logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Главный герой романа проходит тяжелый путь от безверия к вере, то есть одной из центральных идей произведения можно назвать идею обновления, поиска бога и нравственного очищения.

Центральная идея христианства - любовь к ближнему. В начале романа главный герой не откликается ни на любовь матери и сестры, ни на заботу Разумихина, но потом Раскольников начинает более тонко чувствовать мир и людей, а в конце романа любит по-настоящему. Возникает вопрос: за что Сонечка Мармеладова полюбила Раскольникова? Ответ прост: она любит образ Христа в человеке, для неё человек, созданный по образу и подобию божию, изначально хорош, поэтому она, узнав настоящую, живую душу Раскольникова, полную страдания и раскаяния, всячески поддерживает его, принося себя в жертву.

Мотивы страдания и сострадания можно проследить на протяжении всего романа. Многие герои романа страдают осознанно. Например, Мармеладов женился из жалости на несчастный благородной вдове с тремя детьми, хотя понимал, что не сможет сделать ее счастливой. Красильщик Миколка, взявший на себя чужую вину, решает «страдание принять», так как считает, что страдания облагораживают человека, очищают и приближают к богу. Раскольников искупает страданием свое преступление и лишь на каторге чувствует духовное возрождение.

Очень важна символика чисел в романе, так как и здесь видны евангельские мотивы. Число «3» встречается в романе много раз: за 30 тысяч выкупила Свидригайлова Марфа Петровна; 30 копеек дала Соня Мармеладову на похмелье; 3000 рублей Дуне не оставила Марфа Петровна.

Еще одно символичное число романа - «7»: произведение состоит из семи частей.

Раскольников совершил преступление в 7 часов; 7 лет прожил Свидригайлов со своей женой. В евангельской символике число «7» - символ святости, соединение божественного числа «3» с числом «4», символизирующим мировой порядок и, кстати, также немаловажным в произведении: 4 дня Раскольников провел в болезни; на 4-й день Соня читает ему о воскрешении Лазаря (воскрешении благодаря любви и вере ближнего), которое произошло через 4 дня после его смерти; в главе 4-й части Соня и Раскольников встречаются. Эпизод в эпилоге, когда на каторге «они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней», перекликается с библейской историей про Рахиль и Иакова: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее».

В главе пятой части романа читатель встречает еще один важный момент - обмен крестами. Крест, который Соня предлагает Раскольникову, символизирует готовность Сони принести себя в жертв. Раскольников, приняв крест, сделал бы, сам того не осознавая, первый шаг к своему будущему очищению и воскрешению, но он лишь отмахивается от этого предложения.

Достоевский открывал новые евангельские глубины, христианскую диалектику, позволяющую в преступнике увидеть раскаявшегося христианина, а в проститутке - духовную чистоту «вечной Сонечки, на которой мир стоит».

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.