logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Главная тема дискуссий о переносе столицы в Египте – перегруженность Каира. В 1979 году в Египте был основан город Эль-Садат, названный в честь президента страны Анвара Садата. Садат мечтал, что к 2000 году в этот город переедет столица Египта. Однако его планам не суждено было осуществиться. В построенном в Эль-Садате Комплексе министерств сейчас размещается университет.

В 2005 году группа экспертов выступила с предложением перенести столицу в Эль-Минья аль-Гадида в 250 км к югу от Каира. В 2006 на заседании правительства под председательством Ахмеда Назифа было принято менее радикальное решение о переносе столицы (парламента и правительства) из Каира в один из его пригородов. В заявлении правительства говорилось о том, что таким шагом кабинет надеется снизить невероятную нагрузку на инфраструктуру колоссального города, население которого оценивается в 18–20 млн человек (более 20 % населения государства) и продолжает расти на 2 % в год.

Ожидается, что такой шаг разгрузит город и даст импульс развитию городов спутников. На заседании было предложено три кандидатуры на звание новой столицы – город в 35 км от Каира, Новый Гелиополь, находящийся на месте древней сакральной столицы, и один из районов на шоссе Каир-Суэц. В 2007 году правительство подготовило соответствующую программу строительства, но тогда президент Хосни Мубарак высказался против этого проекта как слишком дорогостоящего.

После смерти президента Мубарака дискуссии о новой столице Египта возобновились и даже интенсифицировались.



Объединенные Арабские Эмираты

В 2009 году президент шейх Халифа бен Заед аль-Нахайян и кронпринц Абу-Даби генерал шейх Мохаммед бен Заед аль-Нахайян инициировали перенос столицы страны в новый город Халифа, расположенный в 20 км от нынешней столицы. По планам город должен быть возведен в течение 20 лет.

Согласно некоторым прогнозам, в течение 25 лет новый город сможет вместить около 3 млн человек. Планируется, что в новой столице будут находиться все министерства и ведомства, федеральное правительство, университеты, а также посольства и представительства иностранных государств. Строительство новой федеральной столицы началось в 2010 году и успешно продолжается.



Турция

В эпоху расцвета Османской империи Стамбул находился в самом центре страны, между Анадолу (в Азии) и Румели (в Европе). Но с течением времени империя лишилась Балкан и почти всех своих европейских территорий, и ее столица вдруг стала фронтьером и наиболее уязвимым из городов страны, находящимся на самой границе. В результате, когда Османская империя терпела военные поражения, вражеские силы немедленно оказывались у ворот города (русские войска в 1878 году и союзные войска в 1918-м). В марте 1920 года союзные армии оккупировали Стамбул, а британские силы закрыли турецкий парламент. В этих условиях турецкая администрация стала искать более подходящее место для расположения своей столицы на азиатской стороне. Место для новой столицы было найдено в глубине Анатолии как сердца турецкой нации. Инициатором и исполнителем проекта переноса стал харизматичный президент страны Кемаль Ататюрк.

Главной задачей Ататюрка стало строительство и реконституция новой нации на руинах Османской империи. Сначала он возглавил движение национального сопротивления против оккупантов. Штаб-квартирой этого движения стала Анкара. Новый турецкий парламент был созван в Анкаре в 1920 году. На выступлении в парламенте Ататюрк заявил, что с этого момента не Анатолия будет подчиняться Стамбулу, а Стамбул Анатолии. Тем не менее верность девизу турецкой армии, в котором провозглашалась цель освобождения столицы страны, Стамбула, от вражеской оккупации, отсрочила официальное провозглашение Анкары столицей Турции в 1923 году.

В октябре 1923 года 13 депутатов парламента во главе с первым премьер-министром Турции представили билль о назначении Анкары столицей Турции и местом пребывания правительства. На возражения оппонентов об исторической важности Стамбула, они говорили о геостратегических преимуществах Анкары (безопасное расположение по отношению к границе, превосходная связанность с другими городами и регионами страны сетью транспорта и коммуникаций), настаивая при этом, что Стамбул может оставаться экономической и культурной столицей. В результате Анкара почти единогласным решением парламента была провозглашена новым политическим центром государства.

Между тем в турецкой прессе продолжались публичные дискуссии и полемика. Один из ярых оппонентов новой столицы заявил, что самоизоляция в Анатолии отделит турецкий народ как будто Китайской стеной от процессов и тенденций в современной цивилизации. Журналист из Анкары иронично парировал, что, напротив, именно стамбульские правители отделяли Китайской стеной турецкий народ от цивилизованного мира, в который турецкая нация теперь сможет смело влиться.

В общем и целом ближайшими причинами в выборе новой турецкой столицы, по-видимому, были военно-стратегические соображения. Тем не менее в исторической ретроспективе соображения деимпериализации и национального строительства кажутся не менее фундаментальными. Падение империи и поражение в войне означали для турков также и новое рождение нации.

Новая столица стала катализатором ее создания, и в определенном смысле именно возникновение новой столицы способствовало деимпериализации политического мышления нового государства. Хотя Мустафа Кемаль апеллировал к военно-стратегическим аргументам, масштаб его преобразований и реформ различных сфер государственной, религиозной и культурной жизни страны показывает, что не менее важным для него было создание собственного политического и символического полюса для развития нации. Текст Стамбула был уже исписан многослойной и длинной историей Османской империи и других цивилизаций.

Символизм и архитектурные планы Анкары были противопоставлены идеологии османизма с одной стороны и исламизму с другой. При этом собственно турецкая составляющая этого символизма представлялась в виде антипода ориентализму, витиеватости и орнаментальности, которые реформаторы приписывали традиционному Востоку. Старые формы адаптировались к новому историческому нарративу. Так традиционная для деспотических государств Ближнего Востока форма мавзолея была использована в Анкаре в качестве памятника основателю современной Турции (Аныткабир) и мидиума для изложения перипетий национальной истории.

Перенос столицы должен был приблизить Турцию к идеалам модернизма и простоты, которые приписывались уже самому турецкому субстрату нации, освобожденному от имперских и ориентальных наслоений. Имперское наследие османов объявлялось реформаторами устаревшим и даже опасным для строительства новой нации. Противопоставление османского и собственно турецкого наследия мы находим, например, в формуле Фалиха Рифки Атая, писателя и журналиста, близкого к Кемалю, а также почетного председателя комиссии по планированию Анкары: «Османы строили монументы, турки строят города». Интересно, что в это же время младотурки отказываются от арабской вязи и переходят на латиницу. В первоначальном символизме Анкары обнаруживаются также попытки поиска и возрождения старых доисламских и доимперских почвенных анатолийских символов, например хеттского солнца, которое украсило герб новой турецкой столицы.

Турции была нужна чистая страница для того, чтобы начать писать свой собственный текст нации и создавать новые формы, которые воплощали бы стремления и чаяния турецкого народа, противопоставленные имперскому прошлому, сконцентрированному в Стамбуле.



Иран

В 2003 году решение о переносе столицы Ирана из Тегерана в другой город было принято правительством страны и предложено советом по определению политической целесообразности. Изначально эта идея была предложена духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи.

По замыслу авторов такой перенос должен разгрузить 14-миллионную столицу, задыхающуюся от пробок и перенаселенности, а также позволит избежать или значительно снизить число возможных жертв в случае землетрясения, которое сейсмологи считают неизбежным в этом районе. По мнению профессора геофизики Тегеранского университета Бахрама Акашеша, если сила землетрясения будет составлять хотя бы шесть баллов, то погибнет до 6 % населения Тегерана, а 80 % зданий будет разрушено или станет непригодно для жилья. Некоторые эксперты дают еще более пессимистические прогнозы. В рамках одного из них ожидается, что в случае сильного землетрясения все дороги, ведущие в город, будут разрушены, что затруднит спасательные операции. Центр сейсмических исследований при министерстве науки Ирана все чаще фиксирует подземные толчки в окрестностях Тегерана, что «свидетельствует о накоплении энергии в предгорьях южной части хребта Эльборс».

Некоторые наблюдатели полагают, что смена столицы в неменьшей мере мотивирована политически, а именно соображениями безопасности государственных учреждений в случае массовых манифестаций протеста населения. Те из них, которые имели место в Тегеране после выборов президента, вызывают особые опасения иранского руководства. Главной движущей силой этих манифестаций, как известно, было студенчество, которое составляет значительную часть населения столицы. Кроме того, Тегеран традиционно считается в Иране крупным либеральным анклавом в традиционно религиозной и консервативной стране. На новом месте, предполагают эти аналитики, центральная власть будет избавлена от соседства с либеральной тегеранской публикой и беспокойным прозападным студенчеством.

Место для размещения новой столицы Ирана пока окончательно не выбрано. Некоторые специалисты, как, например, Акашеш, считают, что столичные функции можно вернуть Исфахану, который уже был столицей Ирана в XVI веке. Другие полагают, что по примеру некоторых других государств столицу следует построить с нуля. В качестве ее возможного расположения предлагается местность к югу от города Кум, где за последние две тысячи лет не было зафиксировано ни одного крупного землетрясения и которая известна религиозностью и консервативностью населения, важнейшие факторы для власти. Кум был тем городом, где жил, учился и преподавал аятолла Рухолла Хомейни, и место с такой славной предысторией может служить надежным оплотом режима. Таким образом, в новом месте будет учтено сразу оба мотива переноса. Интересно, что идеи переноса столицы в Кум уже высказывались Национальным комитетом защиты в 1915 году, когда русские войска вплотную подошли к Тегерану.

Исторически в Персии столицы менялись довольно часто. Тегеран получил статус главного города страны в 1795 году. До этого столичные функции поочередно исполняли Исфахан, Казвин, Шираз, Мешхед, Хамадан и другие города. Уже в качестве столицы Тегеран стал крупнейшим городом страны.

Основной рост мегаполиса пришелся на XX век – за неполные 100 лет население города увеличилось с 250 тыс. до 14 млн человек. Рост населения сопровождался бесконтрольной застройкой, что превратило Тегеран в бетонные джунгли. По мнению Акашеша, Тегеран стал столицей по ошибке. Еще в 60-е годы он предлагал комплекс мер, которые бы не позволили городу вырасти в мегаполис. Смена столицы включена в составленный на 2005–2025 годы всесторонний план развития страны и была одобрена верховным руководителем Ирана аятоллой Али Хаменеи.



Йемен

Перенос столицы в Северном Йемене произошел в 1962 году на волне революции, которая свергла имамат и королевскую власть и вернула столицу из Таиза в Сану. В 1948 году крайне непопулярный король Йемена Ахмед ибн Яхья Хамидаддин перенес столицу Йемена в Таиз, третий по величине город страны, который в древности также неоднократно служил столицей государства, в 1948 году. После смены короля и установления республики национализация власти потребовала смены политического центра.

В связи с Йеменом интересно также кратко сказать о выборе столицы после воссоединения страны в страны, хотя прямо эта тема не относится к переносам. Объединение двух стран, НДРЙ и Йеменской Арабской Республики, в 1990 году поставило перед новым государством дилемму выбора столицы. В качестве столицы нового союза была выбрана столица Северного Йемена Сана. Здесь важно отметить, что раскол Йемена – в противоположность Вьетнаму, Корее или Германии – произошел не на почве идеологии. Южная часть Йемена стала британским колониальным портом в 1839 году и была известна в качестве протектората под названием порт Аден. Северная часть Йемена оставалась частью Османской империи до 1918 года.

Исторически в Йемене было множество столиц и они часто менялись. Тафар – столица иудейского Химьяритского царства (до VI века). Позже, – в VII–IX веках, – резиденция наместников арабских халифов, частью владений которых стал Йемен, располагалась в Сане. С XII по XIII век столица находилась в Таизе, столице династии Айюбидов. В XI веке одна из величайших королев Билкис-младшая унаследовала от своего мужа государство Сулайхидов, перенесла столицу из Саны в Джиблу. Позже – с XIII по XV век – столицей государства становится Забид, центр династии Расулидов и центр мусульманской учености, который был столицей также с IX по XI век. С начала XVI века столицей стал город Сана. Некоторые династии (Русалиды) пользовались сразу двумя столицами (Таизом и Забидом).

После освобождения Северного Йемена от турецкого господства столица оказалась в Сане, который был наиболее исторически долговременным политическим центром страны и важным коммерческим городом. Среди причин, определивших этот выбор после объединения страны, следует назвать, прежде всего, то, что Северный Йемен был более богатым и демографически крупным государством, и объединение состоялось именно на его основе. Другим важным фактором было то, что столица Южного Йемена, Аден, был классическим колониальным портом. Южный Йемен перестал быть колонией Великобритании только в 1967 году и вопросы национальной и дистанцирования от колониальных символов старой власти стояла здесь более остро. В целом Йемен следует здесь классическому примеру описанных нами постколониальных перемещений столиц вглубь страны в свои традиционные центры из коммерческих и более космополитичных портовых городов.

Следует также упомянуть, что продолжающиеся гражданские конфликты и столкновения в Йемене во многом связаны именно с недостаточной репрезентацией Южного Йемена в столице, в органах власти и в политической жизни воссоединившейся страны.



Афганистан

В 2008 году было принято решение о строительстве новой столицы страны – «нового Кабула». По оценкам проектировщиков, это будет новый современный город с населением около 3 млн человек.

На строительство «нового Кабула» различными странами (Япония) и международными организациями уже выделено 500 млн долларов. Всего же, по оценкам разработчиков, на реализацию проекта потребуется от 15 до 30 лет и 34 млрд долларов.

На настоящий момент Кабул является главным экономическим и культурным центром страны. Он был основан Бабуром в 1504 году как столица Могольской империи. Главными причинами строительства нового города считаются чрезвычайная перенаселенность Кабула и недостатки его инфраструктуры, которые чрезвычайно пострадали от недавних войн и гражданских конфликтов. Так, город, рассчитанный по своей инфраструктуре на 750 тыс. человек, в настоящее время населяют 5–6 млн жителей. Строительство города также должно обеспечить работой около 300 тыс. афганцев.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.