logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

МАТЕМАТИКА

Проблемно-поисковые задания на уроках русского языка

Современные педагогические технологии направлены на активизацию и интенсификацию деятельности ученика. Использование на уроке проблемных ситуаций, поисковых задач способствует тому, что учащиеся начинают определенным образом перестраивать известные им способы действия, пытаясь найти новые, соответствующие условиям поставленной задачи. Дети начинают анализировать языковые явления, определяют проблему, ищут пути ее решения.

Поисковые задания, безусловно, формируют у школьников навыки лингвистического исследования.

Задание 1

На вопрос «К какой части речи относятся выделенные слова в указанных предложениях» школьники дали два ответа. Как вы думаете, почему?

«И все-таки это была весна. Она шла с юга по мощному слою снега, покрывавшему все земное, ее атаковали северные ветры, небо обильно сорило снегом, но это была весна, ее поступь, ее животворное дыхание».

 

 

 

Задание 2

Выделенные слова являются определением, дополнением, обстоятельством. К какой части речи они относятся? Объясните.

В осеннем лесу

Старый бор с утра полон влаги. Земля его остро пахнет палым листом, слежавшейся хвоей и грибами. Под хвоей и листьями прячутся грузди. Их нелегко найти. Грибник, натыкаясь на их молочно-белые, мясистые шляпки, похожие на слегка расплющенные воронки, радуется им больше, чем боровикам. Грудь – чистый гриб, его не точат ни черви, ни улитки, не ест белка.

 

 

 

Задание 3

Прочитайте предложения. Подберите синонимы к выделенным словам. Можно ли заменить выделенные словами словами других частей речи?

Я такого никогда не видел.

Если б хоть один такой у меня был!

 

 

 

Задание 4

Прочитайте и озаглавьте текст.

Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе и на стадионе.

С музыкой связаны многие события в жизни людей. Под тихий напев колыбельной засыпает малыш. Под веселую музыку играют дети. Школьники разучивают песни, отправляются в поход под звуки марша. Молодежь любит танцевальную музыку.

Музыка – наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматься, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой.

Выпишите из второго абзаца слова, относящиеся к одному и тому же слову, обозначающему предмет, отвечающие на один и тот же вопрос.

Образуйте все формы зависимого слова в сочетании, где оба слова обозначают предмет.

Выпишите из текста первое предложение каждого абзаца. Получился ли у вас текст? Докажите.

 

 

 

Задание 5

В чем своеобразие употребления местоимения свой в следующих выражениях: в свое время, в своем роде, на своем месте, не своим голосом, поставить на свое место, мастер своего дела, идти своей дорогой?

 

 

 

Задание 6

Сравните предложения: Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их.

Что вы можете сказать о синтаксической роли изменяемых слов в этих предложениях?

 

 

 

Задание 7

Сравните предложения: Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их.

Что вы можете сказать о синтаксической роли изменяемых слов в этих предложениях?

Выделите второстепенные члены в предложениях.

Сравните функцию местоимения.

 

 

 

Задание 8

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда навод...т грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда сн...га м...тут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других (не) ждут,

Позабыв вчера.

(К. Симонов)

1) Как назвать эти стихи?

2) Почему в первом предложении автор не употребил подлежащее (местоимение ты) и на первое место вынес сказуемое?

3) Как вы понимаете словосочетание «жёлтые дожди»? Почему в этом стихотворении использовано именно оно, а не «листопад»?

4) Какие слова повторяются в этом тексте? Почему?

5) Почему в сложном предложении одна часть (главная) включает сказуемое в единственном числе, а вторая (придаточная) – во множественном числе?

 

 

 

Задание 9

Монумент

Дробится рваный цоколь монумента,

Взвывает сталь отбойных молотков.

Крутой раствор особого цемента

Рассчитан был на тысячи веков.

Пришло так быстро время пересчёта,

И так нагляден нынешний урок:

Чрезмерная о вечности забота –

Она, по справедливости, не впрок.

Но как сцепились намертво каменья,

Разъять их силой – выдать семь потов.

Чрезмерная забота о забвенье

Немалых тоже требует трудов.

Всё, что на свете сделано руками,

Рукам под силу обратить на слом.

Но дело в том, что сам собою камень –

Он не бывает ни добром, ни злом.

Дробится рваный цоколь монумента,

Взвывает сталь отбойных молотков.

Крутой раствор особого цемента

Рассчитан был на тысячи веков.

(А. Твардовский)

 

Почему стихотворение называется «Монумент», а не «Памятник»?

Почему в первых двух строчках использован обратный порядок слов – главных членов предложения, а в последних двух – прямой?

Укажите ещё примеры обратного порядка членов предложения. Какова роль инверсии?

Какую смысловую нагрузку выполняют местоимения (забота – она, камень –он)?

Почему использована форма каменья, а не камни?

Как вы понимаете семь потов? Почему семь, а не восемь, например?

Какую текстовую роль выполняют в этом стихотворении антонимы?

Почему автор в конце повторил первую строфу?

Какие звуки преобладают в стихотворении? Какое они создают настроение?

Какие цветовые ощущения вызывает это стихотворение?

 

 

 

Составь слово

Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.

Ответ: ВЕСНА.

 

 

 

Четвёртое лишнее

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

1. Корова, медведь, лиса, заяц.

2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

3. Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность

4. Делимое, множитель, делитель, частное.

5. Произведение, сумма, разность,слагаемое,частное.

 

 

 

Ребусы, анаграммы

Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.

Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:

У

ШКА

(подушка)

ОД

Р

(народ)

100Л (стол)

Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…

Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок и др.

 

 

 

Развиваем логику

По определению назови слово:

хрустящий, зелёный, пупырчатый;

маленькая, пугливая, компьютерная;

интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера: ...

 

 

 

Закодированное слово

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.

 

 

 

Какография

Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.

Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.

 

 

 

Альтернативные задания

1. Вспомните 5 литературных произведений А. С. Пушкина, в названии которых встречаются имена прилагательные.

2. Подберите сложные антонимы, например, умная девочка – глупый мальчик

Хороший друг - Слабый мороз

Поздний вечер - Грустная старость

Короткий день - Радостная встреча

3. Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки:

Лучше _____ правда, чем______ ложь.

_______мир лучше _______ войны.

Приведите свои примеры.

4. Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и наоборот:

Грусть – тоска Ложь – вымысел

Мрак – темнота Жара – холод

Близко – рядом Работать – трудиться.

Развиваем и обогащаем речь.

В крылатых выражениях вставьте пропущенные одинаковые слова, составьте предложения:

Из … вон плохо.

Сидеть сложа … .

Мастер на все … .

Золотые … .

 

 

 

Цифровой диктант

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.

Учитель предлагает детям среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0. “Буквенный диктант”.

Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…).

1. Как называется часть суток после ночи? (утро – У)

2. Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)

 

 

 

Развивающий канон

Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.

1 Дикие животные.

Хитрая Л

Злой В

Косой ?

2 Род имени существительного.

Земля ?

Стол М

Окно С

Следует отметить, что многие каноны – это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся.

 

 

 

Найди соответствие

1. Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь – десятичная, свинцовая, правильная.

Звук –

Речь –

Предложение –

Словарь –

2. Вставьте в текст прилагательные:

После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.

 

 

 

Кто быстрее

Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.

1. Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить…

2. Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)

3. Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима).

Хотелось бы поделиться с некоторыми видами работы и заданиями, которые способствуют развитию личностной заинтересованности учащихся в изучении русского языка на уроках. Например, по теме: «Обобщение. Имя существительное» я предлагаю школьникам раскрыть секреты, которые «спрятала» эта часть речи: одушевлённые – неодушевлённые, собственные - нарицательные, род имени существительного, о которых поведала сказка.

Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных различия, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: «Пусть они будут мои, мужского рода». А жена набрала много слов и сказала: «А это будут мои, женского рода». А остальные слова остались посередине – среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия.

Грамматические сказки – это неотъемлемая часть урока русского языка при изучении некоторых тем: «Глагол», «Изменение имён существительных по падежам», «Части речи», «Правописание суффиксов –ек; -ик».

Такая форма подачи нового материала как сказка всегда интересна детям, а как известно, то, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Существует тесная связь между знаниями и личностным интересом. С одной стороны, благодаря личностному интересу ученик лучше усваивает знания, с другой – личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.

Словарные диктанты и орфографические минутки тоже стараюсь всегда проводить разнообразно. Например, словарный диктант, когда учащимся предлагается текст с пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова.

Не велик…. да краснеет нос. (Мороз)

….любит чистоту. (Посуда)

Чужбина – калина, родина -…. (Малина)

…. человек добро помнит. (Русский)

При повторении изученного материала мне помогает такой интересный приём, который называется «Заморочки из бочки». Это может быть картонная бочка, а у нас с ребятами обыкновенная стеклянная баночка, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно!

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.