logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели: познакомить детей со свойствами пластилина; раскрыть содержание понятий «пластилин», «приемы работы», «сборка»; учить работать по плану.

Планируемые результаты: дети научатся поиску информации, работать по плану, сотрудничать, слушать и понимать других, анализировать предлагаемые задания, организовывать свою дея­тельность, оценивать результат деятельности: проверить изделие в действии, корректировать при необходимости.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, пласти­ковая крышка, пластилин, подкладная дощечка, стеки, на каж­дой парте в конверте разрезные буквы: Л, П, А, Н, И, Л, С, Т, И, на доске записано название изделия, правила поведения при работе с пластилином (на слайде или распечатать для каждого ученика или одно на парту).

Ход урока

Организационный момент

Самоопределение к деятельности

- Попробуйте из данных Пуки выложить слово. Какое слово у вас получилось? (Пластилин.)

ЛПАНИЛСТИ

- Сегодня мы будем работать с этим материалом. А что будем из него делать, узнаете, если отгадаете загадку.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички

Белые реснички. (Ромашка.)

- Предположите, что мы будем делать на уроке. (Наверное, лепить из пластилина ромашку.)

- И не просто ромашку, а целую ромашковую поляну. Про­читайте название изделия с доски. («Ромашковая поляна».)

Работа по теме урока

1.Работа по учебнику

- Рассмотрите фотографии. Назовите материалы. (Глина, пла­стилин.)

- Какими одинаковыми свойствами они обладают? (Они пла­стичны, из них можно лепить.)

- Глина — природный материал для лепки. А пласти­лин? Прочитаем об этом в «Словарике юного технолога». (Пластилин — искусственный материал для лепки.)

Пластилин — пластичный материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окра­шивается в различные цвета. Служит для выполнения эскизов, небольших моделей, произведений малых форм.

- Кто уже знает, как называются инструменты, которые нам помогают при работе с пластилином? (Стеки.)

- Рассмотрите их в учебнике.

- Рассмотрите приемы работы с пластилином. Расскажите по очереди друг другу правила работы с пла­стилином. Какой прием непонятен?

(Дети работают в паре. Если есть вопросы, учитель показывает этот прием.)

- Кто уже работал с этим материалом? Расскажите по своему опыту, какие правила работы с пластилином нужно соблю­дать. (Ответы детей.)

 «Правила поведения при работе с пласти­лином».

Составим план работы. Ответьте на вопросы юного техно­лога в учебнике на с. 21. (Примерный ответ: 1. Буду делать ромашковую поляну. 2. Мне понадобятся пластилин, стека, пластиковая крышка. 3. Буду выполнять работу, размазы­вая пластилин по крышке, использую приемы скатывания и сплющивания. 4. Буду работать по готовому плану в учеб­нике на с. 20. 5. Изделие украсит мой творческий уголок в комнате, можно подарить другу, бабушке. 6. Научусь вы­полнять аппликацию из пластилина.)

2.Работа с мультимедийной установкой.

(Просмотр презентации.)

Физминутка

Продолжение работы по теме урока

1.Пальчиковая гимнастика

Давайте подготовим свои пальчики работе.

Пара ножниц есть у нас,

Пригодится нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный?

(Дети сжимают кулачки, выпрямляют указательные и сред­ние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начина­ют «резать» ими воображаемую бумагу. Упражнение повторить 3—4 раза.)

2.Творческая работа

(Дети самостоятельно выполняют свое изделие. Учитель ока­зывает индивидуальную помощь.)

Рефлексия

- Что было трудным?

Оценка своего изделия

Выставка работ

(Дети выходят к доске с поделками по рядам.)

- Какая поделка вам больше всего понравилась? Почему?

Итог урока

- Какие приемы работы с пластилином вы запомнили?

Дополнительный материал

Пластилиновое чудо

Урок труда идет у нас.

Из пластилина лепит класс

Медведей, зайцев и собак,

А у меня опять никак,

Никак не получается!

Урок уже кончается...

Ко мне учитель подошел

И вдруг воскликнул:

— Хорошо!

Ребята, все смотрите,

Какой верблюд у Вити!

Ребята смотрят на меня,

Как будто видят чудо.

А я молчу.

Ведь я коня лепил, а не верблюда!

С. Баруздин

Из чего делают пластилин?

Давай вместе подумаем, из чего можно сделать пластилин. Из дерева? Нельзя, дерево хрупкое. Из камня? Нельзя, камень твердый. Из песка? Нельзя, песок рыхлый. Из глины? Можно! Глина мягкая, в руках подат­ливая. Лучший материал для получения пластилина.

Но глина сохнет. А сохнет она оттого, что содержит воду. Вода испа­рилась, глина затвердела, потрескалась, рассыпалась. Пластилин никогда не сохнет, не трескается, не рассыпается. Значит, пластилин содержит не воду, а что-то еще. Что? Молоко? Нет, молоко тоже испаряется. Бен­зин? Нет, и бензин испаряется. Смолу? Нет, смола твердеет. Воск? Да! Воск не сохнет и легко размягчается от тепла, даже от прикосновения теплой руки. Пластилин тем и хорош, что легко мнется руками. Чем боль­ше его мять, тем мягче он становится.

Но глина желтая. Воск тоже желтый. А пластилин бывает красный, синий, зеленый, голубой. Почему? Об этом легко догадаться. Одежда,

которую мы носим, тоже разноцветная. Почему? Стекла на светофоре разноцветные. Почему? Карандаши разноцветные. Почему? Потому что в них добавлена краска.

Вот теперь мы знаем, из чего состоит пластилин. Из глины. Из воска. И еще из краски.

Как выбрать материалы для лепки

Пластилин. В магазинах канцтоваров и в художественных салонах продают много различных материалов для лепки. Прежде всего, это боль­шой выбор пластилина различного качества и назначения, выпускаемого различными фирмами, разные виды глины и пластики. Часто молодые родители, желая приобщить ребенка к искусству, покупают ему для лепки яркий и красивый, но незнакомый материал, совершенно не представ­ляя, можно ли что-либо из него сделать. Чтобы было меньше проблем, учить лепить надо на знакомом материале. Это детский пластилин, ко­торый знают все дети, даже те, которые до школы не посещали детский сад (хотя бы слышали о нем и видели).

Не все фирмы делают его с одинаково хорошими лепными качества­ми. В одних наборах цвета яркие, радостные, в других — темные и тусклые. Да и лепится он по-разному. Один в руках словно тает, разминается бы­стро, без усилий, зато никак не хочет сохранять форму. Другой даже па­пины сильные пальцы могут с трудом расплющить, он часто трескается и ломается, его ни раскатать, ни вытянуть. Для лепки надо выбирать пла­стилин по его лепным качествам. Цвет должен играть второстепенную роль, вспомогательную, хотя в готовом изделии яркие цвета смотрятся лучше. Пластилин, который довольно легко разминается, хорошо держит получен­ную форму, не липнет к рукам, при сгибании не ломается и не трескается, выпускают многие производители, как отечественные, так и зарубежные.

Обычно пластилин выпускают наборами с различным количеством цветов (минимально их должно быть 5—6). Для выполнения всей про­граммы ребенку понадобятся 8—10 таких наборов. Некоторые произ­водители выпускают свой пластилин также и в одноцветных брикетах. Не все цвета расходуются одинаково — больше всего уходят в изделия белый, желтый, зеленый, красный и близкие к ним цвета, меньше все­го — черный. Некоторые цвета можно перемешивать, получая проме­жуточные. Например, желтый и красный при смешивании дают оран­жевый; красный и черный - коричневый; желтый и синий - зеленый и т. д. Но процесс смешивания, т. е. переминания пластилина, занимает довольно много времени, которого на уроке совсем нет. На уроке дети лепят из того пластилина, который есть в наличии. Поэтому лучше всего иметь набор, дополняемый брикетами. Но в одном изделии использовать пластилин разного качества нельзя.

Рабочая доска. Дети лепят на рабочей доске. Это не только подклад­ка, чтобы не пачкать парту, — это рабочий инструмент. На доске раска­тывают все исходные формы. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками. Часто дети приносят пластиковые доски, которые продают в магазинах канцтоваров как специальные для лепки. Они хороши, но под них надо подкладывать толстую бумагу или ткань — на гладких партах они скользят, а раскрываемый пластилин  к ним прилипает.

Уход за принадлежностями. И последний, но не малозначащий пред­мет оснащения - тряпка. Пластилин, конечно же, залепит все: доску, стеку, руки и пол под партой. Как же справиться с уборкой? Доску и пол чистят стекой, соскребая с них пластилин. А стеку и руки чистят тряп­кой: мягкой, хлопчатобумажной, хорошо впитывающей. Пластилин лег­ко снять такой тканью, очищая руки и пластмассу. Руки надо вытирать особенно тщательно - ладони и отдельно каждый палец. Когда следов пластилина не останется, остатки жира нужно смыть водой с мылом, а через несколько уроков сильно загрязненную тряпку заменить.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.