Задания модуля «Социология» направлены на оценку знания и понимания ученикомсоциоло¬гических понятий, специфики социальных явлений и процессов, проблематики таких тем как этапы развития общества; общество как система; социальные институты и их специфика; социализация и место личности в обществе, а также других тем, входящих в курс обществознания.
Форма социальной общности, когда люди, её составляющие, проживают вне страны происхождения, но сохраняют идентичность со своей Родиной, образуют сплочённые и устойчивые этнические группы, называется:
1) национальное меньшинство,
2) этническое меньшинство,
3) диаспора,
4) территориальная общность.
Комментарий к логике ответа. Территориальная общность — по¬нятие, не имеющее отношения к этничности, соответственно, не может быть верным ответом. Национальное и этническое меньшинство — понятия, относящиеся к сообществам людей, которые проживают на территории какого-нибудь государства, являются его граждана¬ми, но не занимают в составе населения господствующего положе¬ния. Поскольку в вопросе говорится, что общность проживает вне своей страны, эти два варианта также отпадают. Верный ответ — диаспора.
Ответ: 3.
Задания, содержащие несколько вопросов
по одной теме из модуля «Социология»
Задание оценивает верность суждений о конкретном социоло-гическом понятии, явлении, процессе и направлено не только на демонстрацию знания обществоведческого курса, но на выявление способности логического сопоставления двух или более коротких текстов.
Верны ли следующие суждения?
А. Социальная роль — это место личности в обществе.
Б. Социальная роль — это совокупность действий, исполняе-мых человеком в соответствии со своим статусом.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
Комментарий к логике ответа. В данном случае верно только вто¬рое суждение. Понятия «социальная роль» и «социальный статус» тес¬но связаны. Положение человека или его место в системе социальных отношения определяется его статусом. Социальная роль представляет собой динамическую характеристику статуса, особенности испол¬нения предписываемых статусом действий конкретным человеком.
Ответ: 2.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
1. В процессе социализации индивид проходит стадии:
1) индивидуализации, идеализации, профессионализации;
2) детства, молодости, зрелости;
3) адаптации, ассимиляции, актуализации;
4) воспитания, образования, развития.
Ответ: 2.
2. Характерной чертой постиндустриального общества выступает:
1) преобладание сферы услуг;
2) отсутствие классовой структуры общества;
3) преобладание промышленного производства;
4) жёсткость социальных норм.
Ответ: 1.
3. Когда социолог говорит «замужняя женщина», он имеет в виду:
1) присущие ей личностные характеристики;
2) её экономическое положение;
3) её статусную позицию;
4) особенности её социального окружения.
Ответ: 3.
4. Основой социального института выступает:
1) социальный закон,
2) социальная норма,
3) социальный принцип,
4) социальное условие.
Ответ: 2.
5. Агентом социализации, на которого общество официально накладывает обязанности участвовать в данном процессе, является:
1) школа,
2) бабушки,
3) средства массовой информации,
4) друзья.
Ответ: 1.
6. Какой статус относится к предписанному статусу:
1) уровень дохода,
2) образование,
3) национальность,
4) семейное положение?
Ответ: 3.
7. Социальная стратификация — это:
1) деление общества на руководителей и подчинённых;
2) дифференциация общества на социальные страты в иерархи¬ческом ранге;
3) отделение церкви от государства;
4) взаимная зависимость социальных групп.
Ответ: 2.
8. Перемещения людей внутри социального пространства характеризуют:
1) социальную стратификацию,
2) социальную мобильность,
3) социальную дифференциацию,
4) социальную маргинализацию.
Ответ: 2.
9. Изменение социального статуса детей по отношению к родителям получило название:
1) межпоколенной мобильности;
2) горизонтальной мобильности;
3) вертикальной мобильности;
4) социальной зависимости.
Ответ: 1.
10. Девиантное поведение — это:
1) любые изменения в жизни человека;
2) несоблюдение принятых в обществе и государстве неофици¬альных и официальных норм;
3) повышение по службе;
4) развод.
Ответ: 2.
11. Признак нации — это:
1) единое гражданство;
2) общность исторического пути и социально-экономического пространства;
3) общность вероисповедания;
4) общность имущества.
Ответ: 2.
12. Наиболее часто встречающийся в конкретном обществе тип личности обозначается термином:
1) конфликтная личность,
2) модальная личность,
3) авторитарная личность,
4) идеальная личность.
Ответ: 2.
13. Взрослый человек, которому необходимо для выполнения профессиональных обязанностей пройти этап переподготов¬ки, находится в состоянии:
1) социализации,
2) ресоциализации,
3) десоциализации,
4) протосоциализации.
Ответ: 2.
14. Семья, состоящая из супружеской пары с детьми, называется:
1) гражданской,
2) коллективистской,
3) нуклеарной,
4) полигамной.
Ответ: 3.
15. Исторически сложившаяся устойчивая система организации и управления совместной деятельностью людей, обеспечивающая достижение ими определённых целей, называется:
1) социальной группой;
2) социальным институтом;
3) социальной общностью;
4) этносом.
Ответ: 2.
16. Любая социальная норма:
1) выражается в официальной форме;
2) является обязательным правилом поведения;
3) обеспечивается принудительной силой государства;
4) регулирует общественные отношения.
Ответ: 4.
17. Для неформальных малых групп характерно:
1) наличие средств и ресурсов осуществления деятельности;
2) разделение труда и специализация в выполнении функций;
3) личностный характер взаимоотношений;
4) наличие комплекса взаимосвязанных норм и правил.
Ответ: 3.
18. Социальная мобильность — это:
1) изменение уровня жизни;
2) всякое перемещение людей внутри социального пространства;
3) перемена религиозной веры;
4) поездка к друзьям в другой город во время отпуска.
Ответ: 2.
19. Кровнородственные общности представляют собой следующую эволюционную цепочку:
1) семья — клан — племя — народность — нация;
2) семья — клан — племя — нация — народность;
3) семья — племя — клан — народность — нация;
4) клан — семья — племя — народность — нация.
Ответ: 1.
20. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной мораль¬ной ответственностью и взаимопомощью, — это:
1) род,
2) племя,
3) семья,
4) коллектив.
Ответ: 3.
21. Взаимосвязь всех сфер жизнедеятельности общества достигается:
1) политической борьбой;
2) целостностью общества как системы;
3) законодательной деятельностью;
4) определяющим влиянием экономических связей.
Ответ: 2.
22. Процесс освоения человеком навыка и опыта быть успешным членом общества называется:
1) специализацией,
2) квалификацией,
3) социализацией,
4) легитимацией.
Ответ: 3.
23. В социальных науках выделяют ряд событий, которые оказали значительное влияние на формирование современного общества. Какое из перечисленных событий к ним не относится:
1) промышленная революция,
2) эпоха Возрождения,
3) Великая французская революция,
4) эпоха Просвещения.
Ответ: 2.
24. Процесс модернизации рассматривают как распростране¬ние таких ценностей как:
1) семейные,
2) рациональные,
3) религиозные,
4) коллективные.
Ответ: 2.
25. Гендерный стереотип связан с такой характеристикой человека как:
1) возраст,
2) национальность,
3) профессия,
4) пол.
Ответ: 4.