logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

МАТЕМАТИКА

Строительным материалом для грамматических единиц служат слова и формы слов, которые определённым способом связываются между собой. Таким образом, объекты синтаксической науки – это не только словосочетания и предложения, но и их компоненты: слова и формы слов. Но слова и формы слов в синтаксисе изучаются лишь с точки зрения их связей при образовании словосочетаний и предложений, а также с точки зрения их функций в составе этих синтаксических единиц.

Синтаксические разминки бывают разные, но цели у них одинаковые.

1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о синтаксическом разборе предложений.

2. Развивать умение использовать в речи словосочетания, предложения; активизировать мыслительную деятельность учащихся; обогатить словарный запас детей, развивать устную или письменную речь учащихся.

3. Повышать интерес к изучаемому предмету, создать эмоциональный настрой, приобщать к литературному языку.

 

Разбор предложения проводится поэтапно.

1 этап- определить, какой частью речи является слово.

2 этап- определить, каким членом предложения является слово.

3 этап- характеристика предложения.

4 этап- построение схемы.

Синтаксический разбор включает в себя разбор словосочетаний, простых и сложных предложений. Его задача – научить выделять и характеризовать эти единицы. В частности, синтаксический разбор простых предложений предполагает умение выделять их из сложных предложений или текста (если они не даны отдельно), давать им общую характеристику, разбирать по членам предложения, а дополнительно членить простые предложения на простые словосочетания и сочетания знаменательных слов, не являющиеся словосочетаниями, характеризовать их отношение к тому целому, из которого они выделены.

Разбор данных единиц осуществляется в соответствии со структурно-семантическим принципом их выделения и описания, учитывающим грамматическое значение и все существенные структурные признаки. Однако и при этом подходе сталкиваются разные точки зрения, прежде всего, на словосочетание и классификацию сложноподчиненных предложений. Так, в учебниках для восьмого и девятого классов С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко принята концепция словосочетания В. В. Виноградова и структурно-семантическая классификация сложно- подчиненных предложений. В учебнике же для пятых-девятых классов В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой представлена, по существу, логико- грамматическая классификация (выделение подлежащных, сказуемостных, дополнительных и т. п. придаточных), хотя и учитывающаяся основные структурные признаки, дается иное, чем у В. В. Виноградова, определение словосочетаний, выделяются сочинительные словосочетания.

Поступающие в вуз могут придерживаться любой из принятых в действующих учебниках для средней школы концепций и пользоваться предлагаемыми в этих учебниках планами и образцами синтаксического раз бора. Предпочтительными, однако, представляются планы и образцы ра збора, предлагаемые в данном пособии. Они опираются на получившую широкое признание в школе структурно-семантическую классификацию сложноподчиненных предложений и виноградовскую теорию словосочетания, не выходят за рамки школьных программ, в них учтено и обобщено общее и различное в планах и образцах синтаксического разбора разных учебников и учебных пособий, они позволяют абитуриенту полнее проявить свои знания в процессе разбора.

Так, взятые в скобки в образцах разбора элементы доказательства нацеливают абитуриентов на поощряемое, но не требуемое в обязательном порядке доказательство даваемых при разборе характеристик. Абитуриент должен уметь объяснять принимаемые при разборе решения. Синтаксический разбор, как и другие виды разбора, может иметь устную и письменную формы. Использование схем при устном разборе, особенно при разборе сложных предложений, и других элементов письменного разбора делает его комбинированным, однако в данном пособии по некоторым соображениям за ним сохранено название «устный разбор». Синтаксический разбор связан с выделением (расстановкой) и объяснением употребления знаков препинания.

Классическим примером разбора может слить предложение:

при л. союз прил. прил. сущ. предлог Красив и печален русский лес в ранние

прил. сущ.

осенние дни.

(предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми)

Схема предложения [ ‗‗ и ‗‗ ]

Также можно предложить осложнить предложение деепричастным оборотом, причастным или однородными членами и произвести синтаксический разбор.

Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые, жёлтые листья.

(предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, осложнено деепричастным оборотом и однородными членами.

Особой популярностью у детей пользуется работа по схемам.

1) [ ], да [ ].

2) И [ ], и [ ], и [ ].

3) […сущ.], ( где…).

4) «П! – а. – П».

5) [… так], ( что…).

Ученики пятых классов любят игру "Мозаика", где из слов надо собрать предложение.

На, листвы, выделяются, фоне, пятна, красно-жёлтых, яркие, клёнов, пожелтевшей, и, осин, золотом.

На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин.

Наиболее сложным видом разбора служит следующий пример

Из предложения -Мы наблюдаем за перелётными птицами.- возьмите подлежащее.

Из предложения - Дети рады приходу осени - возьмите сказуемое.

Из предложения - Новый учебный год принесёт много интересного- возьмите первое определение и поставьте в Дат.п., жен. род.

Из предложения - К встрече учеников готовы новые школы.- возьмите первое дополнение.

В итоге мы получаем предложение:

 

МЫ РАДЫ НОВОЙ ВСТРЕЧЕ.

 

Синтаксический разбор предложения прочно вошёл в практику. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора.

Этот вид работы носит практическую направленность и очень сильно помогает формированию орфографической и пунктуационной зоркости. 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.