logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Под определением «лишний человек» в русской литературе подразумевается некий социально-психологический тип, главными чертами характера которого можно назвать неудовлетворенность, душевную усталость, тоску и разочарование во всем, что может предложить жизнь. «Лишний человек», как правило, не может найти себе места в обществе - светские развлечения навевают на него только скуку; он не видит смысла в государственной службе, где основной добродетелью можно назвать чинопочитание; не видит также смысла и в любви.

Но если в 30-е и 40-е годы люди, которые не могли найти себе место в обществе, были как бы своеобразным упреком этому обществу, то в 50-е и 60-е годы реальность требовала активных, мыслящих, неординарных, а главное идейных и одновременно деятельных людей. На фоне этих новых исторических условий, накануне важнейших преобразований в устройстве страны, Тургенев пишет роман «Отцы и дети» и повесть «Ася», где прекрасно раскрывает образы «лишних людей» и их несостоятельность.

Оба героя повести «Ася» - люди образованные, светские, но неспособные себя реализовать, люди с каким-то внутренним изъяном. История любви Н.Н. к Асе прекрасно характеризует его как лишнего человека - он не решается полюбить Асю, думает, что не сможет связать свою жизнь с семнадцатилетней девочкой «с ее-то нравом», боится принять важное решение и ответственности за него.

Образ лишнего человека в романе «Отцы и дети» воплотился в Павле Кирсанове, который и «принсипами», и историей жизни очень схож с «лишними людьми: недаром Базаров называет его «архаическим явлением» в четвертой главе. Согласно воззрениям Кирсанова, нормы морали, созданные аристократами, диктуют жизненные принципы всему человечеству. Он считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что его принципы никак не соотносятся с его делами, - жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности и раздумьях.

Тургенев был уверен, что поэт должен быть «психологом, но тайным», поэтому он очень редко позволял себе конкретную авторскую оценку действия, персонажа или явления, кроме слов «Да он и был мертвец» по отношению к Павлу Петровичу. Понимать это следует, как констатацию того, что уже произошла смена понятий, что эпоха старшего Кирсанова заканчивается. То, что он вскоре после дуэли «уехал из Москвы за границу», подчеркивает тот факт, что он сам понимал свою ненужность в родной стране. Не случайно в своем напутствии близким он вспоминает о прощании «навсегда».

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.