logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Упражнение 1. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.

Каждое слово, кроме служебных слов, имеет значение; только одни слова имеют одно значение: карандаш, автобус, изречение, а другие – несколько: дом, нос, отметка, путь. Однозначных слов в языке сравнительно немного. Гораздо больше слов многозначных, имеющих по два, три, четыре и более значений. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано 26 значений слова идти. Наличие у слова нескольких (двух и более) значений называется многозначностью или полисемией (от греческого poly – «многое» и sema – «знак»). Чем больше в языке многозначных слов, тем богаче язык.

В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.

Метафора – это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) – и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).

Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).

Синекдоха – это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) – списки лиц (списки людей); голова (часть тела) – отчаянная голова (человек).

 

 

Упражнение 2. Используя приводимые ниже клише (то есть устойчивые обороты), присущие научной речи, составьте и напишите реферат по одной главе или по одному параграфу учебника физики, биологии, химии, русского языка.

В работе (книге, статье, параграфе) анализируется проблема (даётся характеристика, излагается теория, исследуется проблема, обосновывается тезис, обобщается опыт, описывается теория, освещается проблема, показывается сущность, приводится анализ, разбирается проблема, дано описание)...

Автор анализирует проблему (выявляет сущность, затрагивает вопрос, решает комплекс задач)...

В связи с этим автор касается (выделяет)...

Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными примерами...

По мнению автора, ...

Как отмечает (считает) автор, ...

Вместе с тем, как подчёркивает автор, ...

Особое внимание уделяется...

Важное значение имеет...

Далее освещается проблема (вопрос)...

Характеризуя значение (чего?), автор пишет (отмечает, замечает, подчёркивает): «...».

В этой связи раскрываются также причины...

Касаясь причин..., автор подчёркивает, что...

Во-первых,... во-вторых,... в-третьих,...

Эта проблема может быть рассмотрена в двух основных аспектах:...

В следующей главе прослеживается...

Здесь подчёркивается...

Примером этого могут служить...

При этом подробно освещается роль...

В частности, отмечается, что...

Подчёркивается исключительная важность...

Этот тезис иллюстрируется примером.

«...», – указывает в связи с этим автор.

Это положение подкрепляется, в частности, примером...

В заключение автор делает вывод...

В итоге делается следующий вывод: «...».

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.