logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности учащихся “Мой край. Тропа познаний” создана для учащихся 8-х классов для расширения знаний о своей Родине, об истории становления и развития Ульяновской области.

В своей основе опирается на программу туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации “Отечество”, утвержденную заместителем министра общего и профессионального образования РФ и председателем Союза краеведов России. Но темы изучения выбраны самостоятельно, исходя из особенностей Ульяновской области, а также опираясь на методические рекомендации по организации предпрофильной подготовки к преподаванию географии в старшей школе.

Цель программы:  воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи программы:

Углубить и расширить знания о хозяйстве своего края, о занятости населения;

Сформировать у учащихся навыки исследовательской работы;

Научить пользоваться разными методами исследования;

Привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, расширить познавательную деятельность;

Сформировать у детей умения, необходимые для решения конкретных практических задач курса: читать и сопоставлять тематические карты, строить графики, диаграммы, работать со статистическим материалом, проводить социологические исследования, использовать различные источники получения информации;

Воспитать творческую, инициативную личность, способную видеть проблемы и принимать решения.

Программа представляется особенно актуальной, так как вооружает учащихся знаниями, необходимыми в повседневной жизни, в будущей трудовой и бытовой деятельности, - от знаний обычаев и традиций своего народа, до выбора места жительства, профессии.

Содержание программы позволяет познакомить учащихся с основными видами хозяйственной деятельности; расширяет знания учащихся о профессиях, их специализации, о занятости населения в регионе, о востребованных специальностях в регионе.

Данная программа позволяет максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного краеведения. Кроме этого, программа позволяет познакомить с историей и становлением хозяйства родного края тех учащихся, которые не изучают краеведение по школьной программе.

С помощью данной программы можно не только закреплять и расширять знания, полученные на уроках, прививать патриотические чувства и нравственные качества, но и выявлять творческие наклонности, прививать практические навыки в ходе исследовательской деятельности экскурсий самими учащимися. Учащиеся активно включаются в практическую работу по познанию истории – поиск, анализ, восстановление, оформление.

Методы исследования:

Исторический;

Социологический;

Статистический;

Картографический;

Наблюдение;

Сравнение;

Проектирование;

Частично-поисковый.

В ходе изучения тем программы у школьников могут быть сформированы следующие умения и навыки:

Выделять главные и наиболее интересные факты в исследуемых процессах и явлениях;

Проводить социологические исследования и обрабатывать результаты;

Работать с дополнительной литературой, делать ее анализ;

Оперировать историческими данными;

Читать и анализировать тематические карты;

Анализировать исторические явления и события;

Давать самостоятельную оценку историческим фактам и личностям;

Публично выступать перед любой аудиторией;

Правильно, выразительно и логично доносить материал.

Реализация программы осуществляется следующими формами и методами работы: включены лекции и беседы по истории родного края, изучению основ производственной деятельности, экскурсионные поездки по Ульяновской области (целью которых является получение глубоких знаний по истории нашего края, используя наглядно-образное восприятие детей), при этом учтено резервное время на изучение более сложных тем курса.

Содержание каждой темы программы предусматривает самостоятельную работу учащихся, выполнение практических занятий, семинары, которые подразумевают исследовательскую деятельность учеников.

Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации.

Форма организации: занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (улицы, лес, достопримечательности и пр.). Деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д.

Данная программа ориентирована на детей школьного возраста среднего звена (14 лет).

Результатом освоения программы является удовлетворение потребностей детей в получении глубоких знаний о родном Симбирском-Ульяновском крае, его истории, культуре.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали и пр.


Содержание программы

1. Введение в программу (1 час).

Инструктаж по технике безопасности, подведение итогов работы за прошлый год, знакомство учащихся с требованиями к членам кружка, с примерным планом работы на год.

В результате проведенных занятий учащиеся должны знать ТБ, познакомиться с примерным планом работы в 2016-2017 уч.году, принять активное участие в его разработке и утверждении.

2. Природно-этнографическое развитие территории (7 часов)

Природно-этнографические факторы заселения территории края. Их влияние на образ жизни населения и процесс формирования личностных качеств. Трудовые навыки населения родного края, исторический аспект их формирования. Народные промыслы жителей Ульяновской области. Выдающиеся люди края. Значение их деятельности в изучении и развитии края, всей страны. Конкурс “Эти знакомые незнакомцы”. Судьба семьи в судьбе родного края. Семейные традиции, династии. Нравственно-ценные ориентации поколений. Составление генеалогического древа семьи “Моя родословная в народных промыслах”.

3. История развития хозяйства Ульяновской области (6 часов).

Лекция: “Промыслы крестьян Симбирской губернии”. Первые мануфактурные предприятия края. Развитие хозяйства и возникновение промышленных центров. Годы ВОВ. Эвакуация промышленных предприятий на территорию области. Послевоенное развитие хозяйства края.

70-е годы. Перевооружение промышленности. Экскурсия на Патронный завод имени Володарского. Отчет по экскурсии. Игра “Путешествие по родному краю”.

4. Структура современной промышленности (2 часа).

Вводная лекция “Структура современной промышленности области”. Занятость населения по сферам производства. Рынок труда.

5. Межотраслевые комплексы Ульяновской области, состав, значение (14 часов).

Выбор изучаемого предприятия города, определение целей и задач исследования. Знакомство с литературой, с планом исследовательской деятельности по данной теме, учет предложений детей, утверждение. Изучение плана исследовательской работы. Подготовка программы сбора материала. Экскурсия на ОАО “Комета”. Отчет по экскурсии. Распределение тем и видов работы, определение сроков их выполнения. Определение форм, методов и приемов работы. Определение ожидаемых результатов по каждому разделу плана. Изучение опубликованной литературы и других источников по теме исследования. Проведение экскурсий для школьников по выбранным предприятиям. Выявление и изучение документальных источников, хранящихся в местных архивах, музеях (по возможности). Консультация, координация и контроль учителя за работой учащихся. Проверка достоверности собранного материала, обработка, систематизация и оформление. Презентация исследовательских работ учащихся.

6. Перспективы развития хозяйства Ульяновской области (3 часа).

Социологическое исследование: “Промышленный потенциал Заволжья”. Положение на рынке труда, проблемы трудоустройства на предприятия города. Конкурс творческих работ.

7. Внешние экономические связи Ульяновской области (2 часа).

Вводная лекция “Внешние экономические связи Ульяновской области”. Игра: “Умники и умницы”.

8. Проблемы экологии города и области (19 часов).

Значение природы в жизни населения края. Взаимодействие общества и природы. Растительность, растительные комплексы и флористические особенности края. Заповедные уголки. Охрана растений и растительных комплексов. Растения, занесенные в “Красную книгу” и в список сокращающих свой ареал растений на территории области. Изменения в природе в связи с ростом города, развития промышленности и сельского хозяйства. Город как среда жизни человека и загрязнитель природы. Мои двор, подъезд, квартира. Составление схемы “Экологические факторы городской среды” на примере Заволжского района г. Ульяновска.

Загрязнение воздушной среды в городе. Пылевое загрязнение. Вред, наносимый загрязнением воздуха человеку и окружающей среде. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Влияние автомобильного транспорта на атмосферу. Загрязнение водных объектов и питьевой воды. Анализ качества питьевой воды. Экскурсия на предприятие для знакомства с очистными сооружениями и методом очистки воды. Охрана родников и ключей. Оформление материалов для экологической тропы на остановках “Водоем”, “Родники”. Твёрдые бытовые отходы. Определение количества мусора, образующегося за сутки в семье. Потери почвы и её охрана. Дороги, тротуары, автомобильные стоянки, гаражи-ракушки. Парк им. 40-летия ВЛКСМ – как искусственная экосистема. Инвентаризация зелёных насаждений парка. Проект “Дизайн-парка”. Подготовка выступлений и презентаций проектов. Памятные объекты Ульяновска и Ульяновской области. Состояние и охрана. Отражение природы в народных промыслах, народном творчестве. Благоустройство города и области. Достопримечательности города и области. Практическая работа “Открытие экологической тропы”

9. Формирование основ здорового образа жизни (8 часов).

Экология и здоровье. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Экскурсия в лес с целью изучения полезных свойств местных растений. Радиационная обстановка в области, районе. Влияние радиоактивных загрязнений на здоровье человека. Природные условия и образ жизни человека. Исследования СЭС, поликлиники, медицинского кабинета школы, состояния здоровья детей школьного и дошкольного возраста. Причины, вызывающие заболевания.

Здоровый образ жизни.

10. Заключение (4 часа).

Деловая игра “Мой край родной”. Семинар: “Мой город и его будущее”. Подведение итогов работы за год. Обсуждение отчетов и полученных результатов. Выставка работ учащихся.

Задание на лето.

 

Информационные ресурсы:

для педагогов:

1. Краеведение в школе. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2009 – 78 с.

2. Лихачев Д.С. Земля родная. – М.: Просвещение, 2012 -200 с.

3. Журналы “Мономах” № 1 – 50., 2014-2016.

4. Касимов Ф. Между Камой и Черемшаном: Очерки по истории Среднего Заволжья – Ульяновск: Симбирская книга, 2009. – 50 с.

5. Российский патриотизм: исторический опыт, современное состояние и перспективы: Сборник научных трудов областной научно-практической конференции / под редакцией Т.Б. Табардановой. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009. – 112 с.

6. Роль краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения: Сборник материалов 2 межрегиональной научно-практической конференции / под редакцией Т.Б. Табардановой. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010. – 96 с.

7. Путеводитель по музеям муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009. – 84 с.

для учащихся:

1. Верещагин. Прошлое нашего края. – Ульяновск. – 1968. – 150 с.

2. Географическое краеведение.// Корпорация технологий продвижения.- Ульяновск. – 2013.

3. Газета “Дыхание Земли”. – 2010.- №343.

4. Ежемесячное информационное издание “Наука и производство”.

5. Историческое краеведение: учебное пособие - Ульяновск. - 2001.

6. Кальянов К.С., Веснина Г.З. География Ульяновской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов.- Ульяновск.- 2002.

7. “Мы можем делать все”.// Ульяновская правда – 2000 – 2 декабря.

8.Путеводитель по археологическим памятникам. – Ульяновск: Приволж. кн. изд., 1990. – 60 с.

9. Ромашкин И.С. Очерки по экономике Симбирской губернии 17-19 в.в. – Ульяновск, 1961.

10. Симбирская Ульяновская энциклопедия. – Ульяновск: Симбирская книга, Т.1,2000., Т.2. - 2004.

11.Симбирск и его прошлое. – Хрестоматия краеведческих текстов. – Ульяновск. – Лаборатория культурологи, 1993. – 120с.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.