37

Законопослушный, уважающий и соблюдающий законы государства

14

34

Душевный, отзывчивый, помогающий людям

36

26

Предприимчивый, умеющий устроить свою жизнь

24

26

Культурный, образованный

27

25

Патриотичный, ставящий интересы Родины выше личных

15

24

Имеющий убеждения, отстаивающий свои гражданские позиции

15

20

Верующий в Бога и старающийся жить по Его заповедям

11

16

Обеспеченный, с высоким достатком

11

15

Скромный труженик, не стремящийся к славе и почестям

22

9

Одарённый, талантливый

14

9

Обладающий властью, связями, влиянием в обществе

8

8

1. Проанализируйте данные таблицы и сделайте не менее трёх выводов о портрете героя нашего времени в сравнении с геро­ем конца XX века.

2. Какие из следующих характеристик более всего соответ­ствуют вашим представлениям об уважаемом и достойном человеке наших дней?

Перед нами результаты двух опросов, соответственно, у нас есть возможность проинтерпретировать их в статике и динамике. Для от­вета на первый вопрос выбираем, например, качества «порядочность», «профессионализм», «одарённость», «труд», «душевность». Анализ таблицы позволит нам сделать такой вывод: «Порядочность считается главным достоинством современного человека, и её роль возросла; более высоко стало цениться такое качество как профессионализм; стали меньше цениться такие качества как одарённость, скромный труд, душевность».

В ответе на второй вопрос вы должны из качеств, лидирующих по значимости в опросе 2007 года, выбрать те, которые, на ваш взгляд, характеризуют уважаемого и достойного человека наших дней.

Например, «Человек XXI века видится как достаточно предпри­имчивый и принципиальный, но при этом строго следующий авто­ритетам (закон, Родина, Бог)».

 

 

3. Некий предприниматель открыл частную школу. Школа успешно работала, приносила прибыль и приобрела хорошую репутацию, но однажды в местной газете появился фельетон «Воспитатель», в котором говорилось, что этот предпринима­тель — преступник, осуждённый за развращение малолетних. Родители стали забирать детей из школы, школа разорилась, и предприниматель подал в суд иск к газете о возмещении ма­териального и морального ущерба. На суде выяснилось, что двадцать лет назад этот предприниматель действительно был осуждён за развращение малолетней, наказание отбыл, суди­мость снята. Больше в подобных действиях замечен не был. К учебному процессу непосредственного отношения не имеет. Управляет школой директор. Предприниматель появлялся в школе только по торжественным случаям.

Каким должно быть решение суда, поскольку газета написала правду, но причинила предпринимателю существенный моральный и материальный ущерб?

Для ответа на этот вопрос нужно разбираться в нюансах такого юридического понятия, как «клевета». Клевета — это распростра­нение порочащих гражданина сведений. Данный случай вроде бы подпадает под это деяние, но одновременно такие сведения должны иметь заведомо ложный характер. В нашем случае сведения не были ложными. В некоторых западных странах кроме понятия «клевета» имеется понятие «диффамация» распространение порочащих све­дений без уточнения, соответствуют они действительности или нет. В российском законодательстве диффамация не преследуется, поэтому в иске должно быть отказано. Все прочие характеристики случая (пред­приниматель не принимает участие в учебном процессе и не появляется в школе) к сути рассматриваемого дела отношения не имеют.

 

 

4. Он принят за основу сводов гражданских законов более

70 стран мира, где частично, а где и полностью. Даже в океане англосаксонского права есть два островка этого законодатель­ства — штат Луизиана в США и провинция Квебек в Канаде. Он гарантировал гражданские свободы, включая свободу веро­исповедания, и закрепил равенство всех перед законом. Со­временные специалисты называют его «правовым памятником тонкому пониманию юридического устройства государства». О чём идёт речь в этом фрагменте текста?

Небольшой подсказкой при ответе на этот вопрос является упоми­нание бывших французских колоний Квебека и Луизианы, что указы­вает на французское происхождение искомого документа. Очевидно, речь идёт о Кодексе Наполеона 1804 года (или Гражданском кодексе французов).

 

 

5. Д. Коэн и Э. Арато в книге «Гражданское общество и полити­ческая теория» дают определение понятия «гражданское обще­ство»: «Под „гражданским обществом" мы понимаем сферу социальной интеракции между экономикой и государством, состоящую, в первую очередь, из сфер наиболее близкого обще­ния (в частности семьи), объединений (в частности добро­вольных), социальных движений и различных форм публичной коммуникации. Современное гражданское общество создаётся с помощью определённых форм самоконструирования и само­мобилизации. Оно институционализируется и генерализиру­ется посредством законов и в особенности субъективных прав, стабилизирующих социальную дифференциацию. Самосози­дание (независимая деятельность) и институционализация не обязательно подразумевают друг друга, они могут осуществ­ляться независимо друг от друга, но в долгосрочной перспекти­ве оба эти процесса составляют неотъемлемое условие воспро­изводства гражданского общества».

А. Что подразумевают авторы определения, когда говорят о гражданском обществе как сфере «социальной интеракции между экономикой и государством»?

Б. В чём, по мнению авторов определения, проявляется актив­ный характер современного гражданского общества?

В Какой аспект гражданского общества актуализируется ав­торами определения?

Ключевым моментом в этом задании является умение читать и анализировать текст, фиксировать наиболее значимые выводы авто­ров, уметь чётко излагать суть анализируемого отрывка. Также может потребоваться знание используемого авторами термина — «интерак­ция». Интеракция в самом общем смысле означает взаимодействие, взаимопроникновение друг в друга явлений.

Таким образом, выполнение данного задания можно представить следующим образом.

Ответ.

А. Понятием «гражданское общество» авторы охватывают все формы взаимодействия экономики и государства, или отношения между государством и экономикой.

Б. Активный характер современного гражданского общества, по мнению авторов, проявляется в определённых формах самоконструи­рования и самомобилизации.

В. Авторы делают акцент на деятельной и самодеятельной стороне, самоконструировании, самосозидании и самомобилизации граждан­ского общества.

 

 

6. Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них, И. Кант, сформулировал категориче­ский императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров. Категорический импера­тив — это безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, неза­висимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

А. Как же И. Кант определяет категорический императив?

Б. Дайте определение морали.

В. Кто является источником моральных норм?

Типичной ошибкой при определении категорического импера­тива И. Канта является то, что его часто путают с так называемым «золотым правилом нравственности», лежащим в основе многих ми­ровых религий и философских концепций: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Эта формулировка не имеет отношения к категорическому императиву Канта. В категорическом императиве Кант исходит из того, что человек является высшей цен­ностью. Имеется несколько формулировок императива, а в наиболее общем смысле он может быть сформулирован так: «Поступай соглас­но такому закону, который ты пожелал бы в качестве всеобщего».

Существует много определений морали, суть которых можно све­сти к следующему, наиболее общему определению, отвечающему на вопросы, в чём воплощается мораль и какую функцию она выпол­няет, какие цели преследует: «Мораль это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов».

Для ответа на третий вопрос необходимо понимать разницу между моралью и правом: право создаётся государством, мораль — народом (обществом); право закреплено в законах, мораль — нет; за нару­шение норм права применяются санкции государства, за нарушение норм морали — народное (общественное) осуждение. В результате правильным ответом будет народ (или общество).

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.