logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

В цикле петербургских повестей Гоголя Петербург показан через чиновничий класс. Это праздный, порочный и неискренний город, где такие люди, как Акакий Акакиевич и капитан Копейкин, совершенно беззащитны, а нос майора Ковалева делает успешную карьеру.

В «Шинели» читатель видит набросок городского пейзажа, когда Акакий Акакиевич идет в гости чуть ли не первый раз в жизни. Гоголь показывает Петербург не только как город, где человека распознают по одежде, а еще и город, где каждому по рождению и социальному положению суждено жить в определенной части города. Гоголь часто пишет о Петербурге, как о каком-то городе-мираже, городе-обмане. После двух бокалов шампанского Акакию Акакиевичу самая обычная женщина, может быть, даже легкого поведения, показалась прекрасной.

Но, начиная с момента кражи шинели, меняется вся жизнь Акакия Акакиевича, ему советуют обратиться к одному значительному лицу. Значительное лицо отчитывает Акакия Акакиевича за несоблюдение процедуры прошения и даже позволяет себе накричать на него. Здесь в очередной раз автор подчеркивает, что основой светской этики в Петербурге являются чинопочитание, уважение к процедурам и верность системе.

Акакий Акакиевич, находясь в сильнейшем потрясении после разговора со значительным лицом, простудился, пришел домой и слег. Умирает герой в бреду, но в бреду есть намек на речь - никому не понятный и ни до кого не дошедший протест, бессильный и безрезультатный.

Петербург остался без Акакия Акакиевича и не заметил утраты. Далее Гоголь пишет, что в Петербурге появляется привидение в виде Акакия Акакиевича, то есть Гоголь с помощью фантастики стремится восстановить справедливость. В «Ревизоре» он для этого показывает немую сцену, в «Шинели» он прибегает к фантастике. Он это делает сознательно, ведь это - единственный возможный способ изменить действительность.

Гоголь делает следующий после Пушкина шаг в развитии жанра петербургской повести. Хоть у Пушкина и есть инородный Петербург, которого нет у Гоголя, но у Гоголя, как и у Пушкина, присутствует сострадание к маленькому человеку, призыв к добру, любви и принятию. Повествователь ведет игру с читателем - он припоминает дату рождения Акакия Акакиевича, рассказывает городские слухи, но самое для него главное - сделать так, чтобы читатель проникся к герою состраданием.

И Пушкин, и Гоголь в своих петербургских повестях делают Петербург и фоном, и местом действия, и героем. Оба писателя соединяют реалистичность с фантастикой.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.