logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Гоголь сам нарисовал обложку к первому изданию «Мертвых душ». Слово «поэма» он выделил и всячески стремился подчеркнуть, что произведение его необычно по жанру. У Пушкина был роман в стихах, а у Гоголя - поэма в прозе. Оба этих произведения - лиро-эпические, и для Гоголя были важны оба эти начала.

В «Мертвых душах» есть черты социального романа, а также внешнее сходство с авантюрно-приключенческим романом, так как все завязано на авантюре Чичикова. Повесть о капитане Копейкине - внесюжетный элемент - помогает расширить художественное пространство, в произведении появляется тема Петербурга. Гоголь задумывался над тем, что терпение народа не беспредельно. Цензура хотела выпустить поэму без повести о капитане Копейкине, но Гоголь сказал, что в таком случае он не будет издавать поэму.

Можно по-разному определить жанр «Мертвых душ», но если рассмотреть произведение как роман, то это в первую очередь социальное и сатирическое произведение.

Что будет, если из «Мертвых душ» вынуть все авторские отступления и внесюжетные элементы? Останется крепко сбитый сатирический роман с авантюрно-приключенческим сюжетом, то есть «Мертвые души» станут совершенно другим произведением.

«Величайшим» жанром повествовательной поэзии Гоголь считал эпопею - жанр, в котором находит отражение целая историческая эпоха, с описанием народной жизни или даже жизни всего человечества (например, «Илиада» Гомера или «Война и мир» Л. Н. Толстого). Жанр романа, по мнению Гоголя, является «слишком условленным», он считает, что в фокусе внимания этого жанра находится не вся жизнь в целом, а всего лишь «замечательное происшествие» в ней. Гоголь полагал, что больше всего внимания писатель должен уделять именно характерам персонажей, и особенно главного героя. Помимо этого, Гоголь считал нужным выделить промежуточный жанр между эпопеей и романом - меньшие роды эпопеи. Малая эпопея не должна иметь «всемирный» характер, но должна нести с себе «полный эпический объем замечательных частных явлений». Герой малой эпопеи - «частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». Гоголь видел отношения автора и героя так: «Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени». Помимо этого, Гоголь отдельно выделял обличительную и сатирическую направленность «меньшего рода эпопеи». Получается, что «Мертвые души» Гоголь создал именно в жанре малой эпопеи.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.