logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Задание 1.

Определите, сколько правителей побывало:

(А) На киевском великокняжеском столе в течение первой половины XI века. (Б) На московском княжеском столе за первую половину XIV века.

(В) На царском престоле за вторую половину XVII века.

(Г) На императорском престоле за первую половину XVIII века. (Д) На императорском престоле за первую половину XIX века.

Обратите внимание: следует учитывать всех правителей, в том числе и тех, чье правле­ние только началось или только закончилось в рамках указанного периода. Регенты при ма­лолетних правителях не учитываются.

А

Б

В

Г

д

 

 

Задание 2.

Определите, входили ли нижеперечисленные города в состав России (СССР) на указан­ные годы.

Примечание: в таблицу надо вписать один из следующих возможных ответов:

(А) Город не существовал.

(Б) Город существовал, но не принадлежал России (СССР).

(В) Город был занят русскими войсками в ходе войны, однако его государственная при­надлежность не была оформлена мирным договором.

(Г) Город находился в составе России (СССР).

Современное название города

1520 год

1678 год

1710 год

1825 год

1953 год

Азов

Ивангород

Киев

Смоленск

Ташкент

 

 

Задание 3.

Прочитайте отрывок из исторического документа:

«...Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы... императорский всероссийский престол восприняли и... обещаемся: 1) Ни с кем войны не всчинять. 2) Миру не заключать. 3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать. 4) В знатные чины... выше полковничья ранга не жаловать... 5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать. 6) Вотчины и деревни не жаловать. 7) В при­дворные чины как русских, так и иноземцев без совету Верховного тайного совета не произ­водить. 8) Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать.

А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны рос­сийской».

О каком историческом документе идет речь?

 

 

Задание 4.

Ниже перечислены чины, должности и регалии, относящиеся к трем историческим деятелям разных эпох. Известно также, что их перечень дан на строго определенный момент карьеры исторического деятеля, то есть он имел эти чины, занимал эти должности и обладал этими регалиями одновременно или в течение очень короткого времени.

 

 

Задание 5.

Определите, сколько правителей побывало:

(А) На киевском великокняжеском столе в течение второй половины X века. (Б) На московском княжеском столе за вторую половину XIV века,

(В) На московском великокняжеском столе за первую половину XVI века. (Г) На императорском престоле за первую половину XVIII века.

(Д) На императорском престоле за вторую половину XIX века.

Обратите внимание: следует учитывать всех правителей, в том числе и тех, чье правле­ние только началось или только закончилось в рамках указанного периода. Регенты при ма­лолетних правителях не учитываются.

А

Б

В

Г

Д

 

 

Задание 6.

Определите, входили ли нижеперечисленные города в состав России (СССР) в указанные годы?

Примечание: в таблицу следует вписывать один из следующих возможных ответов:

(А) Город не существовал.

(Б) Город существовал, но не принадлежал России (СССР).

(В) Город был занят русскими войсками в ходе войны, однако его государственная при­надлежность не была оформлена мирным договором.

(Г) Город находился в составе России (СССР).

Современное название города

1520 год

1678 год

1710 год

1825 год

1953 год

Албазин

Ивангород

Львов

Киев

Смоленск

 

 

Задание 7.

Прочитайте отрывок из исторического документа:

«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великой и тяж­кой скорбью преисполняют сердце Наше... Мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходи­мым...

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действи­тельной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе ... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав...

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы».

О каком историческом документе идет речь?

 

 

Задание 8.

Ниже перечислены чины, должности и регалии, относящиеся к трем историческим дея­телям разных эпох. Известно также, что их перечень дан на строго определенный момент карьеры исторического деятеля, то есть он имел эти чины, занимал эти должности и обладал этими регалиями одновременно или в течение очень короткого времени.

(А) Генерал-фельдмаршал; (Б) кавалер ордена Красного Знамени Хорезмской народной советской республики; (В) президент Военной коллегии; (Г) генерал-губернатор Полоцкой и Могилевской губерний; (Д) член ЦК ВКП(б); (Е) ближний боярин; (Ж) член ЦИК; (И) нар­ком иностранных дел; (К) судья Малороссийского приказа; (Л) кавалер ордена Андрея Пер­возванного.

Распределите чины, должности и регалии по историческим деятелям. Определите с точно­стью до половины века, о каком времени идет речь в каждом случае. Ответ представьте в форме таблицы:

Исторический

Чины, должности и регалии

Время

деятель

(буквы)

(половина века)

1

2

3

 

 

Задание 9.

Дополните таблицу «Мирные договора Российской империи», используя следующие данные. Приобретенные территории: (А) города Ардаган, Каре, Батум, Баязет в Закавказье; (Б) терри­тория между Южным Бутом и Днестром с г. Очаков; (В) Эриванское и Нахичеванское ханства; (Г) Устье Дуная с островами и восточное побережье Черного моря с г. Анапа; (Д) ряд крепостей в Крыму и Северном Причерноморье - Керчь, Еникале, Кинбурн. Год подписания: 1774, 1791, 1828, 1829, 1878.

Название мирного договора

Год

Приобретенные территории

подписания

(буква)

Адрианопольский мир

Кючук-Кайнарджийский мир

Сан-Стефанский мир

Туркманчайский мир

Ясский мир

 

 

Задание 10.

Соотнесите имена правителей и государственные учреждения, упраздненные в период их правления:

(А) Анна Иоанновна   (1) Коммерц-коллегия

(Б) Екатерина II        (2) Верховный тайный совет

Ответ:

(В) Александр I   (3) Приказ тайных дел (Г) Федор Алексеевич      (4) Военная коллегия

А

Б

В

Г

 

 

Задание 11.

Как известно, в Советском государстве должности руководителя партии и главы государ­ства различались.

Ответьте, совпадали ли они в указанные годы («да» или «нет»)?

1934 год

1989 год


 

 

Задание 12.

На карте мира увековечены имена многих русских землепроходцев и исследователей. В память о каких открытиях, совершенных этими людьми, названы перечисленные ниже географические объекты? Укажите (по возможности точнее), в какое время они были совер­шены.

Географический объект

Географическое открытие

Время

Мыс Дежнева

Море Беллинсгаузена

Мыс Папанина

Пролив Невельского

Остров Лисянского

Остров Чирикова

Архипелаг Седова

 

 

Задание 13.

С какими из перечисленных государств наша страна граничила по суше на обозначенные даты? Отметьте соответствующие поля таблицы знаком «+».

Название государства

1600 год

1800 год

1950 год

Австрия

Китай

Польша

Турция

Швеция

 

 

Задание 14.

Историку свойственно размышлять над тем, как медленно и незаметно для современни­ков меняется устройство государства и общества.

Предложенные ниже темы связаны с анализом того, что изменилось в положении людей определенного социального слоя за несколько поколений.

Выберите одну из них и напишите сочинение.

Основное внимание следует обратить на следующие вопросы:

Какие права признавались за этими людьми и каковы были обязательства этих людей перед государством? Исполнение какой службы или несение каких повинностей требовалось от них?

Каково было их положение в обществе? Возможно ли для них было участие в государ­ственном управлении или самоуправлении?

За счет чего жили эти люди? В чьей собственности, с точки зрения государства, нахо­дились источники их существования и в какие отношения вступали люди между собой, ис­пользуя их?

Темы

1. Сравните положение киевского дружинника первой половины X века и его потомка, киевского дружинника начала XIII века.

2. Сравните положение помещика первой половины XVI века и его потомка, провинци­ального дворянина последней четверти XVIII века.

3. Сравните положение рабочего на крупном металлургическом заводе промышленного Юга России в 1903 году и его потомка, рабочего на том же заводе в 1953 году.

Оценивать ответ следует, исходя из следующих критериев:

1. Умение формулировать проблему и видеть ее с разных сторон.

2. Владение фактическим материалом, умение использовать его для аргументации своей точки зрения.

3. Владение научной терминологией, ясность научной речи.

4. Умение формулировать выводы.

 

 

 

 

 

Задание 15.

В исторической лексике есть понятия, образованные от фамилий исторических деятелей, по разным причинам вошедших в российскую историю.

Перед вами три таких понятия:

А) антоновщина;

Б) распутинщина;

В) хованщина.

Выполните следующие задания:

1. Приведите краткое определение каждого понятия.

2. Укажите хронологические рамки периода, которому соответствует данное понятие.

3. Назовите фамилию исторической личности, с деятельностью которой связано появ­ление данного понятия. Кем был этот исторический деятель?

 

 

 

Задание 16.

Изучите таблицу:

Наименование фракции

Количество членов фракции

«А»

176

Октябристы

16

Трудовики (члены «Трудового союза»)

96

Социал-демократы (меньшевики)

18

Автономисты

70

Прогрессисты

12

Независимые кандидаты

100

Выполните следующие задания:

О составе какого государственного органа идет речь?

Данные о каком созыве этого органа представлены в таблице? Укажите даты его ра­боты.

Определите пропущенное в таблице название политической фракции («А»), Назовите одного из лидеров фракции и два наиболее важных, на ваш взгляд, положения ее программы.

 

 

Задание 17.

В исторической лексике есть понятия, образованные от фамилий исторических деятелей, по разным причинам вошедших в российскую историю.

Перед вами три таких понятия:

А) ежовщина;

Б) пугачевщина;

В) махновщина.

Выполните следующие задания:

Приведите краткое определение каждого понятия.

Укажите хронологические рамки периода, которому соответствует данное понятие.

Назовите фамилию исторической личности, с деятельностью которой связано появ­ление данного понятия. Кем являлся этот исторический деятель?

 

 

Задание 18.

Каков был статус нижеперечисленных городов в указанные годы?

Примечание: следует вписать один из следующих возможных ответов:

А) Город не существовал.

Б) Город существовал, но не принадлежал России (СССР).

В) Город находился в составе России (СССР).

Г) Город был занят русскими войсками в ходе войны, однако его государственная при­надлежность не была оформлена мирным договором.

Ответ оформите в виде таблицы:

Современное название города

1547 год

1654 год

1721 год

1801 год

1922 год

Волгоград

Могилев

Находка

Ростов Великий

Смоленск

 

 

Задание 19.

Изучите таблицу:

Наименование фракции

Количество членов фракции

Кадеты

59

Консерваторы

32

Националисты и умеренно-правые

88

«А»

98

Правые

65

Прогрессисты

48

Трудовики

37

Беспартийные и малые фракции

25

Выполните следующие задания:

О составе какого государственного органа идет речь?

Данные о каком созыве этого органа представлены в таблице? Укажите даты его ра­боты.

Определите пропущенное в таблице название политической фракции («А»), Назовите одного из лидеров фракции и два наиболее важных, на ваш взгляд, положения ее программы.

 

 

 

Задание 20.

«Даже если бы русские земли объединенными усилиями выступили против монгольских завоевателей, им все равно не удалось бы сдержать их натиска». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ поясните.

 

 

Задание 21.

В чем заключается историческое значение «крестоцеловальной записи»-Василия Шуй­ского?

 

 

Задание 22.

События 14 декабря 1825 года по-разному оцениваются историками: бунт, восстание, путч, революция, дворцовый переворот. Какова ваша точка зрения? Свой ответ обоснуйте.

 

 

Задание 23.

Каким образом геополитическое положение России отображено в современной государ­ственной символике?

 

 

Задание 24.

Оцените роль Коммунистической партии как элемента политической системы Советского государства на разных этапах его существования.

Оценивать ответ следует, исходя из следующих критериев:

Умение формулировать проблему и видеть ее с разных сторон.

Владение фактическим материалом, умение использовать его для аргументации своей точки зрения.

Владение научной терминологией, ясность научной речи.

Умение формулировать выводы.


 

 

Задание 25.

В 1905 году император Николай II пожаловал С. Ю. Витте титул графа. Однако в обще­стве за С. Ю. Витте закрепилось ироничное прозвище «граф Полусахалинский». Какие за­слуги были отмечены императором? Что отразилось в этом прозвище?

 

 

Задание 26.

По мнению В. О. Ключевского, деятельность князя Андрея Боголюбского «была попыт­кой произвести переворот в политическом строе Русской земли». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ поясните.

 

 

Задание 27.

В русском языке есть устоявшиеся выражения (фразеологизмы), происхождение которых связано со значимыми событиями в истории российской государственности. К их числу от­носится фразеологизм «Шемякин суд».

Выполните следующие задания:

Укажите, с каким историческим событием связано появление данного выражения.

Каково значение этого фразеологизма?

 

 

 

 

Задание 28.

Определите, какие приведенные в таблице понятия отражают политические и социально-экономические отношения периода правления нижеперечисленных лиц.

Понятия

Ярослав Мудрый

Иван IV

Алексей Михайлович

Елизавета Петровна

Николай I

Боярин

Военные поселения

Подушная подать

Смерд

Ясак

Примечание: в графы таблицы следует вписать слова «да» или «нет».

 

 

Задание 29.

Известно, что Алексея Михайловича называли «Тишайший». Оправданно ли? Свой ответ поясните.

 

 

Задание 30.

Характеризуя события декабря 1825 года, Николай I писал: «по окончании процесса... я прикажу отслужить по всей империи... молебен, чтобы возблагодарить провидение зато, что оно уберегло нашу империю от опасности, столь грозной, как и опасность 12 года». Обосно­ванна ли такая оценка? Свой ответ поясните.

 

 

 

 

Задание 31.

Перед вами изображение одного из па­мятников, посвященных героической борьбе и мужеству советского народа в Великой Отечественной войне (фото монумента "Родина-мать").

Выполните следующие задания:

Укажите название памятника и место его расположения.

В ходе какой наступательной опе­рации был освобожден город, в котором расположен памятник? Укажите ее даты.

Какое из сражений Великой Отечественной войны, на ваш взгляд, стало наиболее значимым для победы? Свой ответ аргументируйте.

 

 

Задание 32.

Титул правителя Российского государства изменялся по мере расширения территории и в связи с геополитическим положением страны. Например, полный титул Императора Рос­сии в начале XX века был таким:

«Божиею поспешествующею милостию, Император и Самодержец Всероссийский, Мос­ковский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Фин­ляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полот- ский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витеб­ский, Мстиславский и всея северныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталин- ския и Касардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных

Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».

Выполните следующие задания:

1. Укажите, в связи с какими событиями и при каком правителе России появились в титулатуре нижеперечисленные элементы. Ответ оформите в виде таблицы:

Элемент титула

Имя правителя

Событие, с которым связано появление титула

Царь Казанский

Царь Польский

Государь Турке­станский

Герцог Ольден­бургский

2. Справедливо ли утверждение, что все названные титулы следуют друг за другом в хронологическом порядке присоединения соответствующих земель к Российскому госу­дарству? Свой ответ обоснуйте.

 

 

Задание 33.

По словам В. О. Ключевского, Московское государство «родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ поясните.

 

 

Задание 34.

В русском языке есть устоявшиеся выражения (фразеологизмы), происхождение которых связано со значимыми событиями в истории российской государственности. К их числу относится фразеологизм «по Сеньке и шапка».

Выполните следующие задания:

Укажите, с каким историческим событием связано появление данного выражения.

Каково значение этого фразеологизма?

 

 

Задание 35.

Определите, какие приведенные в таблице понятия отражают политические и социально-экономические отношения периода правления нижеперечисленных лиц.

Понятия

Александр Невский

Иван IV

Федор Алексеевич

Анна Иоанновна

Николай I

Ассигнация

Баскак

Коллегия

Почетный гражданин

Окольничий

Примечание: в графы таблицы следует вписать слова «да» или «нет».

 

 

 

 

 

Задание 36.

Какой могла стать форма правления Российского государства, если бы «крестоцеловальная запись» Василия Шуйского оставалось действительной длительное время? Свой ответ поясните.

 

 

Задание 37.

А. И. Герцен полагал, что «декабристам на Сенатской площади не хватило народа». Од­нако, как известно, большинство лидеров декабристов не планировали привлекать народные массы. Чем объяснялась такая позиция? Свой ответ поясните.

 

 

 

Задание 38.

Титул правителя Российского государства изменялся по мере расширения территории и в связи с геополитическим положением страны. Так, полный титул Императора России в начале XX века был таким:

«Божиею поспешествующею милостию, Император и Самодержец Всероссийский, Мос­ковский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Фин­ляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полот- ский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Касардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наслед­ный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».

Выполните следующие задания:

1. Укажите, в связи с какими событиями и при каком правителе России появились в титулатуре нижеперечисленные элементы. Ответ оформите в виде таблицы:

Элемент титула

Имя правителя

Событие, с которым связано появление титула

Царь Астрахан­ский

Князь Эстлянд- ский

Государь Турке­станский

Наследник Нор­вежский

2. Справедливо ли утверждение, что все названные титулы следуют друг за другом в хронологическом порядке присоединения соответствующих земель к Российскому госу­дарству? Свой ответ обоснуйте.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.