logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.

Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
Информационные технологии –   это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

позволяют индивидуализировать процесс обучения;

повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

активизируют познавательную деятельность учащихся;

развивают творческий потенциал учащихся;

осовременивают урок.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

при объяснении нового материала;

закреплении;

повторении;

контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

Тренажёр

Контроль за умениями, навыками учащихся

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку, которых в настоящее время создано достаточно много.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

повысить интерес учащихся к предмету;

повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

сэкономить время на опрос учащихся;

дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

На своих уроках я использую электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс). Это оригинальная специально разработанная система компьютерных тестов, позволяющая проконтролировать уровень владения пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, которая поможет избежать ошибок в дальнейшем. Тесты адресованы школьникам старших классов, абитуриентам, студентам, учителям –  русистам, а также всем, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других.

Цели:

выработать у учащихся умения и навыки выяснять смысловые отношения в БСП с двоеточием и тире, расставлять знаки препинания и знать сферу употребления этих конструкций;

научить учащихся видеть смысловые и интонационные различия союзных и бессоюзных предложений;

знать правила постановки тире и двоеточия; сферу употребления БСП.

уметь выяснять смысловые отношения в БСП, расставлять знаки препинания (слайд 2).

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Добрый день, мои друзья,
Вас я видеть рада.
Ваши знания всегда
Лучшая награда.

– Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

Н.А.Добролюбов.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А.П.Сумароков.

– Вот это мы и докажем нашей сегодняшней разминкой.

2. Разминка

1. Расставьте ударение в словах (слайд 3).

Мозаика, квартал, соболезнование, корысть, эксперт, медикаменты, углубленный, регулировать.

2. Найдите грамматические основы данных предложений. Чем выражено подлежащее и как с ним согласуется сказуемое?

Вошла Фенечка с Митей на руках. С баржи несли раненых. Некоторые стонали, но большинство молчало. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.

3. Определите количество букв и звуков в данных словах:

Традиция, ориентир, шинель, гигантский, асфальт, рояль.

4. Чем различаются фразеологизмы?

Китайская грамота, филькина грамота.

Китайская грамота – что-либо совершенно непонятное, непостижимое, недоступное пониманию.
Филькина грамота – пустая, ничего не значащая бумажка, не имеющий никакой силы документ.

5. Приведите русские эквиваленты заимствованных слов.

Инертный, бездеятельный.
Экологический, природный.
Дискуссия, спор, обсуждение.
Диалог, разговор двух людей.
Дебют, первое выступление.
Информация, сообщение, новости.

Во время разминки 3ученика работают по  карточкам с места, 2 ученика у доски – 2 ученика с места (работа в парах).

3. Словарный диктант (1 ученик за доской).

Приобщиться к достижениям мировой культуры, присутствовать на презентации, встретиться на премьере спектакля, приобрести билет на выставку картин, архитектурный ансамбль.

–  Проверим. Все ли слова вам знакомы? Объясните значение слова «презентация». Это многозначное или однозначное слово?
–  А какие слова называются многозначными?
–  Сколько значений может иметь слово?
–  Давайте послушаем сообщение о многозначности слов.(Доклад ученика.)
–  Приведите примеры многозначных слов.
–  А какие слова из словарного диктанта являются многозначными?
–  Что объединяет эти слова, на какое они правило подобраны? (пре- и при-).
–  Когда же пишется е, когда и? (слайд 4)

4. Проверим ваши знания. Выполните тест. Работа по перфокартам

Премьера           придумать     препятствие
Преодолеть        презабавный презентация
Пренеприятный привстать      прехороший

– Проверим, как вы справились. У вас должна получиться буква и из букв е. (слайд 5).

5. Словарная работа

– Итак, что же такое презентация?

Презентация (лат. praesentatio) –  специально подготовленное общественное представление чего-либо с целью ознакомления, признания.
Сегодня состоялась презентация ассоциации кинорежиссёров.
1 ученик у доски презентация – фонетический разбор
2 ученик – составить с этим словом возможные типы словосочетаний, разобрать их.
Класс – конструирование предложений по схемам: (слайд 7)

1 ряд [  ], ( с.когда…)
2 ряд ( с.если…), [  ]
3 ряд [ …сущ ], ( с.сл.который…)

– Прочитайте свои предложения. Какие это предложения?

–  Презентацию чего можно сделать?

6. Записать предложение для синтаксического разбора. Самостоятельно.

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
2 консультанта проверяют работы по карточкам у доски. Задайте вопросы консультантам.

7. Новая тема

–  Можно ли в этом предложении обойтись без союза? Какое получится предложение?
–  С какими знаками мы уже познакомились?
–  Как вы думаете, знаки останутся такими же?

8. § 11-12. Самостоятельное чтение учебника

– Давайте рассмотрим разные случаи постановки тире и двоеточия.( слайды).

Двоеточие:

–  Если 2 часть раскрывает содержание 1 части

Странная мысль  мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (а именно)

– 2 часть дополняет 1 часть

Я знаю: в вашем  сердце есть и гордость, и прямая честь.(что)

–  2 часть указывает на причину 1 части

Не спится, няня:  здесь так душно!        (так как , потому что)

–  2 часть представляет собой прямой вопрос

Затеяли спор пешеходы в пути: влево идти или вправо идти?

Тире:

– Противопоставление         а, но ССП

В счастье дружбой пользуются – в беде её проверяют.

–  1 часть указывает на время и условие    (когда, если)

Совесть потеряешь – другой не купишь.

–  2 часть содержит в себе вывод, результат, следствие (так что,   поэтому)

Снег был глубокий, но твёрдый – лыжи не проваливались.

– Сравнение  (словно, как)

Жизнь без радости – день без солнышка.

– Быстрая смена событий

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

– Неожиданное присоединение

Не рой яму другому – он может использовать её как фундамент.

– 2 часть является присоединительным предложением ( это, так, такой)

У меня есть цитата на любой случай – это лучший способ мыслить оригинально.

9. Закрепление

Выпишите предложения, подходящие к схемам. Самостоятельная работа.

1 вариант [  ] – [  ]
2 вариант [  ]: [  ]

Мир строит война разрушает.

Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

А я вот что заметил возле иных домов тополя сохнут.

Совесть потеряешь другой не купишь.

Я доверяю любящим они великодушны.

Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

– Проверим (устно).

10. Для чего используют в текстах БСП?

По сравнению с союзными, БСП более характерны для живой разговорной речи и для произведений художественной литературы, в которой эта речь воспроизводится. БСП в большинстве своём передают одновременность событий, явлений, фактов, создавая яркие картины природы, общественной жизни, раскрывая внутреннее состояние человека. Особую сжатость и выразительность придают БСП стихотворной речи. В пословицах и поговорках они помогают кратко, сжато и лаконично выразить сопоставительные, причинно-следственные, условные и другие смысловые отношения.

11. Подготовка к ЕГЭ

– У вас на столе есть памятка. Сегодня мы будем продолжать учиться определять стиль текста.

Памятка по определению стиля текста

1. Сфера общения
2. Функция речи
3. Специфические черты стиля

– Расшифруем каждый пункт.

– Прочитаем предложенный текст, по данной памятке определим стиль текста.

12. Домашнее задание

– Подобрать текст из произведений изученных авторов с использованием сложных предложений с разными видами связи, объяснить постановку знаков препинания.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.