logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели: повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; выявить их роль в организации художественного текста; продолжить работу по комплексному анализу текста.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Методы: исследовательский, эвристическая беседа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

Материал для учителя.

При словообразовании аффиксы присоединяются в определенной последовательности к корню, который является смысловым ядром, носителем лексического значения слова.

Корень – обязательная часть слова, его структурно и семантически организующий центр. На основе общности корней образуются гнезда родственных слов. В художественной речи родственные слова способны охарактеризовать изображаемое явление с различных сторон и выделить в нем разнообразные свойства и признаки. Родственные слова выступают также как одно из средств связи частей текста, они обусловливают его смысловую цельность, а аффиксальные морфемы, которыми они различаются, усложняют значение однокоренных слов, делают их семантически богаче.

Например, в стихотворении Е. Винокурова:

             Округлы облака и женщины. Кругла

             Планета наша! Яблоко округло.

             И сердце кругло. Круглота не зла.

             Округлыми глазами смотрит кукла.

             Я круг люблю. Он выдуман хитро.

             В нем нет конца. Сыщи-ка в нем огрехи?

             Кольцо и солнце, жернов и ядро.

             Недаром кругу поклонялись греки –

родственные слова, перечисляемые автором, выступают как иллюстрация к теоретическому заключению: «Все важнейшее в мире – округло»; их конкретные значения в совокупности создают глубокое обобщение.

Словообразовательный ряд со значением «круг как гармоничная фигура Вселенной» передает целостное философское восприятие поэтом окружающих предметов в их многогранных связях и отношениях. Родственные слова круг, круглый, округлый, круглота (окказионализм) имеют общее в своем значении – характеристику формы, напоминающей круг или кольцо. Такая смысловая единица, которую можно выделить в родственных словах, называется семантемой. Сущность семантемы родственных слов может быть раскрыта также на основе контекста нескольких произведений одного и того же автора, и тогда она становится основой для обобщающего поэтического образа.

В отличие от эмоционально-экспрессивных суффиксов, приставки чаще всего выступают как словообразовательные морфемы. Так, приставка без- обозначает отсутствие того, что названо в производящем слове: порядок – беспорядок, деятельный – бездеятельный; приставка вы- – направление действия изнутри наружу: выбежать, выбросить, вытолкнуть и т. д. Характерной чертой приставок является их семантическая автономность в слове: значения приставок более определенны и стандартны, чем значения суффиксов. Это в первую очередь дополнительные, уточняющие значения, связанные с пространственной, временной или количественной характеристикой предмета или действия. Указанные значения, как правило, не растворяются в общей семантике слова, а, наоборот, обособлены.

Приставки широко используются в словообразовании глаголов, а также прилагательных, менее активны и разнообразны они в именах существительных и наречиях.

В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения. Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости.

Например, в стихотворении М. Цветаевой «Настанет день...» путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершенности действия, усиливается экспрессия:

             Настанет день – печальный, говорят! –

             Отцарствуют, отплачут, отгорят, –

             Остужены чужими пятаками, –

             Мои глаза, подвижные, как пламя.

Особенно заметна роль приставки в выражении экспрессии в стихотворении М. Цветаевой «Отмыкала ларец железный...». В этом поэтическом шедевре приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм.

             Кошкой выкралась на крыльцо,

             Ветру выставила лицо.

             Ветры – веяли, птицы реяли,

             Лебеди – слева, справа – вороны...

             Наши дороги – в разные стороны.

             Ты отойдешь – с первыми тучами,

             Будет твой путь – лесами дремучими,

             Песками горючими.

             Душу – выкличешь,

             Очи – выплачешь.

В одном случае приставка обозначает направленность движения изнутри наружу (выставила, выкралась), в другом – указывает на полную завершенность, исчерпанность действия (выкличешь, выплачешь).

Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов. Так, в одном из стихотворений М. Цветаевой двойные приставки перекликаются, чередуются, повторяются:

             Вскрыла жилы: неостановимо,

             Невосстановимо хлещет жизнь.

             Подставляйте миски и тарелки!

             Всякая тарелка будет – мелкой,

             Миска – плоской,

             Через край – и мимо –

             В землю черную, питать тростник.

             Невозвратно, неостановимо,

             Невосстановимо хлещет стих.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Работа в малых группах по предложенным заданиям.

1) Прочитайте стихотворение С. Погореловского. Какие образы у вас возникают, когда вы читаете его? Найдите родственные слова и определите их лексическое и грамматическое значения. Попробуйте сформулировать: какое обобщенное значение имеет семантема «снег». Какую художественную роль выполняет она в тексте?

             Проплясали по снегам

             Снежные метели.

             Снегири снеговикам

             Песню просвистели.

             У заснеженной реки

             В снежном переулке

             Звонко носятся снежки,

             Режут лед снегурки.

2) Из приведенных ниже отрывков из стихов И. А. Бунина выпишите слова, содержащие семантему «снег», определите, к какой части речи они относятся. Укажите их значения в тексте. Какие предметы, явления окружающей действительности обрисованы с помощью данного ряда? Какие эмоциональные оттенки отражены в родственных словах, какое настроение они выражают? Почему так употребителен в стихах И. А. Бунина этот ряд?

             Пустыня, грусть в степных просторах.

             Синеют тучи. Скоро снег.

* * *

             Вечернее зимнее солнце

             И ветер меж сосен играют,

             Алеют снега, а в светлице

             Янтарные пятна мелькают.

* * *

             Морозное дыхание метели

             Еще свежо, но улеглась метель.

             Белеет снега мшистая постель,

             В сугробах стынут траурные ели.

* * *

             Прозрачно-бледный, как весной,

             Слезится снег недавней стужи,

             А с неба на кусты и лужи

             Ложится отблеск голубой.

* * *

             Метеор зажжется,

             Озаряя снег...

             Шорох пронесется –

             Зверя легкий бег...

             Что ты мутный, светел месяц?

             Что ты низко в небе ходишь,

             Не по-прежнему сияешь

             На серебряные снеги?

* * *

             Один встречаю я дни радостной недели, –

             В глуши на севере... А там у нас весна:

             Растаял в поле снег...

* * *

             За окнами – снега, степная гладь и ширь,

             На переплетах рам – следы ночной пурги...

             Как тих и скучен дом! Как съежился снегирь

             От стужи за окном. – Но вот слуга. Шаги.

* * *

             Вся в снегу, кудрявом, благовонном,

             Вся-то ты гудишь блаженным звоном.

                    (О старой яблоне.)

* * *

             ...А барышня плетет.

             Сидит, выводит крестики и мушки,

             Бела, как снег, скромна, как лен в степи.

* * *

       Один туман молочно-синий,

       Как чья-то кроткая печаль,

       Над этой снежною пустыней

       Смягчает сумрачную даль.

* * *

             Срывая брызги с бурного прибоя,

             Он влажной пылью воздух наполняет

             И снежных чаек носит над волнами.

                    (О ветре.)

* * *

       Дымясь, вставали из-за леса

       На склон небес – и вот одно

       Могучим обликом Зевеса

       Воздвигло снежное руно...

       (Об облаке.)

* * *

             Синеет небо яркое – и вдруг

             С гумна стрелою мчится белый турман

             И снежным комом падает к балкону.

* * *

             Под хрусталем воды сияет белоснежный

             Недвижный отблеск маяка.

* * *

       Белый снег лежит в ущелье.

       Но на скате, на льдине,

       Видел я подснежник синий.

* * *

       Как все вокруг сурово, снежно,

       Как этот вечер сиз и хмур!

       Леса, скалистые теснины –

       И целый день, в конце теснин,

       Громада снеговой вершины

       Из-за лесных глядит вершин.

* * *

       А там встают,

       Там медленно плывут и утопают

       В глубоком океане небосклона,

       Как снеговые горы, облака.

3) В приведенных фрагментах определите, где прямое, а где переносное значение имеют слово снег и родственные ему слова. Попробуйте те примеры с прямым значением слова снег, в которых есть указание на время, расположить в соответствующей последовательности: 1) начало, середина, конец зимы; 2) утро, день, вечер, ночь.

4) Найдите и запишите эпитеты, которыми определяется слово снег. Какие признаки снега называют эти образные определения? Как они характеризуют отношение автора к снегу (зиме)? Какими изобразительными средствами (метафора, сравнение) пользуется автор при употреблении семантемы «снег»?

5) Найдите семантему «снег» в стихотворениях Ф. И. Тютчева или А. А. Фета, сравните ее с семантемой «снег» у И. А. Бунина. В чем сходство и каковы различия в ее значении и употреблении?

6) Прочитайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Песня Еремушке».

             «Стой, ямщик! Жара несносная,

             Дальше ехать не могу!»

             Вишь, пора-то сенокосная –

             Вся деревня на лугу.

             У двора у постоялого

             Только нянюшка сидит,

             Закачав ребенка малого,

             И сама почти что спит;

             Через силу тянет песенку

             Да, зевая, крестит рот.

             Сел я рядом с ней на лесенку;

             Няня дремлет и поет:

             «Ниже тоненькой былиночки

             Надо голову клонить,

             Чтоб на свете сиротиночке

             Беспечально век прожить.

             Сила ломит и соломушку –

             Поклонись пониже ей,

             Чтобы старшие Еремушку

             В люди вывели скорей».

На какие две части можно разделить данный отрывок? Объясните, с какой целью используются деминутивы в песне нянюшки? Какой жанр русских народных песен представлен в стихотворении? Для чего вводятся деминутивы в повествовательной части отрывка? Можно ли было в этой части обойтись без них? Какой колорит придают уменьшительно-ласкательные суффиксы всему стихотворению?

7) Прочитайте бытовую сценку из поэмы Н. А. Некрасова «Коробейники». Расскажите, о каком эпизоде из крестьянской жизни в ней говорится.

             Ванька вдруг как захихикает

             И на стадо показал:

             Старичонко в стаде прыгает

             За савраской, – длинен, вял,

             И на цыпочки становится,

             И лукошечком манит –

             Нет! проклятый конь не ловится!

             Вот подходит, вот стоит.

             Сунул голову в лукошечко,

             Старичок за холку хвать!

             «Эй! еще, еще немножечко!» –

             Нет! урвался конь опять

             И, подбросив ноги задние,

             Брызнул грязью в старика.

Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите их стилистическую роль. Каким чувством проникнут этот отрывок поэмы? Почему в одном случае употребляется слово старичонко, в другом – старичок, а в третьем – старик? Как деминутивы помогают читателю представить изображенную поэтом картинку?

8) Познакомьтесь со стихотворением И. А. Бунина «Мужичок». Сравните его с отрывком из поэмы Н. А. Некрасова «Коробейники». Что общего вы заметили?

       Ельничком, березничком – где душа захочет –

       В Киев пробирается божий мужичок.

       Смотрит, нет ли ягодки? Горбится, бормочет,

       Съест и ухмыляется: я, мол, дурачок.

       «Али сладко, дедушка?» – «Грешен: сладко, внучек».

       «Что ж, и на здоровье. А куда идешь?»

       «Я-то? А не ведаю. Вроде вольных тучек.

       Со крестом да с верой всякий путь хорош».

       Ягодка по ягодке – вот и слава Богу:

       Сыты. А завидим белые холсты,

       Подойдем с молитвою, глянем на дорогу,

       Сдернем, сунем в сумочку – и опять в кусты.

В какой форме написано это стихотворение? Как с помощью деминутивов создается образ божьего мужичка? Почему в его речи так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Чувствуете ли вы иронию в отношении автора к своему герою?

9) Прочитайте стихотворение А. Т. Твардовского. О чем оно?

             Весенний, утренний, тоненький

             Ледок натянуло сеткой,

             Но каплет с каждой соломинки,

             С каждой ветки.

             И звонкую, хрупкую,

             Набравшись силы в ночи,

             Чуть солнце – уже скорлупку

             Проклюнули ручьи.

             Апрельским ветром подунуло,

             Запахли водой снега.

             И дело свое задумала

             Река, упершись в берега.

             Ей грезится даль раздольная,

             Ее минута близка...

             Грохочет крылечко школьное,

             Едва дождавшись звонка.

Найдите деминутивы, определите, к какой части речи они относятся. Выделите в этих словах все суффиксы.

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя» (индивидуальные карточки по выбору обучающегося).

а) Прочитайте стихотворение И. А. Бунина.

                    На окне, серебряном от инея,

                    За ночь хризантемы расцвели.

                    В верхних стеклах – небо ярко-синее

                    И застреха в снеговой пыли.

                    Всходит солнце, бодрое от холода,

                    Золотится отблеском окно.

                    Утро тихо, радостно и молодо.

                    Белым снегом все запушено.

                    И все утро яркие и чистые

                    Буду видеть краски в вышине,

                    И до полдня будут серебристые

                    Хризантемы на моем окне.

1) Какое время суток изображено в стихотворении? Определите местоположение лирического героя. Какие картины он видит в настоящий момент? А что было накануне? По каким признакам вы узнали об этом?

2) О каких хризантемах говорит поэт? Почему он выбрал такой образ? Точен ли он? Можно ли только по одному этому образу определить отношение автора к тому, о чем он пишет?

3) Сравните два родственных слова – серебряный и серебристый. Какими оттенками в значении они различаются? Почему окно названо серебряным, а морозные узоры на окне – серебристыми?

4) Почему солнце названо бодрым? О чем говорит читателю этот эпитет? Какое настроение передает этот образ?

5) Какова цветовая гамма стихотворения? Какие слова передают ее?

6) Сравните два предложения: Утро тихо, радостно и молодо. И все утро яркие и чистые / Буду видеть краски в вышине. Почему в одном случае использована краткая форма имен прилагательных, а в другом – полная? К какой части речи относится слово утро в 1-м и 2-м предложениях?

б) Познакомьтесь со стихотворением А. Т. Твардовского «Сельское утро».

             Звон из кузницы несется,

             Звон по улице идет.

             Отдается у колодца,

             У заборов, у ворот.

             Дружный, утренний, здоровый

             Звон по улице идет,

             Звонко стукнула подкова,

             Под подковой хрустнул лед;

             Подо льдом ручей забулькал,

             Зазвенело все кругом;

             Тонко дзинькнула сосулька,

             Разбиваясь под окном;

             Молоко звонит в посуду,

             Бьет рогами в стену скот, –

             Звон несется отовсюду –

             Наковальня тон дает.

1) Какое слово является опорным (ключевым) в стихотворении? Оправдан ли повтор этого слова? Что вносит в стихотворение такой повтор?

2) С какими глаголами сочетается слово звон? Как эти глаголы передают распространение утренних звуков?

3) Какие эпитеты определяют слово звон? Какое настроение они вносят в общую тональность произведения?

4) Какие еще слова с семантемой «звук» использованы в стихотворении? Перечислите, что делает утро таким звонким?

5) Какие глаголы звучания встречаются в тексте? Найдите их корни. Какие звуки природы ими переданы?

6) Отметьте, какие согласные звуки повторяются в стихотворении чаще, чем другие. Какой эффект достигается в результате повторения однородных звуков? Как аллитерация (повтор одинаковых согласных звуков) помогает передать слуховые ощущения?

в) Прочитайте стихотворение В. Бокова. Чему оно посвящено? Как бы вы его озаглавили?

             Дождичек утром!

             Ласковый, мелкий, дотошный.

             Словно мышонок, скребется в трубе водосточной.

             Легким комариком, крылышком бьется в окошко,

             Тихо крадется по крыше, как старая кошка.

             Тихо ползет в воротник подорожника.

             Капли стекают по яблоням так осторожненько.

             Жадно трава себя в дождичек теплый макает,

             С чувством блаженства некошеный луг намокает.

             Небо сквозь мелкое сито сеет и сеет дождинки,

             Вот уже лужа блеснула в ложбинке.

             Хмель потемнел,

             Конопляник, одышкою мучаясь,

             Вот уж неделю ждал именно этого случая.

1) Определите, в чем особенность данного стихотворения. Укажите деминутивы, выделите в них суффиксы. Объясните, почему поэт употребил слово дождичек, а не дождь или дождик.

2) Какие сравнения употребляет поэт, рассказывая о дождичке? Использованы ли в них деминутивы?

3) Какие эпитеты использованы поэтом при характеристике дождичка? Почему дождичек назван дотошным? Как вы понимаете это слово? Считаете ли вы этот эпитет удачной находкой автора стихотворения?

4) О чем еще в стихотворении говорится как о живых существах? Как называется такой прием? Приведите примеры из текста.

5) Какие слова и выражения указывают на то, что дождичка долго ждали?

6) Укажите случаи лексического повтора в стихотворении. С какой целью используется этот прием?

7) Обратите внимание на звучание согласных и их сочетаний в двустишиях:

Словно мышонок скребется в трубе водосточной. Легким комариком, крылышком бьется в окошко. Тихо крадется по крыше, как старая кошка. Небо сквозь мелкое сито сеет и сеет дождинки.

Можно ли эти строки назвать звукописью?

г) Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака «Ландыш».

                    Чернеет лес, теплом разбуженный,

                    Весенней сыростью объят.

                    А уж на ниточках жемчужины

                    От ветра каждого дрожат.

                    Бутонов круглые бубенчики

                    Еще закрыты и плотны,

                    Но солнце раскрывает венчики

                    У колокольчиков весны.

                    Природой бережно спеленутый,

                    Завернутый в зеленый лист,

                    Растет цветок в глуши нетронутой,

                    Прохладен, хрупок и душист.

                    Томится лес весною раннею,

                    И всю счастливую тоску,

                    И все свое благоухание

                    Он отдал горькому цветку.

1) Найдите в тексте слова и выражения, использованные Маршаком вместо наименования «ландыш». Охарактеризуйте их, определите, когда используется метафорическое обозначение, когда – описательный оборот, а когда – обращение к родовому понятию вместо видового. Почему слово ландыш только вынесено в заглавие и не встречается в тексте стихотворения?

2) Прочитайте толкование слова ландыш в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова: «Травянистое растение с душистыми мелкими белыми цветками-колокольчиками» и его ботаническое описание в книге «Лекарственные растения Центрального Черноземья»: «Многолетнее травянистое растение высотой 15–25 см с тонким ползучим корневищем. Надземная часть состоит из 2–3 прикорневых листьев и цветочной стрелки. Листья ярко-зеленые, продолговато-эллиптические. Цветочная стрелка трехгранная, заканчивается рыхлой односторонней кистью из 6–20 цветков. Цветки белые, ароматные, шаровидно-колокольчатые, на дугообразно изогнутых цветоножках».

Сравните два описания. Чем они различаются? Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите, являются ли они деминутивами.

3) Обратите внимание на композицию стихотворения, на сходство в построении 1-го и 2-го четверостиший. Как такая композиция выражает авторскую мысль?

4) Как построено 3-е четверостишие? Чем осложнено это единственное составляющее строфу предложение? Какую смысловую нагрузку несет слово спеленутый, что оно характеризует? Какие еще эпитеты встречаются в этом четверостишии? Как вы думаете, почему в последней строке автором использованы прилагательные в краткой форме?

5) Сравните первое и последнее четверостишия. Каким в них предстает перед читателем лес? Что изменилось? Как вы понимаете выражение счастливая тоска? Почему состояние леса ранней весной названо именно так?

д) Познакомьтесь со стихотворением М. Цветаевой.

Б. ПАСТЕРНАКУ

                    Рас – стояние: версты, мили...

                    Нас рас – ставили, рас – садили,

                    Чтобы тихо себя вели,

                    По двум разным концам земли.

                    Рас – стояние: версты, дали...

                    Нас расклеили, распаяли,

                    В две руки развели, распяв,

                    И не знали, что это – сплав

                    Вдохновений и сухожилий...

                    Не рассорили – рассорили,

                    Расслоили...

                    Стена да ров.

                    Расселили нас, как орлов-

                    Заговорщиков: версты, дали...

                    Не расстроили – растеряли.

                    По трущобам земных широт

                    Рассовали нас, как сирот.

                    Который уж – ну который – март?!

                    Разбили нас – как колоду карт!

             24 марта 1925

С Борисом Пастернаком Марину Цветаеву сближает некоторая общность поэтической манеры. Цветаева посвятила ему множество прекрасных стихов. Стихотворение «Расстояние: версты, мили...» спустя годы обрело особенное звучание, явно выходя за рамки личного поэтического послания. Версты, дали разделили в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов. Исторические события 1917 года развели по разным концам земли множество замечательных людей России, разлучили их надолго, а то и навсегда, с родиной.

Основной особенностью данного стихотворения является многократное и разнообразное использование приставки раз-. Но наряду с этим художественным явлением в стихотворении применяются и другие образные средства. Обратите на них внимание.

1) Найдите глаголы с приставкой раз-/рас-. Определите ее значение. Объясните, почему в данном тексте так много слов с такой приставкой. Как повторяющаяся морфема выявляет основную тему стихотворения?

2) В каких словах звуковой компонент рас с точки зрения современного русского языка уже не является приставкой и входит в корень? Прочитайте историческую справку о словах расстояние и распять: Расстояние. Заимств. из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. образовано с помощью суф. -ни(j) от расстояти – «стоять в отдалении», сохранившегося в диалектах и являющегося производным с преф. рас- от стояти. Распять. Заимств. из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. образовано с помощью преф. рас- от пяти – «натягивать». Покажите, что выбор М. Цветаевой этих слов также правомерен.

3) Почему в отдельных словах морфема (или слог) рас- отделена от слова знаком тире? Как способствует такое выделение пониманию основной темы и идеи произведения?

4) Найдите омографы. Определите, как они образованы. Объясните их употребление в тексте. Какое значение приобретают эти слова, находясь в противопоставлении?

5) Кого поэт определяет словосочетанием сплав вдохновений и сухожилий? Как вы понимаете это образное выражение?

6) Почему в стихотворении упоминается об орлах? Каким приложением определяется слово орлы? Почему это приложение перенесено в начало другой строки? Что достигается в результате подобного переноса? Найдите в тексте примеры аналогичного переноса, объясните их.

7) О чем говорит метафора трущобы земных широт? Как эта метафора соотносится со сравнением как сироты? Какие еще сравнения употреблены в стихотворении?

8) Найдите синонимический ряд слов, обозначающих расстояние. Почему рядом с русским обозначением присутствует заимствованное слово?

9) Какой знак препинания наиболее употребителен в стихотворении? В каких случаях его постановка соответствует правилам пунктуации и когда этот знак авторский? Какую смысловую нагрузку несет данный знак?

10) С какими муками сравниваются муки разделенных не по своей воле людей? По какому слову вы об этом догадались?

11) Посмотрите, когда написано это стихотворение. Имеется ли в тексте указание на время написания? Можно ли считать это произведение автобиографическим?

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.