logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Композиция произведения кольцевая, так как главный герой Базаров два раза проходит по одному и тому же пути: Марьино - Никольское - дом родителей. Этот маршрут помогает понять контраст между героем первой половины пути и героем второй.

В романе присутствуют три крупные пейзажные зарисовки, в которых можно увидеть проявление авторской позиции. В третьей главе читатель встречает первый в романе пейзаж - описание окрестностей дороги в Марьино. Здесь автор будто рисует два пейзажа. Первый - реальный: «обтерханные» мужики, обглоданные деревья, тощие коровы, а второй - родные края глазами Аркадия. Для Тургенева очень важным было то, что Аркадий может отдаться общему движению жизни.

Пейзаж в романе во многом играет композиционную роль. Тургенев - великолепный пейзажист, зарисовки природы у него получаются одновременно и реалистические, и поэтические. Базаров не видит красоту природы - так у Тургенева соотносятся жизнь природы и людей.

После прочтения описания природы, данного в главе, кажется, что автор понимает природу так же, как и Николай Петрович, считая, что совершенно невозможно «не сочувствовать [...] природе». Вечерняя природа необычайно радует глаз, и даже скучные бледно-зеленые стволы осин и заплата на плече у мимо проезжающего мужика смотрятся органично в общей картине.

Тургенев пишет даль синим, как художник, здесь проявляется авторская близость и к природе. Можно сказать, что с помощью этой пейзажной зарисовки он спорит с Базаровым. Тургенев показывает, как Базаров обкрадывает себя, когда демонстрирует к природе лишь утилитарный подход. Для автора великую ценность имеет то, что человек может так чувствовать и понимать природу, как Николай Петрович.

Пейзаж перед дуэлью автор описывает отрывисто и легко, стремясь передать энергию и обаяние молодого дня. Для этого он прибегает к уменьшительно-ласкательным вариантам: «тучки», «барашки», «паутинки» - все это добавляет легкости и свежести описываемому пейзажу.

Но главный пейзаж романа находится, несомненно, в главе, которая выполняет функции эпилога. Заканчивается роман описанием заброшенного кладбища. Автор пишет, как к одной из могил «приходят два уже дряхлые старичка», и показывает это как что-то естественное и вечное. Для Тургенева здесь важно подчеркнуть, что любовь вечна, что она побеждает даже смерть. Для этого автор цитирует Пушкина: словосочетание «равнодушная природа» взято из «Брожу ли я вдоль улиц шумных», написанного тогда, когда Пушкин много думал о смерти и о том, как к ней относиться.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.